14-ая симфония, «Антиформалистический раёк» Д. Шостаковича и Вторая симфониетта М. Вайнберга в Томске

21 декабря 2018

Для тех, кто пришел 15 декабря к 18.00 в Органный зал, была организована бесплатная экскурсия в Краеведческий музей на выставку «Сибиряки вольные и невольные», которую провел заведующий мемориальным музеем «Следственная тюрьма НКВД» Василий Ханевич.

Публика очень внимательно, очень чутко слушала 14-ю симфонию Д.Д. Шостаковича. Глубина и мощь баса Пермского театра Гарри Агаджаняна покорили сразу, с первой сцены, когда зазвучал монолог «Сто горячо влюбленных сном вековым уснули» Гарсиа Лорки. Лорелея Гийома Аполинера в исполнении Ирины Новиковой (сопрано) предстала и хрупко-нежной, и сильной одновременно, солистка Новосибирского театра оперы и балета передала весь драматизм чистой души, которая гибнет, неся свет людям. Симфония, где главной темой композитор сделал размышление о смерти, в трактовке маэстро Михаила Грановского и в исполнении оркестра оказалась наполнена светом. И это свет вдохновлял. И погружал в состояние созерцательного размышления. Все в зале притихли, потрясенные мощью музыки. Тридцать лет не звучала 14-я симфония Шостаковича, и каждый понимал: ему повезло – он услышал.
Программа второго отделения включала сразу две премьеры: Вторую Симфониетту для струнного оркестра и литавр Мечислава Вайнберга и «Антиформалистический раёк» Шостаковича. Симфониетта на фоне музыки Шостаковича проиграла в масштабе, но ее лирическое содержание с контрастными литаврами – солировал Владимир Дорохов, тоже запомнилась.
Грандиозным событием музыкальной жизни Томска стала премьера «Антиформалистического райка». Формула успеха сложилась из трех составляющих: самой музыки, ее интерпретации оркестром, но, прежде всего, артистизма исполнителя. Гарри Агаджанян во всех ролях – Чтеца (ведущего собрание музыкальной общественности), И.С, Единицына, А.А. Двойкина и Д,Т.Тройкина – был неподражаем. Для каждого образа он нашел и внешние характеристики, и узнаваемые интонации, подсказанные музыкой. Когда же он в конце мини-оперы пустился в присядку, а потом с маэстро сплясал канкан, публика зашлась от восторга.
О силе музыкальной сатиры позже будет написано отдельно. Пока заметим, что на политическую травлю Д. Шостакович дал гениальный ответ своей музыкой. Сегодня этот ответ не потерял своей остроты и актуальности. Но исполненная в духе балагана сатирическая кантата на слова самого композитора подарила несказанную радость слушателям. Смех, который сопровождал всю кантату, объединил слушателей и музыкантов. Смех наполнил сердца всех участников этого События витальной энергией. 
Спасибо Гарри Агаджаняну, спасибо маэстро Михаилу Грановскому, спасибо симфоническому оркестру, спасибо Хоровой капелле ТГУ (как же хор зажигательно «ассу» исполнял!).

 Татьяна Веснина

Из отзывов в соцсетях:
Сегодня вечером на симфоническом концерте в Томской филармонии мы стали свидетелями знаменательного культурного события в музыкальной жизни города. Глубокая, суровая,порой, страшноватая музыка Шостаковича 14 симфонии. Великолепный бас Гарри Агаджанян Пермская филармония. Но разорвал все шаблоны, заставил хохотать и аплодировать, конечно, Антиформалистическом раек Шостаковича. Это было великолепно!!!

Слушать и смотреть:

https://www.facebook.com/tatiana.vesnina/videos/pcb.2377847542288607/1998005673618477/?type=3&theater&ifg=1