Убийство в церковно-учительской школе

Церковная учительская школа, специальное учебное  заведение Св.синода для подготовки учителей начальных школ. Первоначально открылась 2 сентября 1891 как школа грамоты в память о пребывании цесаревича Николая Александровича в Томске в нижнем этаже архиерейского дома и на средства архиерейского домоуправления. В нее принимали детей разных сословий с одним условием - наличие голоса, т.к. учащихся  обучали и церковному пению. В 1892 школа была преобразована в одноклассную церковноприходскую, в 1893 - в двуклассную с 4-летним сроком обучения: в 1895 в ней открылся учительский класс.

В 1895 - 1896 для школы было выстроено специальное  здание по проекту арх. В.В. Хабарова на Почтамтской ул. В 1902 двуклассная школа была преобразована в церковно учительскую школу с 3-летним сроком обучения. В нее принимались окончившие двуклассные школы Сибири и Саратовской губернии, преимущественно, крестьянские дети, в возрасте 15-22 лет. Обучение велось за счет епархии, с условием, что выпускники должны были отработать не менее 5 лет в сельских школах духовного ведомства. Учебная  программа включала Св. Писание, вероучение, педагогику, историю, географию, русский язык, литературу, математику, пение, игру на скрипке. На 3 курсах Ц.у.ш. обучалось 50 человек, но к выпуску ежегодно доходило 7 - 10, а то и 3 ученика. Это было следствием слабой подготовки абитуриентов и неудовлетворительной постановки обучения в школе. За неполные 7 лет работы в Ц.у.ш. сменилось 8 заведующих.

В 1908 школой стал заведовать выпускник Московской духовной академии иеромонах Игнатий (в миру - Арсений Дверницкий). Ярый монархист, редактор газеты «Сибирская правда», органа Томского отделения Союза русского народа, он уволил либерально настроенных учителей и 14 учеников, запретил чтение светской литературы, посещение спектаклей, отменил школьное самоуправление, сократил расходы на питание, чем вызвал б. недовольство учащихся. Самоубийство одного из отчисленных учеников усугубило положение, а в мае 1909 два воспитанника Ц.у.ш. убили заведующего.

Эта смерть, всколыхнувшая город, послужила основанием для указа Св. синода от 15 июля 1909 о закрытии школы и о запрещении ее ученикам впредь поступать в другие учебные заведения духовного ведомства. В 1910 помещение Ц.у.ш. заняли духовная консистория и церк. архив. В советское время в этом доме размещалось ОГПУ (НКВД), затем он стал жилым. В конце 1990-х в его подвале был учрежден мемориальный музей истории политических репрессий "Следственная тюрьма НКВД" (отдел ТОКМ им. М.Б. Шатилова).

Церковная учительская школа /Статья из энциклопедии Томской области
Г.Н. Старикова.

Лит.: Михайловский М. Второклассная церковноприходская школа Томские епархиальные ведомости. 1886.15 окт.; Иеромонах Игнатий и его система: К 25-летию церковных школ // Сибирские вопросы. 1909. №20 Старикова Г. Убийство в церковной школе // Томский вестник. Краеведческое прил. «Елань». 1994. 5 мар.

 

Убийство в церковной школе

Аккуратное краснокирпичное здание на проспекте Ленина, 44 сейчас используется как обычный жилой дом. Строилось же оно совсем для другого.


С сентября 1891-го действовала в архиерейском доме открытая по инициативе епископа Макария в память о пребывании в Томске цесаревича Николая Александровича церковная школа грамоты. Вскоре программа ее расширилась, а 1895-м, когда открылся в школе дополнительный учительский класс, понадобилось и более просторное помещение. Епархиальный совет, принял решение выстроить для школы специальное здание. План его разработал архитектор Хабаров.

Строительство начали весной, а окончили осенью все того же 1895-го. Следующей весной приступили к отделочным работам, а 26 сентября 1896-го состоялось торжественное освящение «первого церковно-школьного здания пo всей Сибири", как было написано в «Епархиальных Ведомостях".  Дна верхних этажах этажа были отведены под классы, а нижний - под общежитие, мастерскую, кухню, кладовую.

Открывшаяся церковно-учительская школа явилась единственным в своем роде в Томской епархии учебным заведением, где в течение трех лет готовили учителей сельских церковноприходских школ. Принимали в эту школу выпускников двуклассных деревенских школ не только Сибири, но и России (например, из  Саратовской губернии), всех сословий в возрасте 15-17 лет. Обучение и содержание учеников оплачивали церковная казна. Окончившие полный курс получали «свидетельство» на право льготы по воинской повинности. За даруемые блага выпускники давали обязательство прослужить пять лет в школах духовного ведомства.

Круг изучаемых предметов в церковно-учительской школе был невелик: Священное Писание, вероучение, педагогика, история, география, русский язык, литература, математика, пение, скрипка. Методика преподавания отрабатывалась студентами в образцовой четырехгодичной школе грамоты, существовавшей при учительской школе.        

Здесь же проходили педагогическую практику семинаристы. Церковно-учительская школа была сродни семинарии - не столько программой, сколько режимом обучения, внутренним распорядком жизни. Епархиальный совет и сам епископ Макаpий внимательно следили за школой. И они часто оставались недовольными демократизмом в отношениях наставников и учеников, посещением ими спектаклей, концертов, публичной библиотеки П.И. Макушина. Томская газета «Сибирская Правда» орган Союза русского народа, даже назвала школу местом сбора "кадетствующих батюшек".

Наставники, тщательно оберегавшие воспитанников от черносотенного влияния, приучавшие их к серьезному чтению, самостоятельным мыслям, поддержали не одну юную душу в смутное для России время. Но стены школы спасали их и от физической расправы. Это произошло в дни октябрьского 1905 года погрома, когда заведующий церковной школой о. Прокопий Титов с крестом в руках отбивал у озверевшей толпы обреченных людей и укрывал их в  здании школы.

С особой благодарностью ученики церковно-учительской школы вспоминали 1907-1908 учебный год, когда школой руководил священник Захарий Бачениин. За считанные месяцы слава о школе разнеслась столь широко, что в  следующем году абитуриенты впервые поступали по конкурсу. Но в сентябре 1908-го отбор среди желающих попасть в школу вел уже новый заведующий - иеромонах о. Игнатий (Арсений Дверницкий), бывший до этого преподавателем семинарии, настоятелем университетской церкви и редактором "Сибирской Правды". С ним в школу пришли новые порядки.

За восемь месяцев в должности заведующего о. Игнатий уволил известных в Томске педагогов М.Г. Моцартова и И.Ф. Адрианова, исключил 14 учеников. За что? Например, за игру в снежки в Великий Вторник, за ношение рубашек красного цвета. (Один из исключенных после этого повесился). Заведующий запретил учителям беседы с учениками вне уроков, общение учеников разных классов, отменил самоуправление, посещение библиотек, концертов, чтение периодики и светской литературы, сократил расходы на питание.

Ответ на эти строгости последовал быстрый и страшный: два ученика, Герасим Юринов и Григорий Куимов, ночью 8 мая 1909 года задушили о. Игнатия.

Смерть учителя от рук воспитанников всколыхнула весь город, хотя реакция горожан была неоднозначной. Тысячи томичей шли за гробом, но не было в их рядах учеников и наставников семинарии и церковно-учительской школы. «Сибирская Правда» в те дни обнародовала слова сына одного протоиерея: «Если бы его не задавили ученики церковной школы, я задавил бы его своими руками». Военный суд, где рассматривалось дело приговорил убийц о. Игнатия к смертной казни через повешение. А одновременно выступил с ходатайством о замене смертной казни двадцатью годами каторжных работ, что и было удовлетворено.

Церковно-учительскую школу закрыли, учеников распустили без права восстановления в неё и поступления в другие учебные заведения духовного ведомства. В течение года здание пустовало. В августе 1910-го оно было передано духовной консистории - под различные её отделы, архив, квартиру секретаря консистории. Здесь же разместилось епархиальное попечительство о бедных духовного звания. Но, словно дух злодейства не желал покидать здание, и в советское время в нем длительное время располагался НКВД. О трагедии тех лет не дает забыть памятник жертвам репрессий в сквере рядом с домом.


Галина Старикова, кандидат филологических наук 
/ Елань «Томский вестник» № 44 (713), 5 марта 1994 г.

P.S. к статье краеведа Г.В. Скворцова:

*.В 1909 г. на втором этаже здания была открыта домовая церковь во имя Святого первомученика архидьякона Стефана, закрыта в 1920 г.

**  После совершенного в 1909 г. здесь убийства современники стали называть этот дом «Вертепом крови».