Беликов
Дмитрий Никанорович

(1852-1932)

Митрополит Димитрий

Епископ Русской православной церкви, профессор богословия Томского университета, историк церкви, митрополит Томский и Сибирский, деятель Григорианского раскола. Умер в Томске

Родился 19 октября 1852 в Симбирской губернии в семье священника. Окончил Симбирскую духовную семинарию, в 1874-1878 учился в Казанской духовной академии, которую окончил по церковно-историческому отделению со степенью кандидата.В ноябре 1878 публично защитил сочинение и был допущен к чтению лекций по общей гражданской истории (древней) в звании приват-доцента Казанской духовной академии. В октябре 1882 был рукоположен во священники Покровской церкви в Казани с оставлением за ним должности приват-доцента. В 1887 представил к защите магистерскую диссертацию «Христианство у готов» в совет Казанской духовной академии, а в марте 1888 Святейший синод утвердил его в степени магистра богословия. В декабре 1888 был утвержден в звании доцента по кафедре общей гражданской истории (древней) Казанской духовной академии.

     22 октября 1889 был назначен на должность профессора богословия Императорского Томского университета. В Томск прибыл весной 1890 и заведовал кафедрой богословия до 1904. Читал студентам младших курсов православного вероисповедания медицинского, а затем и юридического факультетов Томского университета обязательный курс богословия. В августе 1900 получил назначение Министерства народного просвещения на должность преподавателя богословия в Томском технологическом институте. 

     Одновременно с преподаванием с октября 1890 состоял настоятелем университетской Казанской церкви. С декабря 1891 был благочинным домовых при учебных заведениях церквей в Томске, служил цензором катехизических поучений, составляемых священниками Томской епархии. В мае 1895 был возведен в сан протоиерея.

       В 1902 представил в Совет Казанской духовной академии диссертацию «Томский раскол (исторический очерк от 1834 по 1880-е годы)», после защиты которой был утвержден в степени доктора церковной истории, В феврале 1904 был удостоен звания заслуженного профессора, в марте того же года, за выслугой лет, ему была назначена пенсия, он был выведен из штата университета с сохранением звания профессора и учебных поручений по кафедре. С 1902 с открытием в Томске общеобразовательных вечерних курсов для взрослых вел там занятия (на общественных началах).

      Священник Димитрий Беликов заведовал археологическим и этнографическим музеем университета, составил опись нумизматических коллекций позднейшего поступления и завел инвентарную книгу для вновь поступавших в музей предметов. Он известен научными трудами по истории Сибири. В книге «Первые русские крестьяне насельники Томского края и разные особенности в условиях их жизни и быта: общий очерк за ХVII и ХVIII столетия» (Томск, 1898) он внес существенные уточнения в картину заселения и хозяйственного освоения края, описал бытовую сторону жизни первых русских обитателей Сибири. В работах «Старинный Свято-Троицкий собор в г. Томске» (Томск, 1900), «Томские духовные начальники (заказчики). Исторический очерк для 300-летнего юбилея г. Томска» (Томск, 1906) дал представление о церковно-религиозной жизни Томска и Томского края, описал создание первых томских храмов. Он исследовал историю томских монастырей («Старинные монастыри Томского края». Томск, 1898), историю сибирского раскола. В 1904 Императорский Томский университет присудил ему премию имени А.М. Сибирякова, присваиваемую за научные труды по истории Сибири.

     Отец Димитрий принимал участие в общественно-политической жизни Томска. В декабре 1905  на учредительном собрании Томского отдела «Союза 17 октября» он был избран в бюро отдела. В 1906 духовенство Томской епархии избрало его членом Государственного совета, и в августе того же года он уехал из Томска в Петербург. В 1908 был назначен председателем Учебного комитета при Святейшем синоде, а также настоятелем синодальной Святых семи вселенских соборов церкви в Петербурге. Возведен в сан митрофорного протоиерея.

    В 1920 протоиерей Димитрий Беликов переехал в Омск, где был хиротонисан во епископа Омского, позже был удостоен сана архиепископа. Осенью 1922 оказавшиеся у власти обновленцы уволили его на покой, вскоре он перебрался в д. Петухово Томского уезда (по некоторым данным он был выслан туда властями) и служил в местной приходской церкви. В 1923 был приглашен прихожанами для служения в Сретенской церкви в Томске и был назначен томским архиереем в сане архиепископа.

       При сосуществовании двух направлений церковной жизни в Томске - обновленческого и староканонического (тихоновского) - было отмечено тяготение большой части верующих к последнему, возглавляемому Преосвященным Димитрием (Беликовым) 14 августа 1924 состоялось собрание верующих, сторонников владыки Димитрия, участники которого приняли решение объявить Троицкий собор автокефальным, т.е. совершенно самостоятельным, не подчиняющимся никакому вышестоящему учреждению, и избрать Владыку Димитрия настоятелем этого собора. 6 февраля 1926 Преосвященный Димитрий был подвергнут аресту, но 23 февраля выпущен на свободу «без всяких последствий».
      В первых числах марта 1927 в Томске работал епархиальный съезд, в котором участвовало 33 священника и 30 мирян, избравших почетным председателем Преосвященного Димитрия. В сложившейся обстановке, когда связь епархии с высшей церковной властью была прервана, в церковном управлении наблюдались противоречия, съезд принял решение о создании автокефального епархиального церковного совета староправославной канонической ориентации, деятельность которого распространялась на всю бывшую Томскую губернию. Преосвященный Димитрий сказал по этому поводу на съезде: «Принципиально я не могу вопреки своим убеждениям и по внушениям своего архипастырского долга отказываться от повиновения церковной власти, канонически правильной и твердо установленной по согласию всей поместной Церкви и с авторитетным оповещением от ее лица. Но прихожу к решению о необходимости временной относительной самостоятельности ввиду переживаемого замешательства в церковной жизни… До времени полного уяснения по делу об установлении высшей церковной власти в Русской Православной Церкви я, по обстоятельствам, должен руководить церковной жизнью в епархии самостоятельно».
      По окончании съезда Преосвященный Димитрий подготовил обращение к верующим, которое было распространено в Томской епархии. Он писал: «Трудно пастырское служение по долгу и совести, трудно оно всегда. Но в нынешнее время оно есть подвиг, подвиг крестоношения, связанный с лишениями, оскорблениями и многими другими скорбями. Но раз мы взяли на себя это иго, понесем его терпеливо, великодушно, честно и благочестно пред лицом взирающего на нас верховного Пастыре начальника… При всей гражданской лояльности не за страх, а за совесть будем зорко наблюдать за собою, чтобы никогда, нигде не выходить из пределов установленной законности, чем поднимем себя в глазах гражданской власти». Он призвал мирян позаботиться о клире, чтобы священники не согнулись под бременем жизненных тягот.
      Будучи архиепископом Томским староканонического толка, Преосвященный Димитрий стал поддерживать позицию епископа Григория (Яцковского), и 9 июня 1928 на съезде духовенства григорианской ориентации, 23 делегата которого представляли все сибирские епархии, был избран митрополитом Сибирским.

       После того, как в 1930 был закрыт для богослужения Троицкий собор, митрополит Димитрий служил в Благовещенском соборе, где размещалась архиерейская кафедра григорианцев. На архиерейские богослужения митрополита Димитрия приходило много прихожан. Находясь в преклонном возрасте, он не имел уже сильного голоса, речь его не отличалась хорошей дикцией, однако он был по-прежнему красноречив, проповеди его были полны глубоким духовным смыслом. Чтобы услышать его негромкую, но очень содержательную и умную речь люди в храме подходили к самому амвону, ловили каждое его слово. Жил на квартире своего зятя, профессора Миролюбова на ул. Черепичной, 51. Скончался  10 августа 1932 от паралича сердца, похороны его состоялись 15 августа в ограде Благовещенского собора, у правого придела храма. Хоронили со всеми почестями, в парадном облачении.  В 1934, когда стало ясно, что Благовещенский собор будет снесен, прах митрополита Димитрия по разрешению властей был перенесен на Преображенское кладбище. При закрытии и ликвидации этого кладбища усердием православных томичей, чтивших память о митрополите Димитрии (Беликове), его прах вновь был перезахоронен на Южное кладбище, где покоится и ныне.

    Был  женат на Надежде Степановне, урожденной Адоратской, умершей в 1903 г. (брат ее, Преосвященный Николай, был в конце ХIХ в. епископом Оренбургским и Уральским). Имел двух сыновей Бориса и Глеба и двух дочерей - Нину и Екатерину. Известно, что Екатерина последние годы жизни провела в Томске, здесь скончалась в 1943 г. и была похоронена на Южном кладбище, могила ее расположена рядом с отцовской.

 Источн. и лит.:

Гагарин А.В. «Профессора Томского политехнического университета». Биографический справочник. Т. 1. Томск; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа. Томск-Москва, 2004. С. 98-101.

1. http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/1868-10.html

2. http://www.omsu.ru/page.php?id=2156

3. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?5_2466

 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)