Чурко
Михаил Фомич

(1883-1941)

Художник, краевед, основатель историко-краеведческого музея в городе Белорецке; В 1939 приговорен к 8 годам заключения, умер в Сиблаге вблизи Асино совр. Томской области. 

Родился в Белоруссии в пределах бывшей Вилинской губернии, был приписан к деревне Роскоши бывшей Минской губернии. Жил в местечке Сумешники, затем учился в городе Троках. Рано лишившись родителей, с 12 до 18 лет жил у дяди - Кондрата Чурко – учителя железнодорожной школы в поселке Лунинец, бывшей Минской губернии, работал на покосе, во дворе и вообще по хозяйству.

Мальчик обладал большими способностями к рисованию и мечтал о профессиональном обучении в Строгановской художественной школе. Перевод не состоялся, так как дядя отказал в финансировании. Чурко устраивается на работу писцом у лесного ревизора в городе Вильне, с правом посещать художественную школу утром - сеансы живописи, и вечером - рисование и теоретические уроки. В 1908 году курс учебы был завершен, и Михаил пробует поступить в Академию художеств. Но без поддержки устроиться в Петербурге не смог и ограничился получением от академии звания учителя рисования и черчения. В 1904 году призывается на военную службу, рядовым. Уволен из-за ограниченности слуха (после скарлатины с 10 лет значительно оглох). Этот недостаток очень мешал Михаилу Фомичу всю жизнь, препятствовал устройству на службу, обычная карьера молодых людей его круга – железная дорога, почта-телеграф были для него закрыты. Звание учителя давало возможность получить штатную должность, хотя, как выходцу из крестьянского сословия, и без дальнейших перспектив. В 1911 году по предложению Оренбургского учебного округа он был назначен на работу в город Далматов — Зауралье. Но он всегда мечтал о горном Урале. В городе Далматове женился и с семьей (женой и сыном) переехал в Нязепетровск, горную местность, где помимо рисования давал уроки гимнастики, которую изучил, как любитель, в гимнастических обществах и на военной службе.

В 1917 году в период революции, хотя и не имел монархических убеждений, как и большинство тогдашней интеллигенции, стоял на платформе войны до победного конца и Учредительного собрания. Выходец из крестьян, он считал необходимым передачу земли крестьянам. Читая кадетскую газету «Речь», соглашался с взглядами кадетов, хотя формально ни к какой партии не примыкал, не имея полной общности взглядов, да и партийной политикой не интересовался. Народное собрание выбирает его начальником народной милиции. На этом посту пришлось вести трудную борьбу с прорывающимися стремлениями рабочих к анархическим действиям: самовольной рубки леса («кому, где и сколько надо»), требованиями беспричинных арестов и пр.

Кроме того, по просьбе населения города, обучал горожан военному строю. После, часть рабочих, в составе красной гвардии, отправлялась на фронт Гражданской войны. С приходом белых, Чурко трижды арестовывался: один раз кратковременно, другой раз на сутки, и наконец, чешский карательный отряд, с партией других арестованных, отвез в Красноуфимскую тюрьму, как «бывшего разводного или ротного командира у красных». Там он находился около 2-х месяцев, был допрошен следственной комиссией и отпущен под надзор милиции. Возобновить скаутскую деятельность ему не разрешили. Воспользовавшись служебным вопросом, он выехал в Екатеринбург, где получил согласие о переводе на Алтай, затем в Томск, земству которого подчинялись Алтайские учебные заведения.

С приходом красных, Чурко был зачислен делопроизводителем (старшим) Томского отдела народного образования и как художник состоял при отделе печати Ревкома. Кроме того, занимал должности лектора в Народном Университете и преподавателя Высшего начального училища.  В 1920 жил в Томске по ул. Духовской, 16. Курировал работу кружков Томского наробраза (1920).

По возвращении на Урал, местом жительства им был выбран городок Белорецк, расположенный в самой горной части и среди башкирского населения, бытом которого Чурко, как художник, интересовался. Здесь его сразу увлекла идея создания краеведческого музея. С 1920 года он состоял в отделе народного образования – сначала заведующим Внешкольным отделом, впоследствии, инструктором I башкирского территориального пехотного полка, начальником отдела допризывной подготовки и начальником Всевобуча при Тамьян-Катайском кантвоенкомате. Позже работал учителем рисования и черчения.

Еще в 1910 году, Чурко заинтересовался утверждавшейся в то время системой детского внешкольного воспитания — скаутизмом, и вместе с Иннокентием Жуковым (московским скульптором) был одним из пионеров скаутского движения. До 1922 года в Белорецке им был организован отряд скаутов. За свою полезную общественную деятельность отряд имел официальные благодарности Кант-Исполкома, отдела Народного образования и Школьного совета).

В 1925 году, поддерживая начавшееся движение по изучению местной истории, создает краеведческое общество, которым бессменно руководит до расформирования управления краеведческим движением. Входит в состав республиканского общества по изучению Башкирии Результатом этой работы было издание Обществом по изучению Башкирии труда М.Ф. Чурко «Исторический очерк Тамьян-Катайского кантона», «История Белорецкого района». Как краеведа и художника его занимают две области: история и этнография народов края. Со своими работами он участвует в республиканских выставках. Одна из его картин – «Пастух кобылиц Там-Катау» была рецензирована в «Красной Башкирии». Кроме того, Чурко в это время активно публикуется в столичных и местных изданиях по краеведческим вопросам, избирается на конференции: республиканскую в Уфе и Ш Всероссийскую школьную в городе Москве.

В последние годы своей жизни по проблемам истории края сотрудничал с Московским журналом «Наша страна» и местной газетой «Белорецкий рабочий». Михаил Фомич участвует в республиканских выставках. Как художник, осваивает темы: Гражданской войны на Урале, этнографию и быт башкир. Продвигалась работа над полотном: «Поход белорецкого полка», был намечен сюжет «Приезд на кочевку». Кроме того, для того, чтобы получить профессиональное образование в области литературы и истории, он поступил на заочное отделение в два высших учебных заведения. Михаил Фомич был целиком поглощен литературно-краеведческой, художественной и музейной работой. Им была подготовлена рукопись по истории города Белорецка, путевые заметки по Южному Уралу. В «Государственном историческом музей Южного Урала» сохранились его костюмные зарисовки жителей Верхне Авзяно-Петровска «Девушка из Верхнего Авзяно-Петровска в праздничном наряде».

В городе Белорецке, по инициативе М.Ф. Чурко, была создана метеорологическая станция, где они с супругой были бессменными смотрителями. После ряда лет упорной борьбы за создание краеведческого музея и бесплатной работы по формированию коллекций, удалось открыть его для посетителей. При секретаре Белорецкого Райкома Гришкане, Чурко нашли несоответствующим назначению и отстранили от дел. После чего, музей был наполовину погублен, расхищен и окончил свое существование. Это стало началом конца.  Арестовали его 15 сентября 1939. Был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к 8 годам заключения. Умер в лагере близ Асино Томской обл. Реабилитирован в 1989. 

Источн.: ГАТО. Ф.Р.-28.Оп.2.Д. 84. Л. 9. Списки; Белорецкий историко-краеведческий музей; БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Республики Башкортостан; В.Н. Макарова. 135 лет со дня рождения Михаила Фомича Чурко – краеведа и художника, основателя музея города Белорецк//http://museumrb.ru/2018/10/1403/; Хроника художественной жизни Томска. 1920-1926.Томск,2019. с. 203.

Х.В.

 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)