Галахов
Иаков Яковлевич

(1865-1938)

 Духовный писатель, протоирей, ординарный профессор по кафедре богословия Томского университета в 1908-1920 гг., с 1920 г. – в заключении и ссылках. Умер в ссылке в 1938 году

Родился Галахов Иаков (Яков) Яковлевич в 1865 в с. Городище Калязинского у. Тверской губ. в семье священника. Образование получил в Казанской духовной академии, которую окончил в 1890 со ст. канд. богословия. В том же году уехал в Бежецк Тверской губ., где поступил в священники Николаевской церкви. В 1893 защитил магистерскую дис. «Послание апостола Павла к Галатам». В 1897 назначен смотрителем Ново-Торжского духовного училища в Тверской губ. После этого занял пост ректора Черниговской духовной семинарии (в 1910 избирается почетным чл. Черниговского епархиального древнехранилища при семинарии).

С 1908 Г. - проф. богословия Том. ун-та, настоятель Градо-Томской Богородице-Казанской унив. церкви. С 1912 заведовал археологическим и этнографическим музеем. Состоял чл. совета ун-та. В 1916 по выслуге 25-летнего срока по учеб. части с разрешения министра нар. просвещения был оставлен для дальнейшей службы в должности проф. богословия Том. ун-та. Для студентов мл. курсов православного вероисповедания мед. ф-та читал обязательный курс богословия. В 1911-1917 читал этот же курс в ТТИ. Публиковался в ж. «Вера и разум», «Церковный вестн.», «Воскресная благодать», «Вера и Жизнь», «Епархиальные том. изв.». Выступал с публичными лекциями на церковные темы перед населением. В сент. 1917 Г. был делегирован от Том. духовенства на Всерос. поместный православный церковный собор (Москва, 4 сент. - 4 нояб. 1917).

В годы Гражданской войны входил в состав Высшего временного церковного упр. Сибири, избранного на Всесиб. церковном совещ. в Томске в нояб. 1918. В Том. ун-те преподавал в 1918-1919 в качестве приват-доц. по каф. истории церкви. По постановлению Сибнаробраза от 15 апр. 1920 Г. был уволен из Том. ун-та вместе с группой проф. юрид. ф-та И.И. Аносовым, И.В. Михайловским, Н.Я. Новомбергским, П. А. Прокошевым и др.

В 1920 Г. был арестован и осужден Ом. губ. ЧК. Обвинен в контрреволюционной деятельности. Окончательного решения по делу не было принято. В июле 1922 проходил по «Делу о том. церковниках» и был приговорен к высшей мере наказания через расстрел. В результате пересмотра дела в нояб. того же года Г. расстрел заменили 5 годами принудительных работ со строгой изоляцией и конфискацией имущества. Постановлением Президиума ВЦИК о применении частной амнистии 24 февр. 1924 срок Г., отбывавшего наказание в Александровском исправ. доме в Иркут. губ., а затем в Игарке, был сокращен с 5 лет до 2 лет 6 мес. В 1930 Г. вновь был арестован. В 1932 особым совещанием коллегии ОГПУ ТАССР был обвинен по ст. 58-10, 58-11 (создание контрреволюционной организации Русской Истинно-Православной церкви (ИПЦ) и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан. Проживал в пос. Степной КазССР. В ссылке ослеп. Последние дни жил в Актюбинске, где умер 2 июля 1938 в городской больнице от инфаркта миокарда. По др. данным - был вновь арестован и расстрелян в сентябре 198 г. Реабилитирован в 1956.  

Был женат на Марии Семеновне (1872-?), дочери священника. Их дети: Мария (1891-1970); Яков (р. 1893), участник Перв. мировой войны, стал жертвой полит, репрессий 30-х; Николай (1894-1940), учился в Варшавском ун-те, подвергался репрессиям; Алексей (р. 1897);Александра (1898-1941), училась на физ.-мат. ф-те Петербургского ун-та; Павел (1901-1983), работал бухгалтером, в 20-е подвергался политическим репрессиям; Феодосин (1906-1994), был д-ром техн. наук, проф., работал в АН СССР.

Награды: орден Св. Анны II ст. (1914); орден Св. Анны III ст. (1911); серебряная медаль в память царствования Императора Александра III и светло-бронзовая медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Наперсный крест, камилавка, скуфья, набедренник. Протоиерей (1905).

 Его основные труды: «Послание святого апостола Павла к Галатам» (Казань, 1887), Магистерская диссертация), «Социалистические утопии  Х1Х века и христианские начала человеческой жизни» (Харьков, 1902), «Поворот к старому в учении о сущности жизненного процесса» (Харьков, 1904), «Судьба теории саморазвития» (Харьков, 1905), «Библейский допотопный человек и дилювиальный человек науки» (Харьков, 1905); «Печальная страница в истории русского религиозного самосознания (по поводу „Вех“)» (Томск, 1910), «Николай Иванович Пирогов и его религиозно-философские взгляды» (Томск, 1911), «О религии» (Томск, 1911), «Религиозное мировоззрение  Л.Н. Толстого» ( Томск, 1911).

Источн. и лит.: РГИА. Ф. 733. Оп. 156. Д. 586; ГАТО. Ф. 102. Оп. 1. Д. 929, 984; Ф. Р-236. Оп. 2. Д. 96. Л. 543; Полный богословский энцикл. словарь. Репринтн. изд. 1992. Т. 1; Красное знамя. 1922. 22 июля, 7 нояб.; Боль людская. Томск, 1995. Кн. 4; Проф. Том. ун-та: Биогр. словарь. Вып. 1. 1888-1917 / Отв. ред. С.Ф. Фоминых. Томск, 1996; Забвению не подлежит: Кн. памяти жертв политических репрессий Ом. обл. Омск, 1997-2001. Т. 1-4; Проф. Том. политехн, ун-та: Биогр. справ. Т. 1 / Авт. и сост. А.В. Гагарин. Томск, 2000; Кн. памяти жертв политических репрессий. Республика Татарстан. 2000-2001. Т. 1-4; Профессора медицинского факультета Императорского (государственного) Томского университета- Томского медицинского института-Сибирского государственного медицинского университета. 1878-2003. Т-1.С.150.

фото из дела ссыльного

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)