Голашевский
Станислав Викторович

(1899-1938)

Доцент Томского технологического института в 1931 - 1938 годы. Расстрелян в 1938 году

Родился в г. Самарканде 11 ноября 1899. Его отец был полковником, командиром 5-го Туркестанского стрелкового полка, происходил из дворянского рода Ломжинской губернии. Вероисповедание семьи римско-католическое. Станислав был старшим ребенком, и, кроме него, позднее родились еще сын Феликс и две дочери (Валерия и Софья). Отец как боевой офицер воевал в Первую мировую войну, был ранен, награжден 11 орденами и медалями. После выхода в отставку по инвалидности работал в Самарканде заведующим городской библиотекой, заведовал музеем. Мать Станислава умерла в 1914 .

В 1908  Г. поступил в Самаркандскую мужскую гимназию и окончил ее с золотой медалью в 1917 г. В том же году поступил на механический факультет технологического института в Томске. С началом Гражданской войны учеба была прервана в связи с мобилизацией в 1919 на военную службу в Белой армии рядовым в учебный огнеметно-химический батальон главного артиллерийского управления Белой армии, где служил в основном, в качестве чертежника и помощника топографа. В декабре 1919 при отступлении армии Колчака покинул службу в Белой армии и продолжил службу в том же качестве, но уже в Красной Армии.

В июле 1920 решением Сибревкома был откомандирован в институт для продолжения учебы. Будучи студентом, Станислав получил хорошую как теоретическую, так и практическую подготовку. Еще на 2-м курсе летом 1918  три месяца практиковался в главных железнодорожных мастерских Ташкентской железной дороги в Оренбурге. В 1921 в период массового выезда многих поляков на свою историческую родину выехали в Польшу все родные Станислава: сестры, брат и отец, а он решил остаться в Сибири и продолжить свое образование. Летом 1922 студент Голашевский работал техником в партии по исследованию судовых машин Верхне - Обского линейного водного отдела. В навигационный период этой партией были испытаны и исследованы машины всех пассажирских пароходов на маршрутах Томск – Барнаул и Барнаул – Бийск. Получил здесь хорошую практику по силовым установкам и значительно расширил свои знания в данной области. В 1921 - 1922 он был уже в составе предметной комиссии по силовым установкам. В 1923  выполнил дипломный проект и окончил механический факультет ТТИ по гидротехническому подотделу со специализацией по силовым установкам. В студенческие годы проявил хорошие способности, склонность к научным исследованиям и ответственность к выполняемому делу. Эти качества студента были замечены на факультете, и в 1923 после окончания института Г. был оставлен при институте и утвержден в должности ассистента при лаборатории тепловых машин, а в августе 1923 был утвержден ассистентом по кафедре теплотехники. В феврале 1924 он уже был включен в состав созданной особой предметной комиссии по авто-авиационной специальности, возглавляемой ректором института Н. В. Гутовским. Станислав в первый период своей деятельности вел занятия со студентами в лаборатории тепловых машин, а также практические занятия по математике, начертательной геометрии, черчению, технической термодинамике и двигателям внутреннего сгорания. В 1927  женился на томичке польке Нине Цезаревне Сулиман-Грудзинской, работавшей в то время делопроизводителем механического факультета СТИ. В 1927  ассистент Г. был командирован на заводы России для изучения производства двигателей, силовых установок, в основном дизельного типа. Посещал заводы в Нижнем Новгороде, Сормово, Коломне, Николаеве, Ленинграде, Москве. Затем в том же году начал читать лекционный курс «Газогенераторные установки» и несколько позднее – курс «Двигатели внутреннего сгорания». Как ученый специализируется по двигателям внутреннего сгорания, публикует ряд научных работ. В конце 1920-х гг. печатаются в рукописном варианте его курсы «Газогенераторные установки» (1927); «Зажигание в легких двигателях» (1928); печатается в 1929 г. работа «Испытание теплохода «Красный остяк» на реке Оби». Всего к середине 1930-х  Г. было опубликовано 10 работ.

В марте 1931 стал доцентом по кафедре теплотехники (отдел двигателей внутреннего сгорания). Он активно сотрудничает с производственниками, проводит испытания двигателей различных организаций, консультирует по вопросам эксплуатации и ремонта двигательных установок. В 1933  с его помощью на заводе «Металлист» начинается изготовление запасных деталей для тракторов. В 1932 он становится консультантом Сибирского филиала научно-исследовательского автотракторного института. В 1930 Г. назначается помощником декана механического факультета, а в 1932 – заведующим механическим отделением Сибирского механико-машиностроительного института, образовавшегося в 1930  при разделении СТИ на ряд вузов. После отъезда в 1931 из Томска профессора А. В. Квасникова стал заведующим кафедрой и лабораторией двигателей внутреннего сгорания. Жизнь молодой семьи была вполне нормальной и не предвещала ничего плохого. Станислав к тому времени уже имел достаточный авторитет в институте и пользовался уважением среди студентов. Он был хорошо образованным и интеллигентным человеком. Свободно владел польским, читал на немецком, английском и французском языках. Известна была и его общественная деятельность. Г. – член профсоюзного комитета института, делегат краевого съезда профсоюзов в 1932 , в 1936-1937  организует при своей кафедре стахановскую школу шоферов. Его работа многократно отмечалась благодарностями. В 1930  он был премирован за хорошую работу технической энциклопедией, в 1932 и 1934 получал денежные премии в размере 200 и 300 руб.

10 декабря 1937 неожиданно для сотрудников института Г. был отстранен от работы, а 20 декабря 1937 арестован органами НКВД, 14 января 1938  решением ОСО НКВД приговорен к высшей мере наказания за принадлежность к контрреволюционной рганизации «ПОВ» и 29 января 1938 расстрелян. 11 ноября 1956  Военная коллегия Верховного Суда СССР пересмотрела дело Г. и отменила его «за отсутствием состава преступления». Реабилитирован в 1957 г. его жене приказом по ТПИ выдали двухмесячную зарплату погибшего в размере 5400 руб.

Источ. и лит.: Архив ТПУ. Ф. 816. Оп. 1. Д. 563.; Лозовский И. Т. Реабилитирован посмертно // Народная трибуна. 1994. 26 июня; Лозинский Ю. М. Старейший технический факультет Сибири. История создания и развития. Томск, 2000. С. 303-307; Жертвы политического террора в СССР. Электронная база данных; Поляки в Томске (XIX-XX вв.): биографии / Автор-составитель В. А. Ханевич. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2012. С.127-129.

* АУДИОинформация о С.В. Голашевском И.Д. Покровской 

Выпускники ТТИ гр 17 в университетской роще. 15.06.1934 г. В центре в кителе - С. Голашевский.

Выпускники ТТИ гр № 17 ДВС в музее легких двигателей. 15. 06. 1934 г.

Лучшие ударники учебы гр. № 17 ДЦС 7.11. 1933 г. слева- направо: П.Леонов, В. Михин, К. Балаев, А. Панов. В центре Ст. Голашевский.

Москва. В саду Кр. профессуры. 1926 г. Справа - Ст. Голашевский.

Ст. Голашевский - в центре

Группа судентов ТТИ со своим преподавателем Ст. Голашевским

Голашевский с женой Ниной Цезаровной. Томск. 1929 г.

Голашевская Нина Цезаровна. Томск, 1927 г.

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)