Киранов
Виктор Михайлович

(1881-1942)

Православный священник в г. Бердянске; арестован в 1937 году и осужден на 8 лет заключения, находился в Асиновском ИТЛ, умер в 1942 году; РПЦ причислен к лику новомучеников и исповедников российских

Ро­дил­ся 8 мар­та 1881 в се­ле Ма­ну­и­лов­ка Бер­дян­ско­го уез­да Та­ври­че­ской гу­бер­нии в се­мье священ­ни­ка Ми­ха­и­ла Ки­ра­но­ва, пред­ки которого бы­ли бол­га­ра­ми, спа­са­ясь от ту­рок, они при­ехали в Рос­сию в 1830. Вик­тор Ми­хай­ло­вич окон­чил Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1903, из­брав свет­скую ка­рье­ру, по­сту­пил в Юрьев­ский уни­вер­си­тет, од­на­ко через год все же оста­вил уни­вер­си­тет и по на­зна­че­нию епи­ско­па Та­ври­че­ско­го стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Свя­то-Тро­ицком хра­ме в се­ле Но­во­про­ко­фьев­ка Бер­дян­ско­го уез­да. Же­нил­ся на де­ви­це Ан­то­нине, вы­пуск­ни­це Сим­фе­ро­поль­ско­го жен­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, до­че­ри свя­щен­ни­ка Пет­ра Тро­иц­ко­го.

30 ок­тяб­ря 1905 был епи­скопом Та­ври­че­ским Алек­сием (Мол­ча­новым) ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к По­кров­ской церк­ви се­ла Боль­шая Бла­го­ве­щен­ка Дне­пров­ско­го уез­да. В 1906 был на­зна­чен за­ко­но­учи­те­лем в Но­во­ва­си­льев­скую зем­скую шко­лу. В на­ча­ле два­дцатых был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра в Бер­дян­ске, а по­сле его за­кры­тия в 1928 - на­сто­я­те­лем По­кров­ской церк­ви и бла­го­чин­ным Бер­дян­ско­го окру­га. В 1936 го­ду над По­кров­ским хра­мом на­вис­ла угро­за за­кры­тия — вла­сти со­би­ра­лись его раз­ру­шить, чтобы из кир­пи­ча сло­жить зда­ние шко­лы. Свя­щен­ни­ки, здесь слу­жив­шие, — про­то­и­е­реи Вик­тор Ки­ра­нов и Ми­ха­ил Бо­го­слов­ский и свя­щен­ник Алек­сандр Ильен­ков, — ре­ши­ли по воз­мож­но­сти вос­про­ти­вить­ся это­му. Обой­дя до­ма ве­ру­ю­щих, они при­гла­си­ли их на при­ход­ское со­бра­ние. Со­бра­ние со­сто­я­лось по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии 8 ян­ва­ря 1937 го­да, и при­шло на него ед­ва ли не че­ты­ре ты­ся­чи че­ло­век. С про­те­ста­ми про­тив за­кры­тия вы­сту­пи­ли мно­гие при­хо­жане хра­ма.

Вы­ступ­ле­ния ве­ру­ю­щих в за­щи­ту хра­ма не по­мог­ли — он вско­ре по­сле со­бра­ния был за­крыт, а неко­то­рое вре­мя спу­стя, ле­том 1937 свя­щен­ни­ки По­кров­ской церк­ви бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в Бер­дян­ске. От­цу Вик­то­ру предъ­яви­ли по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей, в ко­то­рых го­во­ри­лось, буд­то он по­ру­чил им в день вы­бо­ров отра­вить ко­лод­цы и вы­дал да­же для это­го яд.  Озна­ко­мив от­ца Вик­то­ра со лже­сви­де­тель­ства­ми, на­чаль­ник Бер­дян­ско­го НКВД по­тре­бо­вал, чтобы свя­щен­ник их под­твер­дил, но отец Вик­тор от­ка­зал­ся. По­сле­до­ва­ла пло­щад­ная ру­гань, и за­тем сле­до­ва­те­ли бес­по­щад­но его из­би­ли: би­ли по ли­цу, по жи­во­ту, по че­му по­па­ло. Но по­сколь­ку это не по­дей­ство­ва­ло, его ста­ли до­пра­ши­вать круг­ло­су­точ­но: сле­до­ва­те­ли сме­ня­лись, а под­след­ствен­ный бес­пре­стан­но, в те­че­ние три­на­дца­ти су­ток до­пра­ши­вал­ся. Пе­ре­рыв в до­про­сах был сде­лан все­го один раз на шесть ча­сов. Через ме­сяц отец Вик­тор под­пи­сал про­тив се­бя лже­сви­де­тель­ства, и де­ло бы­ло от­прав­ле­но на под­пись про­ку­ро­ру. Тот, од­на­ко, на­шел неудо­вле­тво­ри­тель­ным то, как ве­лось де­ло, и неубе­ди­тель­ны­ми по­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го, и ма­те­ри­а­лы след­ствия бы­ли от­прав­ле­ны в вы­ше­сто­я­щую ин­стан­цию — в Моск­ву, от­ку­да при­шел от­вет, чтобы во всем раз­би­ра­лись на месте.
Сно­ва на­ча­лись до­про­сы, во вре­мя ко­то­рых бы­ли пред­став­ле­ны лже­сви­де­тель­ства, об­ви­ня­ю­щие от­ца Вик­то­ра в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. К оч­ной став­ке был при­вле­чен от­рек­ший­ся от са­на свя­щен­ник, слу­жив­ший ра­нее вме­сте с от­цом Вик­то­ром в По­кров­ской церк­ви. Он за­явил, что про­то­и­е­рей Вик­тор го­во­рил ему, что кол­хоз­ное стро­и­тель­ство вред­но и кол­лек­тив­ное хо­зяй­ство ги­бель­но для кре­стьян, что отец Вик­тор на­звал его «бал­дой» и «под­ха­ли­мом» за то, что он от­ка­зал­ся слу­жить свя­щен­ни­ком и пе­ре­шел на со­вет­скую ра­бо­ту. Лже­сви­де­тель по­ка­зал так­же, что отец Вик­тор яв­лял­ся ру­ко­во­ди­те­лем всей при­ход­ской жиз­ни, ини­ци­а­то­ром и ру­ко­во­ди­те­лем со­бра­ния, устро­ен­но­го по­сле празд­ни­ка Рож­де­ства в за­щи­ту хра­ма. В за­клю­че­ние сняв­ший с се­бя сан лже­сви­де­тель дерз­ко и наг­ло ска­зал: «По­ра, Вик­тор Ми­хай­ло­вич, бро­сить за­ни­мать­ся этим и пе­рей­ти на чест­ный труд». В от­вет отец Вик­тор на­звал его «бал­дой», за что тут же по­лу­чил де­сять су­ток кар­це­ра.
Опа­са­ясь об­ма­на и под­ло­га со сто­ро­ны сле­до­ва­те­ля, он 7 мар­та 1939 пись­мен­но от­ка­зал­ся от пер­во­на­чаль­ных по­ка­за­ний, вы­би­тых у него сле­до­ва­те­лем. А за­тем в пись­мен­ном ви­де за­явил, что не при­зна­ет се­бя ви­нов­ным.  След­ствие бы­ло за­кон­че­но, в ожи­да­нии при­го­во­ра все об­ви­ня­е­мые бы­ли от­прав­ле­ны в тюрь­му в го­род За­по­ро­жье. 29 ок­тяб­ря 1939 трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла про­то­и­е­рея Вик­то­ра к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, и он был от­прав­лен в село Асино, тогда еще Новосибирской области, в настоящее время Томской обл. В лагере работал на лесозаготовках, перенес тиф, был дневальным по бараку.

Сохранились и опубликованы письма, которые протоиерей Виктор Киранов отправлял своей супруге Антонине Петровне. Так, писал супруге: «Пи­шу на­ско­ро... При­был к ме­сту сво­е­го на­зна­че­ния. Ехал через Харь­ков, Сыз­рань, Но­во­си­бирск, Томск и Аси­но в ста вер­стах от Том­ска. Жив и здо­ров — ра­бо­таю. Пи­сать бу­ду иметь воз­мож­ность один раз в ме­сяц... Чув­ству­ет­ся, что ви­деть­ся боль­ше не при­дет­ся, а там что Бог даст...».
Обос­но­вав­шись в ла­ге­ре, отец Вик­тор пи­сал жене: «Мой адрес — с. Аси­но, Но­во­си­бир­ская об­ласть... Воз­ле Аси­но ла­герь тру­до­ис­пра­ви­тель­ный, где ме­ня и вос­пи­ты­ва­ют в этом на­прав­ле­нии. На­зва­ние ла­ге­ря по­ка­зы­ва­ет его на­зна­че­ние. Труд­но, про­тив­но и обид­но, но ни­че­го не по­де­ла­ешь. При­ни­ма­ли доб­рое, при­мем без­ро­пот­но и пло­хое, за­кан­чи­вать жизнь где-ни­будь да нуж­но; сла­ва Бо­гу, что дал воз­мож­ность ис­ку­пить этим пу­тем бес­чис­лен­ные гре­хи пред Ним, то­бою и се­мьей. Знаю ко­неч­но, что жи­вет­ся вам без ме­ня труд­но­ва­то, но по­мо­гать уже боль­ше ни­чем не мо­гу, так как ни­щий есмь... Оде­жи и бе­лья по­ка не нуж­но — об­ста­нов­ка та­ко­ва, что все это пу­стая тра­та. Ста­рые лет­ние туфли, бо­тин­ки и две цвет­ных ру­ба­хи и брю­ки из ка­ко­го-ли­бо дрян­но­го ма­те­ри­а­ла при­шли к ле­ту... о хо­ро­шем, и тем бо­лее бе­лом и го­во­рить нече­го — не нуж­но без­услов­но, смеш­но и глу­по. Жи­ву сре­ди обо­рван­цев, несчаст­ных ста­ри­ков, и сам уже та­ков...». «...Спер­ва хо­дил на ле­со­за­го­тов­ки, пи­лить дро­ва, по­том в ово­ще­хра­ни­ли­ще пе­ре­би­рать гниль... а те­перь дне­валь­ным в 8-м ба­ра­ке, где про­жи­ва­ют слу­жа­щие, управ­лен­цы. Хо­жу в ка­зен­ной одеж­де и в лап­тях. Де­жу­рю с 1 ча­са но­чи до 7 утра, а днем убор­ка ба­ра­ка, до­став­ка во­ды и дров... Сло­вом, на­сто­я­щий ку­хон­ный му­жик...».
 28 ап­ре­ля 1940 го­да отец Вик­тор пи­сал сво­им близ­ким: «Я жив и здо­ров, пер­вое по ве­ли­кой ми­ло­сти Иису­са Хри­ста, а вто­рое по той же ми­ло­сти, воз­гре­ва­е­мой — это я, без­услов­но, чув­ствую — хо­да­тай­ством на­ше­го за­ступ­ни­ка свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и мо­лит­ва­ми — да, мо­лит­ва­ми ва­ши­ми, мои доб­рые, хо­ро­шие дру­зья. Жизнь моя про­те­ка­ет обыч­но, как жизнь вся­ко­го за­клю­чен­но­го, — жизнь се­рень­кая, жал­кая, убо­гая, пол­ная скор­би, — скорбь моя о вас, ми­лые мои, не по­ки­да­ет ме­ня ни на ми­нут­ку, и оди­но­че­ство, ведь я здесь со­вер­шен­но оди­нок... Вся­кие рас­суж­де­ния по это­му во­про­су хо­тя бы и ум­ных лю­дей раз­би­ва­ют­ся как ры­ба об лед — лишь на­ше ду­хов­ное об­ще­ние, на­ша ве­ра успо­ка­и­ва­ют эту глу­бо­кую, но по­ка еще не смер­тель­ную ра­ну, а день се­го­дняш­ний идет со все­ми его со­бы­ти­я­ми, при­ми­ря­ет все оби­ды, на­но­си­мые людь­ми лю­дям, — про­стим вся Его Вос­кре­се­ни­ем... Вот это про­ще­ние и со­зна­ние пол­ной неви­нов­но­сти пред об­ще­ством, Ро­ди­ной и пра­ви­тель­ством да­ют на­деж­ду в успо­ко­е­нии, в ожи­да­нии все же хо­ро­ше­го, спра­вед­ли­во­го кон­ца — на­ше­го во­жде­лен­но­го сви­да­ния при до­маш­ней се­мей­ной об­ста­нов­ке — бу­ди, Гос­по­ди, бу­ди. Как хо­чет­ся на­пи­сать вам, все мои до­ро­гие дру­зья, еще мно­го-мно­го теп­лых, хо­ро­ших слов, но не зна­ешь, как их и из­ло­жить, — ну, сло­вом, в на­сто­я­щие свя­тые ми­нут­ки пла­чу, люб­лю, це­лую всех вас, по­ни­маю вас — как, на­де­юсь, и вы ме­ня по­ни­ма­е­те — все­ми фиб­ра­ми сво­е­го су­ще­ства. Вон­ми, Гос­по­ди, на­ше­му вза­им­но­му мо­ле­нию и в этот час, как жерт­ву хва­ле­ния, при­ми на­ше крат­кое вза­им­ное вос­кли­ца­ние: Хри­стос вос­кре­се! и от­вет­ное: Во­ис­ти­ну вос­кре­се!..».
Вес­ной 1940 го­да про­то­и­е­рей Вик­тор был от­прав­лен в Тем­ни­ков­ские ла­ге­ря, от­ку­да на­пи­сал родным: «Я по ве­ли­кой и неза­слу­жен­ной ми­ло­сти Бо­жи­ей жив и здо­ров... За по­сыл­ки очень и очень бла­го­да­рен, но за­чем же сра­зу две? Это пе­ре­сол, убы­точ­ный и для вас, и для ме­ня — хранить лег­ко ма­ло, а из­бы­ток не зна­ешь, ку­да и по­ло­жить. Ма­ло вы пред­став­ля­е­те усло­вия мо­ей жиз­ни. В бу­ду­щем при­дер­жи­вай­тесь пла­но­мер­но­сти. Мест­ность, в ко­то­рой жи­ву, на­зы­ва­ет­ся Тем­ни­ки — это быв­шая Са­ров­ская пу­стынь. О се­бе пи­сать ни­че­го не мо­гу, ска­жу толь­ко, что вы все да­ле­ки от ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния и бы­то­вых усло­вий, и внеш­не­го мо­е­го ви­да, в ка­ком я на­хо­жусь. Сей­час взял у вра­ча од­но­днев­ный от­дых — ша­лит серд­це, и вот имею воз­мож­ность черк­нуть вам несколь­ко слов, в осталь­ные дни но­чью ухо­жу на ра­бо­ту, но­чью и при­хо­жу, вре­ме­ни и усло­вий для пи­са­ния нет...».
1 но­яб­ря 1940 го­да отец Вик­тор на­пи­сал: «Я жив и здо­ров, все это по ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей и за усер­дие ва­ших мо­литв, по за­ступ­ни­че­ству на­ше­го по­кро­ви­те­ля свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Егда был еси юн, по­я­сал­ся еси сам и хо­дил еси, амо­же хо­тел еси: егда же со­ста­ре­е­ши­ся... ин тя по­я­шет и ве­дет, амо­же не хо­ще­ши. Ес­ли пе­ре­фра­зи­ро­вать это на сло­во “пи­сать”, то для вас долж­но быть по­нят­ным, — что мо­гу я о се­бе пи­сать? Да ни­че­го, мы долж­ны, на­хо­дясь в та­ком по­ло­же­нии, боль­ше чув­ство­вать, чем по­ни­мать... Все три по­сыл­ки по­лу­чил. Ве­ли­кое... спа­си­бо с глу­бо­ким по­кло­ном несчаст­но­го зе­ка шлю вам, недо­стой­ный это­го вни­ма­ния. При­ме­ча­ние дру­же­ское: по­сы­лать нуж­но то, что мож­но но­сить и хра­нить в кар­мане, — это су­ха­ри, кол­ба­са, кон­фе­ты. От­ло­мил, взял в кар­ман и по­шел на ра­бо­ту, и есть это непо­каз­но...».
22 ян­ва­ря 1941 го­да он пи­сал род­ным: «Я по­сле дол­го­го вре­ме­ни ра­бо­ты на ле­со­по­ва­ле, где страш­но устал и обо­рвал­ся, ме­сяц был дне­валь­ным и хо­ро­шо от­дох­нул — сей­час за­чис­лен в раз­ряд ак­ти­ро­ван­ных ин­ва­ли­дов 2-го раз­ря­да и на­хо­жусь в 11-м лаг­пунк­те на ра­бо­те в за­кры­том по­ме­ще­нии — вя­за­ние се­тей...»..
Через ме­сяц отец Вик­тор на­пи­сал род­ным: «...О сви­да­нии не хло­по­чу, по­то­му что оно невоз­мож­но и не нуж­но. Со­хра­ни­те все пред­став­ле­ние о мне по преж­не­му мо­е­му об­ра­зу и со­хра­ни­те его в сво­ей па­мя­ти, а те­пе­реш­ний свой вид я уне­су в мо­ги­лу, о ко­то­ром вы не бу­де­те иметь пред­став­ле­ния, — и хо­ро­шо. Сви­да­ние — это лиш­ние сле­зы и ужас, да и ненуж­ная за­тра­та необ­хо­ди­мых для вас средств. Ес­ли Гос­подь не спо­до­бит по­ви­дать­ся, да бу­дет во­ля Его, а спо­до­бит — по­го­во­рим и по­пла­чем сле­за­ми ра­до­сти. Ак­ти­ро­ван­ных ин­ва­ли­дов за зо­ну ла­ге­ря не вы­во­дят, и ра­бо­та­ют по­силь­но лишь в зоне ла­ге­ря. Я хо­дил на ра­бо­ты за 3-7 ки­ло­мет­ров. Что ка­са­ет­ся до­сроч­но­го осво­бож­де­ния для та­ко­вых, то это фан­та­зия, по­ко­я­ща­я­ся на ог­не­паль­ном же­ла­нии сво­бо­ды, и толь­ко. На первую свою жа­ло­бу от мар­та 40-го го­да по­лу­чил от­вет, что ос­но­ва­ний для пе­ре­смот­ра де­ла нет, а по­то­му — без по­след­ствий... Ну, что Бог даст, чув­ство пол­ной неви­нов­но­сти пред вла­стью и го­су­дар­ством поз­во­лит при­ми­рить­ся со все­ми стра­да­ни­я­ми...».
С на­ча­лом Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны по­ло­же­ние за­клю­чен­ных рез­ко ухуд­ши­лось; мно­гие ста­ли уми­рать, остав­шись без под­держ­ки род­ных, ко­то­рые са­ми в это вре­мя ока­за­лись в бед­ствен­ном по­ло­же­нии. Про­то­и­е­рей Вик­тор Ки­ра­нов скон­чал­ся в Тем­ни­ков­ском ла­ге­ре 30 мар­та 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

о. Виктор (Киранов) был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000. Его братья также стали священниками. Старший – отец Димитрий Киранов, расстрелянный в 1938, – также прославлен как священномученик.

Источн.: «Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Март».
Тверь. 2006. С. 186-195; Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай До­нен­ко. Но­во­му­че­ни­ки го­ро­да Бер­дян­ска. М., 2001. С. 88.

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)