Климов
Николай Степанович

(1881-1930)

Протоиерей, настоятель Преображенской, Знаменской и Иоанна Лествичника церквей в городе Томске; Судим в 1922 году к расстрелу с заменой на лагерный срок, расстрелян в 1930 году.

Родился в 1881 году в станице Семиярская Семипалатинской губернии. Рукоположен в священники в 1906 году. С 1910 года - благочинный 30-го округа.

Из воспоминаний о Н.С. Климове его родственников:

«Коля был первенцем в семье Степана и Марии Климовых. Был окружен вниманием и любовью родителей, обласканный и обеспеченный всем необходимым в благополучной и интеллигентной семье. С ранних лет он воспитывался на лучших традициях, основой которых были высоконравственные примеры родителей – их отношение друг к другу, взаимопонимание, искреннее уважение, готовность придти на помощь друг другу в любой момент, разделить и тяжкий труд, и семейную радость, их доброе отношение ко всем людям… Известно, что у Николая Степановича была большая домашняя библиотека прекрасного содержания, основу которой заложил его отец, а он следовал его примеру не только по традиции, но и по собственному желанию, пополнял ее духовными, философскими и научными произведениями… В возрасте 15 лет, в 1896 году, он поступил в первый класс Духовной семинарии в г. Семипалатинске. По тем временам окончание Духовной семинарии давало право на поступление в высшие учебные заведения. В 1901 году он успешно оканчивает Духовную семинарию и поступает в Томский Императорский Университет на юридический факультет… После окончания университета перед ним были широко открыты ворота в большую жизнь. Он мог быть юристом или адвокатом, следователем или судьей, мог применять свои знания везде, где нужно отстаивать соблюдение законов. Однако, будучи человеком умным, способным к анализу и видению далеко вперед, он считал, что судить за совершенные преступления и нарушение законов будет всего лишь полдела и растрачивать на это свои знания и потенциальные возможности он не имеет права. Он полагал, что нужно предупреждать появление пороков у человека, начиная от его рождения, и в школах, и в дальнейшей жизни воспитывая и проповедуя ему нравственные христианские идеалы.

Глубоко и болезненно воспринимая несовершенство человеческих отношений и бытия, он принял на себя, может быть по велению Свыше, тяжелейшую обязанность учителя, пастыря прихожан – священнослужителя. Сначала он нес службу в селе Новогеоргиевка Томского округа, а с 1915 года – в городе Томске.

Николай Степанович обладал незаурядным умом и дальновидностью, был высококультурным интеллигентным человеком. Когда он был еще студентом, в России назревали революционные события, будоражившие все общество и особенно молодых людей…Сестра Николая рассказывала о том периоде: «Николай и его младший брат Виктор часто спорили по поводу грядущей революции. Виктор был ярым сторонником ее свершения и возлагал на нее радужные надежды. Николай же всячески старался доказать обратное, успокоить восторженные порывы Виктора». Как видно, Николай глубоко понимал суть грядущих перемен и, наверно, чувствовал надвигающуюся всеобщую беду.

Николай Степанович был не только священником-пастырем, призывающим мирян к послушанию и исполнению православной религии, он был и настоящим борцом, смело отстаивающим свои убеждения в этом. В 1918 году он выступал с докладами на общем собрании депутатов от духовенства, мирян и Томского законоучительного братства в Зале Городского Корпуса г. Новониколаевска (ныне г. Новосибирск). В 1919 году вышла из печати его книга «Современная педагогика. О воспитательном и образовательном значении Закона Божия (место ли Закону Божию в новой школе)».

Николай Степанович был женат на Марии Стефановне, урожденной Хрущевой, которая была происхождением из церковной семьи, дочерью дьякона. Они растили и воспитывали двух сыновей – Юрия, Иоасафа и дочь Татьяну. Вспоминает сын Юрий: «Отец для меня был особенно дорог. Я любил его как отца, всегда чуткого к нам детям, уважал как священника, глубоко верующего, всесторонне образованного». За свою недолгую жизнь Николай Степанович сумел передать своим детям то самое главное, что сделало их достойными людьми, настоящими гражданами России.

Николай Степанович пользовался широкой известностью и популярностью в Томске и за его пределами. На его духовные проповеди в храме не было места «упасть яблоку». Его внешний облик, красивый голос, обладание даром слова, как и что он говорил – все внушало веру, доходило до глубины сердца прихожан. Ему верили, его боготворили, ему поклонялись и после каждой его проповеди уносили с собой светлое, нравственное очищение души.

В миру Николай Степанович также пользовался известностью музыкально одаренного человека. Он обладал чудесным тенором, любил петь, исполнять русские классические романсы. С восторгом и волнением слушали друзья его проникновенные исполнения романсов и дуэтов с известным басом Томска Виктором Дмитриевичем Ядрышниковым. Особенно хорошо, задушевно звучал в их исполнении «Соловушко». Томская музыкальная элита пророчила Николаю Степановичу большую известность и серьезно звала его на оперную сцену. Однако, главной сценой для него, раз и навсегда выбранной, являлся Храм Божий.

Новая власть большевиков всячески пыталась обратить громадный авторитет Николая Степановича себе на пользу. Ему неоднократно предлагали сотрудничество, и угрожали, и обещали «хорошую жизнь». Николай Степанович отвергал все эти предложения».

В 1922 Николай Климов был настоятелем Преображенской церкви в г. Томске и, как мог, сопротивлялся изъятию церковных ценностей из его храма. Он был арестован в числе 33 священнослужителей и мирян, сопротивлявшихся изъятию церковных ценностей (8 человек по этому процессу были приговорены к расстрелу, в том числе и Николай Климов). Позже расстрел был заменен разными сроками. Климова за противление изъятию церковных ценностей Верховный Трибунал приговорил к 8 годам принудительных работ со строгой изоляцией и конфискацией имущества (Томская газета «Красное Знамя» № 249 за 7.11.1922 года). Он отбыл срок 3 года.

Из воспоминаний Назарова В.Я.:

«После проведения над ним «эксперимента по перевоспитанию» (тюремного заключения) он почувствовал, какая серьезная опасность нависла над ним и, может быть, над семьей. У него состоялся откровенный разговор с сыном Юрием, которому он сказал, что выбрал свою дорогу в жизни и никогда, ни при каких обстоятельствах не свернет с этого пути, что учитывая всю серьезность положения, предлагает Юрию отделиться от семьи и жить самостоятельно. Этим он хотел защитить хотя бы одного из сыновей на случай очередной беды с ним, тем более, что старшему грозило бы больше всех разделить с ним все тяготы и лишения. Сын принял совет отца к исполнению, а отец оказался пророчески прав.

На протяжении последующих лет Николай Степанович исправно нес свою службу. Он не мог струсить, он не мог изменить народу, идущему к нему, смотрящему на него тысячами глаз и верящему ему, он не мог пойти против своей совести и, как и прежде, поступал и говорил по велению сердца. Все эти годы он не знал, чем закончится его день, вернется ли он домой. Но каждое утро он находил в себе силы и мужество продолжать ставший тернистым свой благородный путь».

В 1927 году Климов служил в Знаменской церкви г. Томска. В 1928-1930 годах служил в церкви Иоанна Лествичника. 21 февраля 1930 года его снова арестовали. Всего в феврале арестовали 60 человек. Всех их обвинили в участии в контрреволюционной группировке по ст. 58-10-11 УК РСФСР. Из доноса: «Относительно Климова Н. могу сказать, что он безусловно враждебно настроен к советской власти и не скрывает это. В своих проповедях говорит, что безбожие растет как признак скорой деградации всего населения России, что это показатель того, что народ потерял моральные устои, что нас ждет разбой, грабеж, а этого то и хотят теперешние правители. В разговоре со мной часто говорил, что жить невозможно, ничего нет, коммунисты только кормят нас своей пятилеткой». Арестован в 1930 году по обвинению в контрреволюционной  агитации. Обыск провел Матусевич. Изъял 2 фотографии и разной переписки на 60 листах. 30 марта решением «тройки» приговорили к высшей мере наказания 50 из 60 человек. 10 апреля 1930 года их расстреляли. Расстреляли в 1937 году и его брата Виктора, тоже священника.

Семья Н. Климова по приговору высылалась на Север, что и было исполнено в отношении его жены Марии Стефановны и сына Иоасафа, которые пробыли в Нарыме 4 года. Спустя 59 лет  - 15 июня 1989 года Николай Степанович Климов был полностью реабилитирован.

«От добрых людей Мария Стефановна (жена Климова) узнала, что отец Николай смерть встретил спокойно, с молитвой на устах».

Источн.: Архив УФСБ по ТО, Д. П-8805; ГАТО. Ф. Р-804. Оп. 1. Д. 81. Л. 46-48; М.В.Фаст, Н.П. Фаст. Нарымская голгофа.

Информация из электронной базы данных «Жертвы политического террора в СССР» в отношении Н.С. Климова и его брата В.С. Климова:

Климов Николай Степанович. Родился в 1881 г., Семипалатинская обл., Семиярская ст; русский; образование высшее; б/п; священник. Проживал: Томск. Арестован 21 февраля 1930 г. 
Приговорен: 30 марта 1930 г., обв.: КРД. Приговор: расстрел Расстрелян 30 марта 1930 г. Реабилитирован в июне 1989 г. Источник: Книга памяти Томской обл.

Климов Виктор Степанович. Родился в 1889 г., Семипалатинская обл., Бескарагайский р-н, Семиярка с.; русский; образование среднее; служитель, Церковь воскресения. Проживал: Восточно-Казахстанская обл. Семипалатинск.. Арестован 17 ноября 1937 г. УНКВД по ВКО. Приговорен: Тройка УНКВД по ВКО 19 ноября 1937 г. Приговор: ВМН Реабилитирован 25 апреля 1989 г. Семоблпрокуратура УКАЗ ПВС СССР ОТ 16.01.1989. Источник: Сведения ДКНБ РК по Восточно-Казахстанской обл.

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)