(1905-1980)
Жиельница Москы; Балерина, артистка Государственного театра балета; Заключенная Томского лагеря для ЧСИР в 1937-1939 гг., затем в ссылке в Казахстане.
Родилась 29 мая 1905 в Саратове в семье нотариуса, впоследствии профессра Ростовского университета Лерхе Александра Васильевича и его жены Лерхе, урожд. Экономиди Марии Христовны. Недолго училась в Ростове-на-Дону, в танцевальной студии Н. Моторной. Затем в Москве, в школе М. Мордкина. Оценив красоту и своеобразное, чувственное обаяние Лерхе, ее пригласили в труппу Бакинского театра на положение характерной солистки (1923). Но уже в 1925 она переехала в Ленинград, где продолжила занятия с педагогами А. Чекрыгиным, А. Монаховым, М. Романовой, давшими ей крепкое профессиональное образование. Одновременно начала работать на эстраде с сольными номерами: «Цыганским», «Персидским» в постановке Мордкина, шуточным «Спортивным» в постановке Н. Фореггера. В 1926 А. Каверзин занял ее в сюите «Скрябиниана», поставленной им для одной из программ театра «Кривое зеркало». С 1927 партнером Л. становится М. Мономахов. Они исполняли: «Мадьярский», «Восточный», «Испанский» танцы (постановщик. Чекрыгин). С 1929 они оба в Харьковском театре оперы и балета, худ. рук. которого стал Фореггер, высоко ценивший актерские данные Лерхе. Совместно с балетмейстером П. Кретовым ставил для нее в балетах «эстрадные» номера (в «Дон-Кихоте» — «Песенку Альдонсы-Дульцинеи», которую она «пропевала» танцем и пантомимой), создавал и концертные номера: «Danse macabre» (муз. К. Сен-Санса), «Танец с мячом» (муз. Перевозника). Не без влияния Фореггера задумала свой творческий вечер, в котором исполняла собственные постановки. Отказалась от эффектных костюмов, использовав просто, почти репетиционную одежду, доказав, что может добиться выразительности танца лишь эмоциональной и смысловой насыщенностью движений. В программу входила сюита испанских танцев: «Испанские песни» (муз. М. де Фальи), «Карменсита» (муз. Ж. Бизе. балетмейстер П. Вирский), «Танцовщица» (муз. И. Альбениса) и миниатюры-юморески, в которых представал образ современной девушки, попадающей в разнообразные житейские ситуации («Солнечный день», муз. Э. Грига, «Морская прогулка» на муз. «Яблочко» в обработке Р. Глиэра, «На гулянке», муз. Н. Лысенко, «Гопак», муз. Л. Ревуцкого). В своей работе Лерхе пыталась решить общую для советской хореографии тех лет задачу отображения современности. Вечер Лерхе был показан в Киеве (где она работала с 1934), Харькове и Москве.
В конце 1934 в Москву был переведен её муж, Вениамин Яковлевич Фурер, работавший в Донбассе секретарем Горловского горкома ВКП(б), на должность завкультпромом Московской области. В Москве он возобновил общение с дружившим ещё с гражданской войны известным писателем Бабелем, завел дружбу и знакомство с Кукрыниксами, другими не скованными партийной дисциплиной людьми из числа творческой интеллигенции. Благодаря этому и его жена балерина получила известность в творческой среде Москвы и в конце 1935 была принята в Москве в труппу Большого театра, который приобрел в её лице танцовщицу яркого дарования, широкого жанрового диапазона. Помимо характерных партий, Галина Лерхе исполняла роль Феи Карабос в «Спящей красавице» (редакция А. Мессерера) в неожиданной трактовке: молодой и демонически прекрасной. В Москве продолжала активно выступать на эстраде с прежними номерами и с новым - «Женщина Испании» (муз. Э. Гранадоса, 1936), ставшим одним из первых откликов нашего искусства на гражданскую войну в Испании. На этом, в 1937, оборвался творческий путь выдающейся танцовщицы.
В 1936, предполагая неминуемый арест, застрелился муж Галины В.Я. Фурер. 31 марта 1937 её уволили из Большого театра. 20 июля 1937 последовал её арест сотрудниками УНКВД Московской обл. Постановлением ОС НКВД СССР от 02.10.1937 была приговорена как ЧСИР к 5 годам ИТЛ. Находилась в заключении в Томском лагере для ЧСИР (1937–1939). 21.06.1939 во изменение прежнего решения ОС при НКВД СССР оставшийся срок заключения был заменен ссылкой в Казахстан. Прибыла в ссылку в ноябре 1940 в Казахстан Павлодарскую область (г. Павлодар) из Сиблага г. Мариинска Новосибирской области, работала по специальности танцовщицей в национальном театре. Освобождена 28.07.1942 по отбытию срока. Жила в Сибири, где вышла замуж за художника, родилась дочь Мария. Через четыре года этот брак распался и Галина Александровна переехала в Харьков, преподавала хореографию. Последние годы жила с дочерью в Томске, куда дочь получила распределение после окончания университета. Скончалась и похоронена в 1980 г. в Томске.
Источн.: Ист. и архив М.М. Смироновой; БД "Жертвы политического террора в СССР"; Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург); Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., 1985; Гегузин И. Ее душа трудилась постоянно // Советский балет. 1989. № 3. С. 39-40.
* АУДИОвоспоминание М.М. Смирновой, дочери Г.А. Лерхе.
* Отрывок из воспоминаний В. М. Верховского о Г. Лерхе
*И. Гегузин. Добрый след. Стр. 149-153.
*Русская советская эстрада. 1930-1945. Стр. 319-322.
*Н. Шереметьевская. Танец на эстраде. Стр. 139-144.
* Тюрьма для балерины: как в годы Большого террора расправлялись с женами "врагов народа"// Сибирь -Реалии. 4 августа 219 г
Х.В.
Информация из электронной базы данных «Жертвы политического террора в СССР» в отношении Г.А. Лерхе:
Лерхе Галина Александровна. Родилась в 1905 г., г.Саратов; русская; образование среднее; б/п; До 31.03.1937 артистка балета ГАБТ. Проживала: г.Москва, ул.Арбат, д.45, кв.18. Арестована 20 июля 1937 г. Приговорена: ОС НКВД СССР 2 октября 1937 г., обв.: ЧСИР. Приговор: 5 лет ИТЛ. В закл. в Томском лагере ЧСИР. 07.11.1937 прибыла в перес.пункт Сиблага. Пост.ОС НКВД СССР от 21.06.1939 закл. заменено ссылкой на ост.срок. 5.11.1939 убыла из Сиблага в тюрьму Алма-Аты. С 11.1940 в ссылке в Павлодаре, 20.07.42 осв. Источник: Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург)
«Памяти Г. А. Лерхе» (из сборника видеосюжетов «Экспонаты музея»)
отец, Лерхе Александр Васильевич - проф. Ростовского ун-та
Мать, Лерхе Мария Христовна, урожденнная Экономиди
Галина Лерхе в детстве
Старший брат Галины, Евгений Александрович Лерхе - Экономиди
Фотография, присланная родителям из Казахстанской ссылки.
Запись на обороте фотографии: "Мамику Папику. Казахстанский житель. 28/V 40"
Отношение Управления исправительных работ по Новосибирской области НКВД от 20.09.1940 г. о высылке в Казахстан изьятых ценностей у бывшей з/к Лерхе Г.А., отправленной в ссылку в Казахстан.
Квитанция НКВД на изьятый при аресте паспорт Г.А. Лерхе
Текст трудового договора от 12.08.1944 г. между дирекцией Дома культуры металлургов им. М. Горького и балетмейстером театра Г.А. Лерхе
Отзыв от 1955 г. о работе Г.А. Лерхе
Квитанция от 6.08.1944 г. о принятии от Г.А. Лерхе денежного займа облигациями на сумму 3405 рублей в фонд обороны.
Квитанция от 3.09. 1944 г. принятии от Г.А. Лерхе облигаций в фонд обороны
Отзыв директора школы о работе Г.А. Лерхе в 1950-1953 гг. в качестве руководителя хореографического кружка в Аксайской средней школе Ростовской области.
Характеристика директора театра на Г.А. Лерхе - балетмейстера в театре им. Орджоникидзе с 1944 по 1944 год.
Справка о работе Г.А. Лерхе артисткой балета в Харьковском Академическом театре в 1929-1934 годы
Вышивка крестом авторства Г.А. Лерхе, чехол для портсигара. Изображена танцующая балерина.
Выполненная в Томском лагере для ЧСИР в 1938-39 гг.
Вышивка гладью, выполненная Г.А. Лерхе в ссылке в Казахстане и была прислана родителям в Ростов.
Пришлите нам ваши материалы
в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)