Романчук (урожд. Пухальская)
Юзефа Ульяновна

(1912-2008)

Прихожанка Томского костела, активистка костельного совета в 1950- 1980-е гг. Дочь и жена «врагов народа» 

Родилась 20 июля 1912 недалеко от Томска, на Ольговских хуторах бывшего Туганского района Томской области в большой крестьянской католической семье Пухальских, переселившихся в Сибирь в начале ХХ в. по Столыпинской реформе. Окончила всего 4 класса сельской школы, не имея возможности продолжить образование по бедности и большого числа младших сестер и братьев, которых надо было помогать матери воспитывать. В 1930 вышла замуж за Бориса Романчука, оставшегося после смерти первой жены вдовцом с новорожденной девочкой. Через два года с мужем переехала в Томск. В годы коллективизации семья её отца, состоящая из 15 человек, а также семья дяди были раскулачены и высланы в Нарымский край. В 1937 был арестован и впоследствии в 1938 расстрелян её муж Борис Ильич Романчук. В эти же годы были расстреляны братья отца: Пухальские Иосиф и Рафаил, а также старший и младший братья Пухальские Герасим и Виталий. Мать её, не выдержав испытаний, тронулась рассудком. Живя в Томске, воспитывала двух дочерей и работала в прачечной, грузчиком в конторе «Заготзерно», нося на женских плечах тяжёлые мешки с зерном, позднее – на хлебокомбинате подменяла рабочих у конвейера, работала техничкой, а иногда и мастера подменяла. За работу в годы войны была удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».   

Последние 30 лет перед пенсией была бессменной сестрой-хозяйкой железнодорожной больницы в г. Томске. Прихожанкой Томской римско-католической церкви Р. была с рождения. В послевоенный период у себя на квартире укрывала и опекала священников, тайно приезжавших в Томск после возвращения из мест заключения, предоставляя им ночлег, питание и место для совершения богослужения. В 1950-1980 -е состояла членом «костельной двадцатки» и входила в узкий круг прихожан, инициирующих ходатайства и обращения в различные органы власти, вплоть до ЦК КПСС и лично Хрущева, по поводу возвращения верующим католикам томского костела, отобранного у общины в 1937. Для поддержки этих обращений было собрано более 1100 подписей жителей Томска и близлежащих деревень. Не добившись возвращения храма, она предоставила свой дом на окраине города для богослужений членов общины. В конце 1980-х на волне происходящих в стране перемен вновь была в числе инициаторов обращений к властям о возвращении костела верующим католикам, на этот раз успешных. 9 апреля 1990  Томский облисполком принял решение о передаче здания костела верующим католикам города Томска. 13 апреля на Пасху храм был возвращен томской католической общине. После возвращения здания храма общине взяла на себя заботу по организации ремонта здания костела и возобновления в нем церковных богослужений. В последние годы земной жизни из-за недугов уже не могла посещать храм ежедневно, делая это только по большим церковным праздникам, но продолжала живо интересоваться жизнью общины. В мае 2004 в ходе церемонии открытия в Томске памятника полякам- жертвам политических репрессий на томской земле ей было доверено почетное право первой начать церемонию открытия и освящения памятника. Скончалась 3 февраля 2008 на 96 году жизни, похоронена на городском кладбище после отпевания в храме, возвращению прихожанам которого отдала много сил и времени. 

Источ. и лит.: Винарская Т. Рядом были бог и люди // Томский вестник. 1992. 17 июля;  Поляки в Томске (XIX-XX вв.): биографии / Автор-составитель В. А. Ханевич. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2012. С.489-490.

Чайковская О. Юзефа и алтарь // Красное знамя. 19 июня 2004 г.

Х.В. 

 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)