Тейблюм (урожд. Рафальская)
Ирина Михайловна

(1913-поле 1989)

Студентка 5-го курса Историко-филологического литературного ин-та в Москве, дочь известного еврейского советского театрального режиссера М.Ф. Рафальского . После ареста отца в 1938 году приговорена как «член семьи изменника Родины» к 5 годам лишения свободы. Срок заключения отбывала в Томасинлаге и в Карагандинских лагерях.  

 

Родилась 1 сентября 1913 в Киеве, еврейка, образование незаконченное высшее. На 1938 – студентка 5-го курса ИФЛИ (Историко-филологического литературного ин-та). Арестована 11 марта 1938 на своей квартире по адресу: Москва, Исторический проезд, д.№ 1/5 кв. 21. К этому моменту уже был арестован отец, Михаил Федорович Рафальский (1889-1937). Полтора месяца находилась под следствием. Решением ОСО приговорена к 5 годам лишения свободы. Срок заключения отбывала в Томасинлаге и в Карагандинских лагерях. В 1944 с окончанием срока освобождена, но находилась в лагере до окончания войны.  Реабилитирована в 1956 прокуратурой СССР. На 1989 проживала в г. Москве.

Источн.: Архив НИПЦ «Мемориал» (Москва).

Информация об отце И.М.Тейблюм:

Х.В. 

Мойше-Арн Рафа́льский (Михаил Фёдорович; 15 апреля 1889, Киев - 1937) -еврейский советский театральный режиссёр, актёр и педагог.

Родился в семье бухгалтера. В детстве играл в пуримшпилях. В 1908 г. поступил в драматическую школу Н. Соловцова в Киеве (учился у Н. Савинова). Играл в различных русских труппах на Украине. Среди ролей Рафальского: царь Федор («Царь Федор Иоаннович» А. Толстого), Петр («Мещане» М. Горького), князь Мышкин («Идиот» по роману Ф. Достоевского) и другие. В 1918 г. с группой еврейских театральных деятелей создал в Харькове первый еврейский театр на Украине «Унзер винкл» («Наш уголок»), преобразованный вскоре в еврейский передвижной театр. С этим театром Рафальский переехал в Витебск, а затем в Минск. В 1921 г. создал в Минске еврейскую театральную студию, куда набрал молодых еврейских актёров, которых в 1922 г. повёз в Москву учиться профессиональному мастерству. Среди преподавателей студии были И. Добрушин, А. Грановский и другие.

В деятельности студии Рафальский стремился к созданию оригинального репертуара. Первый спектакль «Хедер» (1923) был сделан в эстетике агитпропа и не имел зрительского успеха. Впоследствии Рафальский обратился к более традиционному материалу, в 1925 г. поставил со студийцами «На покаянной цепи» И. Переца, «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера (в переводе на идиш Н. Ойслендера), инсценировал новеллы Шалом Алейхема. На базе этой студии в 1926 г. Рафальский основал в Минске Белорусский государственный еврейский театр (БелГОСЕТ). Под руководством Рафальского (1926-35) БелГОСЕТ стал вторым после московского ГОСЕТа еврейским театром в Советском Союзе. В этот период режиссуру Рафальского отличало тяготение к бытовой, часто этнографической достоверности. Репертуар театра Рафальский строил на еврейской национальной драматургии. Среди наиболее известных спектаклей Рафальского в БелГОСЕТе — «Нафтали Ботвин» (1927) А. Вевьорки (1887—1935), «Хирш Леккерт» (1929) А. Кушнирова, «Верхи и низы» (1929) по рассказу Д. Бергельсона «Глухой».

Рафальский был известен также как еврейский литератор и журналист; публиковал статьи о еврейском театре в журналах «Октябер» и «Штерн» (см. Периодическая печать. Россия), был редактором сборника «Замлбух фар драмкрайзн» («Сборник для драмкружков», Минск, 1936).  Рафальский был репрессирован, погиб в лагере, посмертно реабилитирован.

Рафальский Михаил Фёдорович (1889 - 1937) - евр. сов. режиссёр и педагог. Нар. арт. БССР. Учился в драм. школе Т-ра Соловцова в Киеве. Играл в разл. рус. труппах Украины. После Октябрьской революции перешёл на евр. сцену. Был одним из организаторов и руководителей харьковского евр. т-ра "Унзервинкль" (1918), к-рый вскоре был преобразован в евр. передвижной т-р (обслуживал Киев, Витебск, Минск). В 1921 Р. создал в Минске евр. театр. студию, с к-рой в 1922 выехал учиться в Москву. В 1926, после возвращения в Минск, эта труппа стала Белорус. гос. евр. т-ром (Белгосет) - руководитель Р. Был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно. Пост.: в студии - инсценированные новеллы Шолом-Алейхема, Переца; "Проделки Скапена" по Мольеру, "На покаянной цепи" Переца (оба в 1925); в Белгосете - "Ботвин" Бевьюрко (1927), "Гирш Лекерт" Кушнирова (1928), "Глухой" Бергельсона (под назв. "Верхи и низы", 1930) и др. Источники: Театральная энциклопедия. Том 4/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 1152 стб. с илл., 76 л. илл.

 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)