Трапезников
Георгий Владимирович

(1891-1937)

Инженер – механик.  Профессор Томского Технологического института.  Расстрелян  в 1937 году

 

    Родился 31 января (12 февраля) в Иркутске в 1891 в семье приказчика в магазине Второва. По окончании Иркутской мужской гимназии (1910) поступил на мех. отд-ние Томского технол. ин-та (ТТИ). В 1913 был отчислен. В 1916 призван в армию. Окончил школу морской авиации в Петрограде в чине мичмана-прапорщика. В 1917 - преподаватель технических предметов в Гутуевском отд-нии школы морской авиации, ст. кондуктор по гидроистребителям на заводе Д. Мельцера в Петрограде. Затем продолжил учебу в ТТИ. В июне 1918 был призван в белую армию и служил вначале зав. гаражом при начальнике гарнизона г. Томска, затем начальником гидробазы в Красноярске. В 1919 окончил мех. ф-т ТТИ со званием инженера-механика. С 1919 - руководитель по двигателям внутреннего сгорания в военно-инженерной школе в Томске. В 1920 инженер "Сибтопа".

      С 1 авг. 1920 - преподаватель паротехники и гидравлики в Томском ж.-д. техникуме. С 20 окт. 1920 внештатный преподаватель, с февр. 1921 по 1 окт. 1922 штатный преподаватель по черчению в ТТИ. С окт. 1922 научный сотрудник при кафедре сопротивления материалов. С 2 окт. 1923 преподаватель, с 26 сент. 1924 профессор, зав. кафедрой сопротивления материалов. С 24 апр. 1923 -член коллегии НИИ прикладной физики при ТТИ. Одновременно заведовал мех. лабораторией ин-та (1928). Совместно с доц. С. А. Балакшиным проводил исследования сиб. древесных пород с целью изготовления экспортной тары для сиб. масла. Руководил научной работой студентов.

       Вместе с А. В. Квасниковым (1892-1971)[1]  возродил в ин-те аэротехнический кружок, созданный проф. Б. П. Вейнбергом (1909). Под их руководством в 1926/ 27 уч. г. студентами был построен аэроплан (авиэтка), летавший на двигателе отечественной конструкции. В ин-те был создан первый в Сибири авиационный музей, открыты аэротехническая лаборатория и специальность "Легкие авиационные двигатели". Среди его учеников выдающийся авиаконструктор Н. И. Камов (1902-1973)[2]. С 1928 по совместительству состоял профессором по кафедре механики физ.-мат. ф-та Томского ун-та. В 1932-1934 действительный член, зав. сектором механики Науч.-исследоват. ин-та математики и механики (НИИММ) при ТГУ. Занимался исследованиями в области сопротивления материалов и физи-ки твердого тела. С 1930 по 1935 состоял кандидатом в члены ВКП (б). Являлся членом пленума Томского горсовета и ученого комитета при Запсибкрайисполкоме.  

     В 1935 началась критика общественной деятельности Т. В 1935 он был исключен из партии за нарушение партийной дисциплины, 4 октября 1937 арестован. 19 октября тройкой УНКВД Новосибирской обл. приговорен к расстрелу как участник "кадетско-монархической организации "Союз спасения России". Расстрелян 27 октября 1937 в Томске. Реабилитирован в 1959.

    Первым браком был женат на 3. М. Авербух. Их дочь Людмила (р. 1934). Вторым браком был женат на А. П. Романовой.

 Источн. и лит.: ГАТО. Ф. Р-435. Оп. 2. Д. 102; Томский технол. ин-т за 25 лет своего существова¬ния. 1900-1925: Юбил. сб. Томск, 1928. Ч. 2; История Томского политехи, ин-та в документах. Томск, 1987. Т. 2. 1918-1945: Сб. документов и материалов; Боль людская. Томск, 1992. Т. 3; Науч.-исследоват. ин-т математики и механики. 1968-1993: Из истории ин-та. Томск, 1993; Томский политехи, ин-т. 1896-1996: Ист. очерк. Томск, 1996; Профессора Томского ун-та. Биографический словарь. Том 2. Томск,1998. С. 428-429.

 

 

 



[1] Квасников Александр Васильевич (1892-1971гг.) – российский учёный в области космических и авиационных двигателей. Открыл явление резкого увеличения тяги пульсирующим реактивным выхлопом при эжектировании воздуха. [2] Выпускник механического факультета ТТИ (ТПУ) 1918г.

 

[2] Камов Николай Ильич (1902-1973гг.) - советский авиаконструктор, создатель вертолётов «Ка», доктор технических наук (1962). Герой Социалистического Труда (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1972). Выпускник механического отделения ТТИ (ТПУ) 1923г.

 

 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)