Из чего растет любовь к родине?

27 декабря 2015

Елкин Павел Ефимович

Родился в 1909 г. Проживал: Новосибирская обл.. Приговорен: 5 мая 1931 г., обв.: кулаки (Постановление СНК и ЦИК СССР от 1.02.1930). Приговор: спецпоселение в Томской обл.

Елкин Кондрат Ефимович

Родился в 1911 г. Проживал: Новосибирская обл.. Приговорен: 5 мая 1931 г., обв.: кулаки (Постановление СНК и ЦИК СССР от 1.02.1930). Приговор: спецпоселение в Томской обл.

Источник: УВД Томской обл.

 

Сочинение по мотивам биографии спецпоселенки Шилиной (ур.Елкиной) Марии Павловны  

"Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит"
Русская народная пословица. 

     Вопрос вызывает у меня противоречивые чувства. Уж слишком неоднозначно все у нас, в России. Это страна с прекрасной природой и богатейшими ресурсами. И сердце кровью обливается, когда ты понимаешь, как наплевательски относятся к природным богатствам.
     Это страна, в которой живут замечательные люди. Умные, трудолюбивые, талантливые, отважные. И снова понимаешь: как преступно равнодушно относятся к этим людям. Как губят таланты, умело и целенаправленно отбивают охоту трудиться. В конце-концов, людей у нас всегда было много, и потому "бросить на прорыв массы" - зачастую, самое дешевое решение любой проблемы. Кого волнует, во сколько жизней обошлась нам очередная победа?
     Россия - страна с уникальной культурой. Весь мир заворожен глубиной мысли наших писателей, тонким лиризмом художников и поэтов, высокой одухотворенностью русской иконописи. И снова - что имеем, не храним. Мало ли в истории примеров, когда разрушаются от небрежения уникальные памятники, гибнут или бегут из страны талантливые люди: ученые, деятели культуры? 
Сколько великих подвигов совершил наш народ? Сколько раз он становился спасителем мира? Вот только отравляет эту гордость мысль, что подвиг людей часто был результатом чьей-то глупости, трусости, халатности, предательства.
История моей страны трагична. Думая о ней, слишком часто испытываешь негодование, тревогу, страх, боль, горечь. Такова моя родина. Та самая, о которой писал Н.А. Некрасов: "Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!"
Легко любить ту землю, в которой людям живется спокойно и свободно. Есть гарантия твоей жизни, образования, бесплатного здравоохранения, личной безопасности, спокойной, обеспеченной старости. Ту землю, в которой есть то, чего сейчас нет в России. 
     Вот только родину, как и родителей, не выбирают. И родителей любишь такими, какие они есть. Со всеми их достоинствами и недостатками. Принимаешь целиком. И, понимаешь, что есть люди и умнее, и добрее, и красивее, и богаче и... можно долго перечислять. Но только эти двое - твои родители, и потому - самые любимые.
     Здесь, в России, живет моя семья. Тут жил мой прадед, Ёлкин Павел Ефимович и его брат Кондратий. Они были сибирские крестьяне. Работящие, крепкие, и потому - зажиточные. На таких людях искони стояла наша земля. Кормильцы. Но в 1932 году прокатилась по моей семье коллективизация. За то, что в доме держали наемного работника, раскулачили и Павла Ефимовича с женой, и брата его, и сестру Нину. Без особых вещей, не позволив взять даже инструменты, необходимые любому работящему мужику для выживания, погрузили на пароход и повезли по Оби. Ничем особенным судьба моей семьи не отличалась от судеб тысяч таких вот Павлов и Кондратиев. Плыли в трюме парохода страшно долго, все лето. Куда - никто не знал. В жаре, духоте и грязи люди мерли, как мухи. Умерла и сестра моего прадеда, Нина. Ее даже хоронить не пришлось: завернули в рогожку и выбросили за борт парохода. Всех так хоронили. 
Позднее, осенью, когда уже начал снег выпадать, выбросили уцелевших на острове в Каргасокском районе. Дали скудный паек, своими силами вырыли землянки - вот и живи, как знаешь. Зимой умерло очень много людей. И от холода, и от голода, и от инфекционных болезней. Прадеду повезло, сам выжил, семью сохранил. Стали ссыльнопоселенцы жить в деревне Музуркина. Ловили рыбу, валили лес. От остальных сибирских крестьян отличались тем, что отмечались регулярно в комендатуре: проверяли, нет ли беглых. Семья моего прадеда росла. В 1933 году родилась дочка Надя, через три года - ее брат Петя. Потом началась война. Мой прадед, хоть и имел основания обижаться на Советскую власть, тем не менее, считал своим долгом помочь стране победить фашистов. На фронт его не брали - ссыльнопоселенец, к тому же, он имел "броню" как член рыболовецкой артели и работник на лесоповале. 
Работал много, на совесть. 
     Моя бабушка Маша, Мария Павловна Шилина, родилась в 1945 году. 
В 1950 году семью Павла Ёлкина "сняли с комендатуры", потом - реабилитировали, но прабабушка моя, Ксения Павловна, до этого времени не дожила. Умерла она рано, надорвавшись на работе. В семье нужна была хозяйка, прадед женился еще раз. У него были еще трое детей, двое родились уже вольными, после 1950 года. 
Видела я детскую фотографию моей бабушки Маши. Там ей 13 лет. Рядом стоят двое младших Ёлкиных. Руки у бабушки не детские, с огромными кистями, как у взрослой. И лицо усталое и серьезное. Лицо взрослого, битого жизнью человека. Детства у нее не было.
     Такая вот история у моей семьи. Таких историй много. А все-таки, и прадедушка мой любил свою родину, и бабушка, и мама с папой ее любят. Не считаясь за былые беды и страдания, которые они вытерпели. Не вспоминая о непосильном труде, растраченном здоровье, украденном детстве, разорении. 
Родина - как родители, однажды данные, других не будет. Вот, наверно, из этой мысли и вырастает любовь к родине.

Источн.: Проект ТОКМ им.М.Б. Шатилова «Сибиряки вольные и невольные»