Батталов Габделбарый

Название: Я пытался найти свет: Воспоминания.

Место создания: Стамбул; Дата создания: 1947–1962. Объем: 153 л. Вид текста: распечатка компьютерного набора в переплете. Архивный номер: 2-8-66. Экземпляр воспоминаний находится в архиве Международного об-ва «Мемориал».

Аннотация: { } — цифры между фигурными скобками означают номер страницы в оригинале аннотируемого материала

Воспоминания Габделбарый Батталова (далее – Г. Б.) охватывают время 1918–1921 гг. Летом 1918 г. Г. Б. живет в Казани, работает в газете «Курултай». В сентябре 1918 г. вместе с отступающей Белой армией покидает город и оказывается в Омске. Г. Б. рассказывает о судьбе Колчака, армия которого 12 ноября 1919 г. под натиском красных покидает Омск. Г. Б. попадает в захваченный Красной армией Томск и решает вернуться в Казань, где живет его семья. В январе 1920 г. с большими трудностями уезжает из Томска. Рассказ о пути в Казань, о попутчиках. Среди них – разные люди – «типичные» революционеры и те, кто «разочаровался» в произошедшем, и уже «советизированная» молодежь, мечтающая о мировой революции. В Уфе Г. Б. встречается с муфтием Г. Баруди. Рассказывает об этом «тюркском мыслителе». В пути Г. Б. встречается с башкирским политическим деятелем Валидовым (Валиди Заки), «хлопочущим об автономии Башкортостана», который был тогда «военным министром Башкирской республики», рассказывает о нем читателям. До Казани поезд идет 37 дней. {11–29}. Г. Б. описывает свои впечатления о советской Казани, попутно рассказывая историю русификации Татарии со времен Ивана Грозного и историю российского мусульманства. В коммунистической печати Казани публикуются «лживые заметки» о Г. Б. Большинство старых друзей покинуло Казань. Писатель Галимзян Ибрагимов встречает Г. Б. словами: «Тебя еще не повесили?» и советует отречься от прежних взглядов. Г. Б. вызывают в ЧК. {30–37}. Помещают в подвал в здании ЧК. Несколько суток Г. Б. держат в подвале, не вызывая на допрос. Сидящие с ним арестованные говорят, что расстрелять могут и без допроса. Из чекистского подвала Г. Б. переводят сначала в пересыльную, а затем в губернскую тюрьму, но на допрос за полтора месяца заключения так и не вызывают. Наконец, объявляют приговор. Коллегия ЧК Казанской губернии обвиняет Г. Б. в том, что он состоит в оппозиции, и приговаривает его к «содержанию в концлагере до конца Гражданской войны» {38–41}. Описание концлагеря на окраине Казани, где раньше была колония для малолетних преступников. «Ничего страшного не было». Заключенные играют в городки, могут «прогуливаться за воротами». Жена и сын Г. Б. навещают его. Раз в неделю «за хорошее поведение» ему разрешается сходить домой. В лагере – заключенные из всех слоев общества. Есть и политические противники – меньшевики и эсеры. Заключенных сначала трудом заниматься не заставляли, потом направляли на сбор овощей и заготовку торфа. Г. Б. вновь вызывают в ЧК, расспрашивают об оппозиционной пропаганде в газете «Курултай». Г. Б. предчувствует, что «этот допрос не может кончиться ничем хорошим» и думает о побеге. Жена Г. Б. за 75 тыс. рублей покупает поддельные документы на имя Габдуллы Рахимова, руководителя советского военизированного учреждения, который командируется в Баку. В августе 1920 г., пробыв в тюрьмах и лагере 5 месяцев, Г. Б. бежит из концлагеря. Предварительно меняет внешность – отпускает бороду, бреет голову. {41–49} Г. Б. берет билет на пароход до Астрахани. Описывает поездку, историю русификации Астрахани со времен Ивана Грозного. Цель Г. Б. – добраться через Астрахань в Баку, оттуда – в независимую Грузию и покинуть пределы советской России. Г. Б. – об обстановке в Баку в 1920 г., когда там состоялся 1-й съезд народов Востока. Встреча Г. Б. с Заки Валидовым, который, не согласившись с ленинской национальной политикой, «ушел в подполье» и тоже решил бежать из страны. Встреча с мусульманским общественным деятелем Атласи Хади. Во время встречи Атласи задерживает ЧК. Г. Б. рассказывает биографию Атласи. Тут же следует рассказ Г. Б. о съезде народов Востока, о выступлении на нем Энвер-Паши. Встреча Г. Б. с писателем-националистом Гасрым Назипом.{50–72}. Г. Б. возвращается в Казань, чтобы обзавестись более надежными документами. В Казане прячется в будке сторожа на кладбище. Скрываясь, уезжает в Буинск, поселок Симбирской губернии. Там ему попадается в руки книга Ленина «Государство и революция». «Рецензируя» книгу, Г. Б. делает экскурс в историю дореволюционной России, рассуждает о диктатуре пролетариат, взглядах Ленина. В поисках надежных документов Г. Б. приезжает в Симбирск, пишет об этом городе и его знаменитых жителях – Карамзине, Ленине, Керенском и очень подробно – об идеологе тюркизма Юсуфе Акчурине, {72–97} С документами на имя Абдуллы Рахимова Г. Б. едет в Москву, а затем в Петроград. Г. Б. делится своими впечатлениями о Петрограде 1920 года, «попутно» рассказывая об истории города с петровских времен. Г. Б. останавливается в доме имама Лотфи Исхака. Г. Б. пишет о нехватке еды, топлива, разрухе в эпоху военного коммунизма. Г. Б. попадает в облаву чекистов по подозрению в спекуляции, но его быстро освобождают. Г. Б. пишет о Кронштадском мятеже в феврале 1921 г., его причинах и подавлении. Затем – о НЭПе, об открытии частных магазинов. Г. Б. встречается с членом Индийского революционного комитета Абдуррабом Барком {98–115} Г. Б. едет в Москву. Здесь он встречается с Тевфик Рюштю Арасом, будущим министром иностранных дел Турции, с Мехметом Русуладзе, тюркским политиком. Друзья-мусульмане предлагают Г. Б. встретиться с наркомом по делам национальностей Сталиным: «Он простит тебя и возьмет под свой контроль». Но знакомый адвокат не советует: «Вы все впемя будете находиться под контролем, по любому случаю вас могут заключить в тюрьму. Самое лучшее для вас эмигрировать». Вернувшись в Петроград, Г. Б. начинает готовиться к побегу и вскоре переправляется на лодке через Финский залив в Финляндию. {116–126}

УПОМЯНУТЫЕ ИМЕНА
Акчурин Юсуф, писатель, историк, идеолог тюркизма –89–90
Алкин Ильяс, руководитель мусульмансткого движения в Казани и Уфе в 1917–1918 гг. – 119
Атласов (Атласи) Мухаммед-Хади – мусульманский общественный деятель, историк – 61–62
Барк Абдурраб, член Индийского революционного комитета – 112–114
Баруди Галимзян, муфтий мусульман в 1920 г. –23–24
Валидов Ахмет-Заки, лидер национального башкирского движения –25, 60–61
Гасрый Назип, писатель – 70–71
Ибрагимов Галимзян, писатель –30, 45
Колчак Александр Васильевич, адмирал, руководитель Белого движения –13–14
Лотфи Исхак, имам в Петрограде –105–106, 114
Русуладзе Мехмет Эмин, тюркский политик –120–121
Сталин И.В., нарком по делам национальностей –122
Тевфик Рюштю Арас, турецкий государственный деятель –118
Энвер-Паша, османский военный и политический деятель – 66
Юнусов Зариф, имам в дореволюционном Петербурге –104

Н. Михайлов