Будрис
Франтишек (Франциск) Игнатьевич

(1882-1937)

Католический священник приходов в Сибири и на Урале в 1907-1937 годы; Расстрелян в 1937 году в Уфе.

 

Родился  14 октября 1882  в селе Ропейки Бернатовской волости Россиенского уезда Ковенской губернии в католической крестьянской семье Франциска Будревича и Домитиллы, ур. Шлягер. Крещен был 3 дня спустя настоятелем местного Мешкуцкого прихода о. Викентием Шлягером. Крестным отцом был сам о. Шлягер, а крестной матерью - вдова Барбара Раубицкая. В декабре 1902 сдал экзамен на звание аптекарского ученика. В 1907 окончил католическую Петербургскую духовную семинарию и весной  1907 был рукоположен в священники.

С 27 июля 1907 — викарий прихода в Иркутске. В Иркутск викарий прибыл 16 сентября 1907, с 1908 также преподавал Закон Божий детям-католикам в Александровском реальном училище. 31 января 1909 распоряжением архиепископа А. Внуковского переведен настоятелем прихода в Тюмень, где также преподавал Закон Божий в местном реальном училище, женской гимназии и городском училище. Его прихожанами были в основном жившие на Урале поляки, немцы, литовцы, а также работавшие на уральских предприятиях иностранные специалисты и их семьи. После начала Первой мировой войны к ним присоединились военнопленные-католики.

С 22 февраля 1919 — настоятель прихода в Перми и исполняющий обязанности декана: в состав его деканата входили приходы в Вятке, Екатеринбурге, Тюмени, Тагиле. 8 июня 1920  епископ Ян Цепляк официально назначил его деканом. Занимался пастырской работой в трудные годы экономической разрухи и арестов духовенства большевистскими властями.

14 июля 1921 назначен кроме Пермского заведовать Вятским приходом. 18 октября 1921 , назначен кроме должностей в Перми и в Вятке, заведовать Екатеринбургским приходом. 13 декабря 1921 назначен и в Челябинск. В декабре 1921 архиепископ Цепляк освободил о. Будриса от прихода в Вятке, но назначил заведовать Тюменским приходом.

С 8 февраля 1922 был деканом, настоятелем Пермского храма и заведующим Екатеринбургским и Тюменским храмами, затем также заведовал храмом в Тобольске, а с июня 1923 — и в Вятке. В 1924 отказался выехать в отпуск в Литву, опасаясь, что власти не разрешат ему вернуться к своей пастве. В апреле 1925 арестован в Екатеринбурге как заложник и месяц находился под арестом.

После 1924 обслуживал католические общины Тобольска, Тюмени, Перми, Екатеринбурга, Челябинска, Златоуста, Кургана, Ишима, Уфы, Самары, Казани и Вятки. После закрытия к 1930 храмов в Тобольске, Тюмени, Кургане и Ишиме продолжал посещать живших там католиков, служил мессу на квартирах. Также совершал службы на собственной квартире для тех верующих, которые опасались посещать храм. Организовывал катехизацию под видом дружеских встреч в квартирах и «пикников» за городом, куда выезжали взрослые и дети. В 1934-1937 он был практически единственным священником, обслуживавшим католиков на огромной территории между Волгой и Обью.

17 июня 1937 был арестован в Уфе вместе с членами приходского совета, обвинён в том, что «по заданию французского разведчика епископа Невэ занимался шпионажем в пользу французской разведки и Ватикана» и организовал повстанческую деятельность против советской власти под видом религиозной работы, используя религиозный фанатизм прихожан. По воспоминаниям одного из прихожан, о. Франциска сильно били на допросах, требуя признания в том, что он шпион, и даже держали на снегу, так что он отморозил ноги и получил воспаление легких. Однако каждый раз, возвращаясь в камеру, о. Будрис постоянно молился, всячески поддерживал сокамерников, повторяя: «Бог нас не оставит…».

11 ноября 1937 был приговорён по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к расстрелу, 16 декабря 1937 расстрелян в тюрьме г. Уфы. Захоронение расстрелянных в Уфе в то время осуществлялось на Сергиевском кладбище города.  Определением Военного трибунала Южно-Уральского военного округа от 14 января 1958 решение тройки НКВД БАССР от 11 декабря 1937 г. в отношении о. Ф. Будриса было отменено и дело производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.  

В 2003 официально начался процесс беатификации (причисления к лику блаженных) священника Франциска Будриса.

Источн.: О. Франциск Будрис // Церковный календарь на 2003 год. Зерно из этой земли...: Мученики Католической Церкви России XX века / Ред. Б. Чаплицкий. СПб., 2002. С. 115; Dzwonkowski R. Losy duchowieństwa katolickiego w ZSSR 1917-1939: Martyrologium. Lublin, 1998. S. 179; Мосунова Т.П. Под покровительством Св. Анны: К 120-летию основания прихода римско-кат. церкви г. Екатеринбурга. Свердловск: Изд-во Уральск.. ун-та, 1996. С. 18-19; Мосунова Т.П. Последний пастырь эпохи гонений // Свет Евангелия. 2004. № 12-13 (458-459), 21-28.03; Обухов Л. "Будриса объявили главарем" // Пермские поляки. Пермь, 2001. С. 66-73; Петрушко Ч. Екатеринбургская история...: Из истории польских семей на Урале // Сибирская католическая газета. 2000. № 11. С. 29-31; № 12. С. 18-20; Попова Н. Воспоминание о храме [в г. Уфе] // Свет Евангелия. 2003. № 34 (431), 14.09; Симонов В.В. Католическая церковь в Башкирии: История и современность. Уфа: Изд. центр "Орел", 2003. 64 с.: ил.; Слуга Божий отец Франциск Будрис 1882-1937: Буклет. СПб., 2004; Филь С.Г. Губернские костелы и польская католическая община Тобольска // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. 1997. С. 26-33; Филь С.Г. Губернские римско-католические храмы Тобольска (1847-2000 гг.) // Филь С.Г. Польские страницы Тюменского краеведения. Тюмень, 2005. С. 59-118; Филь С.Г. Польский приходской костел в Тюмени // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея 1993. Новосибирск, 1997. С. 74-95; Филь С.Г. Римско-католическая церковь Тюмени: История прихода // Сибирская католическая газета. 2000. № 11. С. 18-19; № 12. С. 29-30; Филь С.Г. Римско-католический приход св. Иосифа в Тюмени (минувшее и настоящее). Тюмень, 2004; Чаплицкий Б., Осипова И.И. Книга памяти. Мартиролог Католической Церкви в СССР. М., 2000. С. 35.

 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)