Квятковский
Роман Брониславович

(1889-1937)

Работник Томской железной дороги в 1903- 1937 гг. Расстрелян 26 декабря 1937 года в Новосибирске

Родился в 1889 в г. Сувалки в семье польского дворянина Бронислава Квятковского. Его отец рано умер, оставив бедствовать жену и 5 детей. В 1903 уже в Томске в возрасте 55 лет умерла его мать Юзефа. Роман не смог получить должного образования и в 14 лет после смерти матери пошел работать на железную дорогу, пройдя путь от кочегара на паровозе до начальника железнодорожного депо. В 1919 был принят в члены ВКП(б), избирался председателем профсоюзной организации Томской железной дороги. С 1929 был на руководящей производственной работе: заместителем заведующего ремонтом депо ст. Тайга, начальником депо ст. Боготол, заведующим цехом промывочного ремонта в депо ст. Красноярск, инспектором при начальнике Томской железной дороги, в январе 1934 был назначен начальником депо железнодорожной ст. Топки. За образцовую работу неоднократно премировался: в день 15-й годовщины Октябрьской революции награждён значком ударника, в 1934 Политуправлением НКПС награждён значком «Ударник Сталинского призыва».

В 1935 за высокие производственные показатели в работе был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина, став первым орденоносцем на Томской железной дороге. Получал орден из рук М. И. Калинина в Москве в Кремле в присутствии целой делегации таких же передовиков-железнодорожников. В представлении к награждению, опубликованном в специально изданной по такому случаю книге под громким названием «Люди великой чести» под рубрикой «Страна должна знать своих героев» в отношении Романа Квятковского, в частности, говорилось, что, став с января 1934 начальником депо станции «Топки» тов. Квятковский в депо «Топки» был назначен в «момент разоблачённого очковтирательства со стороны руководителей депо. В результате большевистской организации рабочего коллектива работа в депо выправилась, и оно взяло первое место во всесоюзном соревновании паровозных депо. Работа депо «Топки» стала образцом для паровозных депо других дорог, значительная часть которых заимствовала опыт этого депо. В Топкинском депо образцовый порядок: чистые и озеленённые цехи, отсутствие суеты, высокая дисциплина среди командного состава и рабочих, строгая хозяйственная расчётливость. Тов. Квятковский умеет по-боевому ставить и разрешать очередные вопросы практической партийной, профессиональной и хозяйственной работы».

Летом 1937 с началом новой репрессивной волны он был снят с руководства депо железнодорожной станции Белово и понижен до должности дежурного депо г. Новокузнецка. На партсобрании «за развал работы и покровительство «врагам народа» получил взыскание и решение о недоверии с явной угрозой исключения из партии. Не чувствуя за собой вины и желая доказать свою правоту поехал в Новосибирск искать защиты у первого секретаря Запсибкрая Р. И Эйхе, но на железнодорожном вокзале Новокузнецка был арестован 4 октября 1937 органами НКВД и с 7 октября находился под следствием военного трибунала Сибирского военного округа в г. Новосибирске. По постановлению комиссии НКВД и прокурора СССР от 15 декабря 1937 за причастность к контрреволюционной деятельности по статье 58 УК РСФСР был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 26 декабря 1937 в новосибирской тюрьме. Однако это стало известно семье только через 57 лет. После ареста К. в его служебной квартире был произведён обыск, изъяты орден Ленина, документы, письма, ряд книг, часы именные, портфель именной и другие вещи, а семье арестованного было предложено срочно освободить жилье. Жена К., Квятковская Зинаида Ивановна (урожд. Степанова) с дочерью Ядвигой, ученицей 7-го класса, 10-летним сыном Евгением и 5-летней дочерью Лидой вынуждена были переехала в Томск к матери. Старшая дочь Галина (1919 г. р.) училась в Ленинграде в институте железнодорожного транспорта, но вскоре после ареста отца была оттуда исключена как дочь врага народа и вынуждена была также приехать в Томск. Осенью 1937 в Томске были репрессированы родственники жены К.: её престарелый отец и брат, а также четверо дальних родственников. Все они были также приговорены к высшей мере наказания. С началом Великой Отечественной войны в июне 1942 после окончания 7 класса пятнадцатилетним подростком пошел работать на завод учеником токаря ремонтно-механического цеха эвакуированного подшипникового завода сын К. Евгений. Уже через год молодой рабочий заслужил ударным трудом высокую по тем временам честь: как стахановец военного времени, один из инициаторов движения многостаночников-тысячников представлял завод на первом съезде молодых рабочих в Новосибирске в марте 1943 г. Был также делегатом 3-го (1943), 4-го (1944), 5-го (1945) городских слётов передовиков производства г. Томска. Награждён тремя грамотами и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Вся дальнейшая его трудовая биография была связана с заводом ГПЗ-5 Томска. Без отрыва от производства окончил Томский машиностроительный техникум, 10 классов ШРМ, университет марксизма-ленинизма, машиностроительный факультет политехнического института, пройдя на заводе путь от ученика токаря до заместителя главного технолога завода и проработал в этой должности 20 лет вплоть до выхода на пенсию.  

Источ. и лит.: Архив Томского общества «Мемориал»; Католический некрополь города Томска. Томск, 2001. С. 147; Люди великой чести. Трас. железнодор. издат. М., 1935. С. 7; Квятковский Евгений. И все по жизни… Стихи, статьи, воспоминания. Томск, 2005; Поляки в Томске (XIX-XX вв.): биографии / Автор-составитель В. А. Ханевич. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2012. С. 257-258.

Комплекс архивных документов о Р.Б. Квятковском;

 → Видеовоспоминание Е.Р. Квятковского, сына Романа Квятковского

Х.В. 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)