Возлинская (Вослинская)
Мара Львовна

(1912-2000)

Живописец; Ссыльная из Риги в Нарымском крае в 1941 -1943 годы, художник в трудовой колонии № 2 УНКВД  (1944) в Новосибирске, в 1958 году вернулась в Ригу, с 1960 года в Брюсселе.

Родилась 26 марта 1912 в Риге в семье успешного торговца мехами Льва Вослинского. Начальное художественное образование получила в Риге в студии проф. С. А. Виноградова. Участник двух первых выставок студийцев (1930, 1931). Продолжила обучение в Королевской Академии художеств в Брюсселе (1932–1933), в Академии художеств Венеции (1933–1936), в Высшем институте искусств Антверпена (1936–1938) в классе бельгийского портретиста Изидора Опсомера (Isidore Opsomer, 1878–1967). Испытала несомненное влияние Опсомера на свое творчество.

По окончании первого курса Академии, как одна из лучших студентов получила в свое пользование мастерскую и модель сроком на шесть лет. Много работала и участвовала в совместных выставках с бельгийскими художниками, выполняла заказные работы.

В 1940 приехала в Ригу навестить родителей и оказалась запертой в Латвии советскими войсками. В июне 1941 вместе с родителями была депортирована в Нарымский край (совр. Томской обл.). В ссылке умер отец. Из Нарыма в 1944 была переведена в Новосибирск, где работала художником в трудовой колонии № 2 УНКВД (1944). В Новосибирске писала портреты, натюрморты, цветы, жанровые сцены, большие декоративные композиции. Состояла в товариществе «Художник» (1946), участвовала в выставках.

В середине 1950-х получила возможность профессионально заниматься искусством. В 1958 из Новосибирска вернулась в Ригу. В 1960, при непосредственном участии бельгийской Королевы Елизаветы, смогла вернуться в Брюссель и перевезти часть своих работ, выполненных в Сибири. Они послужили устройству первой персональной выставки в галерее Rubens (1961). Персональные выставки состоялись также в столичной галерее Baron René Steens (c 1964 по 1986); в галерее De Eik в Антверпене (1977) и др.

Работала в разных жанрах, но особенно ей удавались портреты и картины на тему материнства. Нередко выполняла копии своих работ. Начиная с 1970-х несколько раз посетила Израиль, выполнила серию работ маслом и акварели на израильские сюжеты: «Мальчик из Йемена», «Три Раввина», «Рынок бедуинов», пейзажи Мертвого моря и др. Член Союза советских граждан в Бельгии (1961), член Королевской Ассоциации профессиональных художников Бельгии (1962). Картины хранятся в частных собраниях европейских стран, Израиля, Канады, США. Скончалась в 2000 в Бельгии.

Источн.: Мара Возлинская (Бельгия) // Родина. 1965, июль-август. № 4; Муратов П.Д. Художественная жизнь Новосибирска ХХ века: Пятидесятые… // Идеи и идеалы (Новосибирск). 2011. № 4. Т. 1. С. 153−165; Возлинская Мара Львовна // Союз художников России. Новосибирское региональное отделение.

* В.В. Катанян. Лоскутное одеяло

«17 сентября [1994 г.]. Из Амстердама поехали в Брюссель и были в гостях у Мары и Зенты, двух старых дам - знакомых Инны. Я впервые увидел воочию живописный портрет Инны, который красуется на самом видном месте в мастерской Мары Возлинской. У нас дома есть цветная фотография этого портрета, так что для меня не было никакой неожиданности, но огромный портрет в натуре произвел большое впечатление. Остальные работы Возлинской "так себе", есть несколько хороших акварелей и три-четыре живописных портрета. Вокруг портрета такая история. В 30-х годах в Риге жила семья, папа-мама и две дочки - Мара и Зента. Девушки поехали учиться на Запад, и в 1939 году Мара приехала на каникулы повидаться с родителями. Тут и случилась наша оккупация Латвии, и граница захлопнулась, как мышеловка. Советская власть выслала ее с матерью в Сибирь. Началась Отечественная война. Лишь после смерти Сталина Мара вернулась в Прибалтику и стала зарабатывать живописью. В 1958 году она написала портрет Инны, но та не могла его купить у художницы, будучи бедным библиотекарем. Зента жила в Брюсселе, и Мара хотела уехать к ней, но об этом в пятидесятых не могло быть и речи - власти крепко держали ее за шиворот. Хотя, если трезво рассудить - что за потеря для страны, коли она уехала бы? Но власти рассуждали не трезво, и все попытки Мары были тщетны. Тогда у себя в Брюсселе Зента пробилась на прием к бельгийской королеве Елизавете, которая собиралась в Москву на конкурс Чайковского, и очень просила ее помочь. Ее Величество обратилась к Ворошилову, который был тогда нашим президентом. И Мару выпустили, когда не выпускали никого! И даже разрешили вывезти свои работы. Перед отъездом Мара снова предложила Инне купить портрет, но та по-прежнему сидела без денег. И портрет уехал в Брюссель. Сегодня Мара пишет, устраивает выставки, продает картины, но этот портрет не продает, ибо - по ее словам - он каждый раз является украшением экспозиции. Судя по тому, что мы видели, так оно и есть. Сестры живут в одном доме, на разных этажах. Мара плохо слышит, она шумная и с претензиями. Зента, старшая, овдовела. Она мне очень понравилась - симпатичная, уютная и добрая старая еврейка».

Москва: Издательство «Вагриус», 2001.

Х.В.

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)