Чуйский тракт. Дорога жизни и смерти.

5 апреля 2017 - 8 мая 2017

 Чуйский тракт - Федеральная автомобильная дорога (Р256Новосибирск - Новоалтайск

Протяжённость автомагистрали -962 километра. Исторически Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.

В начале 1930-х годов было принято решение о новом социалистическом этапе в строительстве Чуйского тракта, все работы по строительству которого    осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых,  числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях, а орудиями труда являлись только кирка, лом, тачка и лопата.

Словно грибы после дождя вдоль тракта на расстоянии 15-20 км друг от друга стали возникать так называемые «командировки», так называли небольшие, рассчитанные на 300-400 заключённых, концентрационные лагеря. И к осени 1932 года главной рабочей силой на новом направлении Чуйского тракта стали заключённые 7-го отделения Сибирских лагерей. Основной рабочей силой стали раскулаченные сибирские крестьяне, заключенные, арестованные по разным статьям УК РСФСР и отправленные строить дорогу. Вместе с мужчинами в строительстве участвовали и женщины.  

С наступлением зимы заключённых бросали также на борьбу со снежными заносами, чтобы восстановить автоперевозки от Бийска до Кош-Агача, начатые ещё в зиму 1930 года. Десять – двенадцать тысяч заключённых не только пробивали дорогу в километровых снежных заносах, но и вели лесоповал вдоль всей трассы. Люди работали на износ, и это называлось «движением ударников»…

Заключенные умирали здесь же от голода,  холода и непосильного труда. Чтобы не мешать ходу работ, их хоронили в больших карьерах, либо закапывая умершего  прямо в дорожное полотно. Так что выражение о том, «Чуйский тракт построен на костях» надо понимать не столько в переносном смысле, сколько в прямом понимании этого слова.

Тяжелый каторжный труд, суровые природные условия, лагерная жизнь погубили здесь многие тысячи "врагов народа". Строительство дороги велось хорошими темпами. Страшная цена была всем этим успехам…  

И все это соседствовало с прекрасными видами горного Алтая, простирающими вдоль горной трассы. 

 

Фотографии с открытия:

Автор и режиссер: Борис Ячменёв
(с) ОАО "Западно-Сибирская киностудия", 2010 год