«Белостокская трагедия-2» или плач по сгоревшему храму

20 апреля 2017

Сегодня 19 апреля рано утром получил горестное известие - сгорел храм в моем родном селе Белостоке. Шоковое состояние... Об истории этого храма знаю почти все: историю его строительства, церемонию освящения его 13 июня 1910 года томским куратом Демикисом, жизнь общины до 1917 года и массовых арестов прихожан в ночь с 11 на 12 февраля 1938 года, о закрытии храма и использовании сначала под склад, потом под сельский клуб…. В 1998 году храм вновь стал храмом и домом Господним…

Этому храму была посвящена одна из глав моей первой книги «Белостокская трагедия», вышедшей еще самиздатовским способом в далеком уже 1993 году.

http://nkvd.tomsk.ru/researches/publications/Bialystok_tragedia/

Впрочем, как и в последней книге «Kościół katolicki na Syberii Zachodniej w XIX i początkach XX wieku (szkice historyczne, materiały, dokumenty)», выпущенной издательством университета Яна Кохановского в Кельце уже в этом 2017 году истории костела в сибирском Белостоке также отведено достаточно много страниц. О костеле много писал не я один. Ему посвящено немало публикаций в прессе России, Польши, Белоруссии, Германии. Хоть и не считался официально российскими властями наш храм памятником истории и архитектуры, но таковым был фактически, так как являлся практически единственным сохранившимся с дореволюционных времен католическим сельским храмом в деревянном исполнении на территории всей России (подобный храм сохранился ещё в селе Вершины Иркутской области).  Кроме книг и публикаций о нем сохранились снятые видеосюжеты и специально посвященные фильмы. Вот ссылка на один из них:

http://nkvd.tomsk.ru/materials/video/documentary/catholic/

Для многих жителей моего Белостока, для меня лично он был больше чем храм, он был важной частью жизни нескольких поколений белосточан, начиная от его строительства в 1904 году до сегодняшнего дня. Этот храм строили мои прадеды, прихожанами храма были бабушки и деды, которые в кошмарных для жителей Белостока 1937-1938 годах  вместе с другими односельчанами (всего около 100 человек) навсегда сгинули в застенках НКВД и Гулаге… Поколению моих родителей, а отчасти и моему, довелось знать этот храм уже как сельский клуб, где веселилась сельская молодежь и смотрела привозимые в деревню фильмы, такие как «Кубанские казаки» и «Ленин в Октябре»… И так было до конца восьмидесятых годов, до перестройки, пока не вспомнили мои односельчане о своих польско-католических корнях, о том, что храм должен быть храмом. Одним из инициаторов возрождения католической общины и её старостой стала моя дорогая мама, отец помогал восстанавливать храм из руин.

13 июня 1998 года в день святого Антония Падуанского и празднования столетия села отреставрированный храм был вновь освящен епископом Иосифом Вертом и вновь впустил в свои стены прихожан. В храме регулярно проводили службы приезжавшие из Томска ксендзы, были в храме венчания. Из него в свой последний путь в 2008 году наша семья провожала мою маму…

Последняя торжественная служба в храме состоялась три дня назад, в прошедшее воскресенье 16 апреля, в день Светлой Пасхи. Проводил службу ксендз Кшиштов Королчук, как обычно в этот день было много прихожан, было радостно и торжественно.

И вот я сегодня через четыре часа после случившегося вместе с приехавшими из Томска ксендзами, настоятелем прихода отцом Штефаном Липке и отцом Кшиштофом Королчуком стою на пепелище… Ужасное зрелище. От храма практически ничего не осталось, если не считать кирпичный фундамент, покорёженный от огня металлический крест с колокольни, да оставшийся целым железный язык от колокола. Сам же колокол расплавился и превратился в кусок бесформенной бронзы с едва различимой надписью «Мария» (колокол носил имя св. Марии). Все кругом окутано едким дымом, сквозь который разве что видна стоящая в ограде храма на пьедестале гипсовая фигура Матери Божией, чудом сохранившаяся и нисколько не пострадавшая в пожаре.

И наконец, последнее и самое интригующее. Из-за чего случился пожар? В этом начали разбираться и, надеюсь, разберутся специалисты МЧС. Во всяком случае, сразу же ими были озвучены две возможные версии: неисправность электропроводки и умышленный поджог. Глава Пудовского сельского поселения, в чьем ведении находится и село Белосток  сразу же еще до выводов специальной комиссии стал сторонником причины пожара от неисправности электропроводки в храме, о чем тут же и сегодня же озвучили СМИ на всю Россию. Главу сельского поселения понять можно, «виноваты сами…».

Однако не стоит отбрасывать сразу же вторую версию пожара – умышленный поджог, тем более у этой версии тоже есть веские основания. В ходе сегодняшнего расследования сотрудниками МЧС отец Кшиштов Корольков дал под протокол показания, что лично сам после пасхальной службы 16 февраля перед закрытием храма обесточил рубильником на щитке все электрооборудование внутри храма. Только после этого храм был закрыт на замок. Охранно-пожарной сигнализацией храм оборудован не был. События последнего периода жизни села показывают, что оказавшаяся без должного контроля со стороны родителей и местной власти определенная часть живущих в селе подростков уже совершила ряд деяний, которые подпадают под УК: привели в ужасное состояние закрытые администрацией «из-за дороговизны содержания» здания сельского клуба и школы, недавно сгорело пустующее здание бывшего интерната школы, виновных в этом не искали. А безнаказанность, как известно порождает вседозволенность.

Совсем не хочется думать, что среди моих земляков мог найтись такой, кто решился на грабеж храма. Однако история напоминает, что с этого же храма в годы большевистского атеизма сбросили с колокольни колокола и крест, разворовали всю церковную утварь и орган местные активисты, некоторые из которых были детьми строителей храма…

Парадоксально, но факт: храм сгорел в день празднования Международного дня охраны исторических памятников и мест. Томская земля в этот день лишилась ещё одного исторического памятника и места. Какой памятник будет следующим в этой череде?  

Василий Ханевич, 19 апреля, 23:00                              

 

     

     

 

Фоторепортаж В. Ханевича с места трагедии