Социалистический реализм, который считался основным художественном стилем в Советском Союзе, фактически не был реализмом. Вспомните всех этих пышногрудых доярок и мужественных сталеваров. На самом деле это был, по меткому определению Андрея Синявского – классицизм с примесями романтизма. Поощрялось изображения не человека таким, какой он есть, а таким, каким он мог бы быть.
А вот немного настоящего реализма. Художник Иван Владимиров (1869–1947) и его зарисовки времён Революции и Гражданской войны. Удивительно, но художника одни считают просоветским, а другие антисоветчиком. Его персонажи времен революции и начала 20-х немного карикатурны с обеих сторон. Его личная позиция не всегда понятна. После революции он подрабатывал в милиции и многое рисовал с натуры, он скорее стремится запомнить события, возможно понимая, что присутствует при том, как рождается на его глазах другая история, чем давать им однозначную оценку. В рисунках Владимирова есть кинематографичность, действие, можно услышать звуки улицы, то, что люди говорят и даже думают. Маяковский тогда писал, что "театр - это не зеркало, а увеличительное стекло", тоже можно сказать и про графику Владимирова революционных лет. Это не просто зарисовки, а выжимка из личных впечатлений. Акварель, достаточно изящная техника, по контрасту подчеркивает грубость и ужас происходящего.
Разделка павшей лошади
С насиженных мест (Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни)
Взятие Зимнего дворца
Голод на улицах Петрограда
Агитатор
Продразверстка
Допрос в комитете бедноты
Погром винного магазина
В подвалах ЧК
В поисках сбежавшего кулака
Сжигание орлов и царских портретов
Реквизиция церковного имущества в Петрограде
Русское духовенство на принудительных работах
Петроград. Переезд выселенной семьи
Поиски съедобного в помойной яме
Бывшие царские чиновники на принудительных работах
Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста
Развлечения подростков в императорском саду Петрограда