25 марта в Эстонии и в Томске вспоминали жертв массовой депортации 1949 года. Томская область занимает особое место на карте истории многих народов. Именно сюда на протяжении столетий ссылали людей, совершивших преступления против закона. Ссылали и тысячи тех, кто просто был неугоден власти и без суда и следствия объявлен врагом государства.
Именно в Нарымский край (сегодня – Парабельский район Томской области) в июне 1941 года были сосланы тысячи жителей Эстонии, оккупированной частями Красной Армии и насильственно присоединенной к Советскому Союзу. В марте 1949 года новая волна депортации занесла из Эстонии в Томскую область новые жертвы сталинского режима. Им посвящается эта статья, написанная по материалам «Книги памяти», хранящейся в музее Истории политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД» в городе Томске.
Репрессии против советских граждан по национальному признаку начались в Томской области еще в 1934 г. Вот свидетельства непосредственных участников страшных событий того времени.
ИЗ ПРОТОКОЛА допроса бывшего начальника 3 отдела Управления НКВД Новосибирской области Ф.Н. Иванова (архив НКВД). Архив УФСБ по Томской области. Д. П-2980. 77.27'1-275:
«В приказах нам прямо давалась установка: с целью ликвидации антисоветской базы производить массовые, так называемые линейные аресты. Суть линейных арестов заключалась в том, что арест советских граждан производился при отсутствии на них каких-либо материалов, подтверждающих их преступную деятельность против советского государства, а арест производился по национальному признаку. Помню, что по этому вопросу из НКВД СССР было 12 приказов, в которых указывалось на производство арестов по национальным признакам, так, например, в приказах требовалось производить аресты: поляков, эстонцев, латышей, литовцев, немцев, харбинцев и других лиц. В связи с этими приказами работа отделений 3 отдела также строилась по линиям, т. е. первое отделение занималось немцами, второе отделение занималось японцами и китайцами, третье отделение занималось поляками, четвертое – латыши, эстонцы, литовцы, пятое отделение – белые офицеры и кулаки, шестое – промышленностью, седьмое – легкой промышленностью, восьмое отделение занималось сельским хозяйством и девятое – информационное».
Появились и жертвы таких приказов: Пярин Юган Августович. Родился в 1890 г. в Эстонии, село Керстель, по национальности – эстонец. Проживал в Томской области, в селе Осиновка. Арестован 13 февраля 1938 г. Приговорен к расстрелу по обвинению в контрреволюционной, шпионско-диверсионной деятельности и в создании повстанческой эстонской организации. Расстрелян 17 мая 1938 г. Реабилитирован в сентябре 1989 г.
Поток ссыльных людей хлынул в Сибирь после оккупации частями Красной Армии Эстонии, Литвы, Латвии, Западной Белоруссии и Украины в 1939-40 годах. Операция по высылке из государств Балтии получила кодовое название «Прибалты». Определение «прибалт» - заменяло суд и служило приговором.
Семья Хылпус из города Муствэ, Эстония. Семья Хылпус была депортирована в Нарымский край в 1941 г. Отец, Эдуард Хылпус – эстонский офицер расстрелян в 1942 г. во Владимирском централе. Мать, Хылпус Хильда (1909 г. рождения), дети - Реет (1937 г. рождения) и ее братья Айнер (1929 г. рождения) и Вяйно (1925 г. рождения) 12 декабря 1941 г. были обвинены по статье «Прибалты» и направлены на поселение в Томскую область.
Конечно, судьбы сосланных складывались по-разному.
Палосон Ремберт Эльмарович. Родился 18 сентября 1932 г. в селе Рыуге, уезд Вырумаа, Эстония, в семье служащих. В 1941 г. вместе с матерью был сослан в деревню Коломинские Гривы Чаинского района Западно-Сибирского края. Ремберт Палосон потерял родственников, но сам выжил, получил диплом агронома, стал директором совхоза «Коломенский», в 1986 г. получил звание Героя Социалистического труда. Умер в Томской области в 2013 г.
Майсте Гарри. Родом из Эстонии, в 1941 г. был выслан с отцом, матерью, двумя сестрами и братом в Сибирь. Зимой 1942 г. мать и сестра умерли от голода. В 1945 г. Гарри Майсте был направлен в Томск для работы на стройке. В 1947 г. был арестован и приговорен к году исправительных работ.
Круземент Ауне. Родом из Эстонии, в возрасте 2 года и 7 месяцев была выслана с матерью и старшей сестрой в Сибирь. В 1944 г. мать умерла, Ауне была отправлена вместе с сестрой в детский дом. В 1946 г. в возрасте 8 лет вернулась в Таллинн.
Пеэп Варью. Родом из Эстонии. В 1941 г. выслан с семьей в Нарымский край. Потерял родных, оказался в детском доме.
Растас Юрий Хансович. Родился в 1934 г. в Эстонии в семье полицейского. 14 июня 1941 г. отец был арестован, Юрий вместе с матерью, братом и сестрой выслан в Сибирь, в Нарымский край. Выжил в ссылке, вернулся в Эстонию. В 2010 г. умер, не завершив работу над книгой об истории своей семьи и своей жизни в Сибири.
Жертвами депортации в 1941 г. стали не только этнические эстонцы, но и семьи русских эмигрантов, бежавших в Эстонию от режима большевиков.
Карамзина Мария. Родилась в 1900 г. в Петербурге, где получила превосходное образование. После Октябрьской революции 1917 г. эмигрировала из России. Жила в Праге, затем в Тарту, писала стихи. В 1941 г. после вступления Красной Армии в Прибалтику был арестован и расстрелян ее муж В.А. Карамзин. Мария Карамзина вместе с сыновьями Александром и Михаилом была выслана в Сибирь. Умерла 17 мая 1942 г. в пос. Новый Васюган Нарымского края от голода.
Семья Макшеевых: Макшеев Вадим Николаевич. Родился 4 сентября 1926 г. в Ленинграде. Детство прошло в эмиграции в Эстонии, где его родители, познакомившиеся ещё в России, встретились и поженились. 14 июня 1941 г. во время массовой волны репрессий семья Макшеевых была арестована. Отца, как бывшего офицера Белой армии, отправили в лагеря на Урал. Мать и Вадима с сестрой выслали в Сибирь, на Васюган. Отец погиб в ноябре 1941 г. в лагере, мать и сестренка умерли в один день 17 октября 1942 г. от голода в поселке Новый Васюган. Из всей семьи выжил один Вадим... Вадим Николаевич Макшеев прожил на Васюгане почти 20 лет. Он стал журналистом и писателем и создал несколько книг, посвященных судьбам жертв политических репрессий. Самая известная его книга – «Нарымские хроники». Вадим Макшеев стал инициатором проекта по установлению памятников на местах захоронений бывших жителей Эстонии, нашедших смерть на томской земле (фото креста). На одном из памятников на кладбище в поселке Новый Васюган нанесены имена: Пауэльсен Николай Николаевич (31 I 1925 – 19 V 1942); Макшеева Ольга Федоровна / 8 VII 1898 - 17 X 1942; Макшеева Светлана Николаевна / 7 II 1936 - 17 X 1942.
Дети ссыльных умирали от голода не только в землянках, где вынуждены были ютиться вынужденные поселенцы, но и в детских домах. Рассказывает бывшая узница ГУЛАГа М.К. Сандрацкая:
«Умерла дочка моя, Светлана. На мой вопрос о причине смерти врач ответила, что девочка тяжело переносила разлуку с родителями. Не принимала пищу. Просила: «Отдайте хлебушек маме». Все время спрашивала: «Где мама, письмо от нее было? А папа где?». Умирала тихо. Только жалобно звала: «Мама, мама…».
Женщины и дети умирали в болотах. Мужчин убивали в кабинетах следователей. Убивали самым жестоким образом. В 1940 г. в Новосибирске по приговору трибунала за фабрикацию дел и садистские расправы над заключенными были расстреляны начальник управления НКВД Куйбышевского района Новосибирска Л. И. Лихачевский и его подчинённые И. Д. Малышев и С. К. Иванов. В августе 1940 г. Лихачевский показал военному суду следующее: «В 1937-38 годы у нас было около 2 тысяч человек, осужденных к высшей мере наказания. У нас применялось два вида исполнения приговоров – расстрел и удушение… Всего удушили примерно 600 чел... Операции проводились таким путём: в одной комнате группа в 5 человек связывала осуждённого, а затем заводили в другую комнату, где верёвкой душили. Всего уходило на каждого человека по одной минуте, не больше». Некоторые из палачей соревновались в умении убить осуждённого с одного удара ногой в пах. Следователь НКВД С. К. Иванов пользовался специальным рожком, которым он раздирал рты, выворачивал зубы сопротивляющимся. Этот садист расхаживал во время «ликвидаций» в белом халате, за что коллеги прозвали Иванова «врачом».
Эта боль людская не может быть забыта. Поэтому 25 марта в Нарве молодежное объединение «Открытая республика» провела акцию, посвященную памяти жертв депортации. В стенах Нарвского колледжа Тартуского университета русская и эстонская молодежь обсуждала трудные вопросы: «Как преодолеть идеологическую пропасть, разделяющую русское и эстонское сообщество страны?», «Нужно ли праздновать в Эстонии 9 мая как День победы?», «Как сделать так, чтобы русские в Эстонии воспринимали День независимости 24 февраля как свой праздник?». Простых ответов на эти вопросы нет. Но я думаю, что именно общая историческая память о трагедии депортации, когда жертвами бесчеловечной политики сталинизма стали люди разных национальностей, способна объединить всех, кто чужие страдания воспринимает как собственные. Как известно, нельзя насильно сделать человека счастливым, невозможно заставить любить против воли. Но понимать друг друга и уважать национальные традиции мы просто обязаны. Это и есть ключи к общему надежному будущему.
Вечером участники дискуссии пришли на Ратушную площадь и совместно зажгли свечи в память жертв депортации. И тысяча свечей, зажженных на Ратушной площади в Нарве 25 марта, могут стать источником света для душ, блуждающих во мраке страхов и предубеждений.
Andrei Kuzitškin
Читать на эстонском языке: