Выдержки из проекта «Музей-квартира Иосифа Бродского», созданного специалистами музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, утвержденного Советом по развитию музея 26 декабря 2006 года.
Актуальность создания Музея Бродского в Петербурге.
В 2006 году по поручению Губернатора Санкт-Петербурга к разработке концепции будущей экспозиции приступил музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
Сегодня в Петербурге существуют три музея, посвященных писателям XX столетия: музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, музей-квартира М. Зощенко и музей В. Набокова. Материалы этого периода также демонстрируются в музее Института русской литературы (Пушкинском доме). Все эти экспозиции освещают период до середины 60-х годов XX века, литературный процесс последней четверти прошлого столетия, наиболее близкий современному читателю, в музейных собраниях Санкт-Петербурга фактически отсутствует.
Будущий музей призван восполнить этот пробел и рассказать широкой публике о литературном и культурном периоде 1960–90-х годов, ключевым «персонажем» которого стал нобелевский лауреат Иосиф Бродский.
Имя Бродского стало одинаково значимым как для русского, так и для западного читателя. Фигура последнего русского нобелевского лауреата выступает в роли «посредника» между современной русской и мировой литературой. Для России поэзия Бродского является «окном» в мировую культуру, тогда как для Запада его творчество, во многом, открывает Россию. Героями будущего музея, помимо самого Бродского, станут его друзья и современники – всемирно известные европейские и американские писатели Уистен Оден, Чеслав Милош, Дерекк Уолкотт и другие. Таким образом, музей позволит познакомить русского читателя с ключевыми именами современной западной литературы.
Музей также даст возможность увидеть современную русскую литературу в контексте мирового литературного процесса и подчеркнет ее значение для современной художественной картины мира. Открытие Музея Бродского в нашем городе станет логичным этапом развития идеи Санкт-Петербурга как одной из ведущих культурных столиц мира.
Биографический контекст экспозиции:
Жизнь Бродского отчетливо делится на два периода: до и после его вынужденного отъезда из СССР. Сохранившаяся фактически без изменений квартира в доме Мурузи дает возможность наиболее полно представить именно «ленинградский период» жизни поэта. По отзывам многочисленных биографов, друзей и современников, Бродский оказался на Западе полностью сложившимся поэтом, целостной личностью. После 1972 года основные составляющие его мировоззрения оставались неизменными, а сквозные темы и мотивы его поэзии, определившиеся еще в середине 1960-х, сохранились в его стихах до последних дней. Исходя из этого, центральным биографическим сюжетом будущей экспозиции становится жизнь поэта в Советском Союзе. Хронологические рамки экспозиции ограничены периодом жизни семьи Бродских в квартире в доме Мурузи. Точкой отсчета становится 1955 год (дата прописки семьи в домовой книге), рубежом – 1972 год (отъезд Бродского из СССР, дата выписки из домовой книги), а финальными датами в истории «полутора комнат» – 1983 и 1984 годы – даты смерти матери и отца Бродского. Вся дальнейшая история поэта рассматривается через призму его ленинградской биографии — как ее продолжение.
"Наши полторы комнаты были частью обширной, длиной в треть квартала, анфилады, тянувшейся по северной стороне шестиэтажного здания, которое смотрело на три улицы и площадь одновременно. Здание представляло собой один из громадных брикетов в так называемом мавританском стиле, характерном для Северной Европы начала века. Законченное в 1903 году, в год рождения моего отца, оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо. В западном его крыле, что обращено к одной из самых славных в российской словесности улиц - Литейному проспекту, некогда снимал квартиру Александр Блок. Что до нашей анфилады, то ее занимала чета, чье главенство было ощутимым как на предреволюционной русской литературной сцене, так и позднее в Париже в интеллектуальном климате русской эмиграции двадцатых и тридцатых годов: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. И как раз с балкона наших полутора комнат, изогнувшись гусеницей, Зинка выкрикивала оскорбления революционным матросам".
Так, уже в Америке, давно уехав из родного Петербурга, в своем знаменитом эссе "Полторы комнаты", писал о доме своего детства Иосиф Бродский. Писал по-английски, что делало его воспоминания слегка отстраненными, но придавало щемящей грусти ностальгии общечеловеческий характер.