7 февраля в Мемориальном музее открылась выставка УТРАТЫ и ОБРЕТЕНИЯ, на которой представлены иконы из фондов Томского областного краеведческого музея. Выставка приурочена ко Дню памяти Новомученников и Исповедников Русской православной церкви, отмечавшейся в прошедшее воскресенье 4 февраля.
В христианских церквях иконы составляли и продолжают составлять необходимую принадлежность к храму, а также служили и служат для домашнего культа верующих.
С установлением в 1917 году власти воинствующего атеизма религия как таковая и все её составляющие стала подвергаться преследованию и гонениям. Преследовались священники и верующие, закрывались и разрушались храмы, растаскивалась и уничтожалась церковная утварь, сжигали и подвергались надруганию церковные святыни, в том числе и иконы….
Коллекция икон Томского областного краеведческого музея начала формироваться с первых лет создания музея, начала 1920-х годов - периода начала массового закрытия в городе Томске домовых церквей, затем приходских церквей и кафедрального собора, разрушенного в начале 1930-х. Именно тогда благодаря сотрудникам музея под руководством его заведующего Михаила Бонифатиевича Шатилова удалось сохранить и спасти большое количество икон из закрываемых и разрушаемых храмов. Впоследствии коллекция пополнялась за счет передачи музею от жителей города и области.
Многие иконы из этой коллекции находились в плачевном состоянии и требовали реставрации. Реставрация была осуществлена сотрудниками отдела реставрации ТОКМ им. М.Б. Шатилова, после чего часть коллекции получила возможность впервые быть представлена для экспонирования.
На открытии выставки присутствовала снс Томского областного художественного музея Ирина Евтихиева, которая поделилась своими знаниями о роли и месте ИКОНЫ как таковой для христианского мира.
СПРАВКА:
Согласно данных Национальной исторической энциклопедии Икона (греч. eicon - изображение, образ) - в христианской рел. (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых; в узком значении - произведение специфического вида ср. век. искусства, иконописи, имеющее культовое значение. И. рассматриваются церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому способствующий духовному приобщению к "оригиналу", т.е. проникновению в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Культ И. способствовал укреплению авторитета церкви, росту ее богатства. Как образносмысловое произведение, возводящее мысли и чувства верующих к божественному архетипу, икона исторически формировалась как сложный синтез изобразительно-пространственных форм, функционально связанных с символикой внутреннего пространства.