В художественном музее Томска открылась выставка расстрелянного художника - футуриста

14 октября 2016

Долгие годы сведения о художнике Оскаре Янкусе были крайне скупыми, а три картины из коллекции томского музея, единственно известные, стали появляться на выставках только в последние десятилетия. Имя художника окончательно утвердилось в истории отечественного футуризма после включения в трехтомную «Энциклопедию русского футуризма», выпущенную в 2013-2014 под редакцией В. Ракитина и А. Сарабьянова.

В Томске Оскар Янкуc прибыл в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет с матерью из Латвии в потоке беженцев Первой мировой войны и провел здесь около двух лет. Начинающий художники всецело отдался творчеству, мужественно преодолевая «тесноту и голод» тех лет, стал деятельным участником группы местных футуристов.

Его творческое наследие составляют пять картин, исполненные в дотомский и томский период. В экспозицию вошли картины «Последний трамвай», «Голова», «Улицы города», являющиеся достоянием Томского музея с начала 1920-х годов. Безусловный интерес представляют две недавно выявленные произведения в частных коллекциях Москвы и Новосибирска «Рабочий» и «Футуристическая композиция». Они существенно дополняют представление о творчестве юного автора и свидетельствуют о стремительной эволюции от фигуративных композиций к абстрактным.

Впервые на выставке экспонируется рукопись «Манифеста» - теоретическое обоснование собственной версии футуризма томской группы. Он написан Янкусом от имени товарищей и является неизвестным вкладом в теорию футуризма.

В 1921 году Оскар Янкус возвратился на родину, но фактов о продолжении его занятий живописью не сохранилось. Следующий период был заполнен учебой, активной политической и научной деятельностью. В последние годы жизни он был одним из ведущих сотрудников Института мировой политики и мировой экономики в Москве.  В 1937 году разделил участь многих представителей отечественной интеллигенции. 19 ноября 1936 г. был арестован, обвинен в том, что был одним из руководителей антисоветской троцкистской организации. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к  ВМН и в тот же день расстрелян.  Его прах покоится в общей могиле на территории Донского монастыря в Москве. Реабилитирован 23 января 1964 г.

К открытию выставки куратор Лилия Ивановна Овчинникова подготовила представление одноименного издания. В нем передана атмосфера эпохи, в которую органично вписана фигура художника, систематизированы и дополнены на основе архивных документов биографические сведения, дан анализ творческого и теоретического наследия.

 

 

Картины О. Янкуса на выставке