25 февраля 2016 г. в Москве в помещении Международного "Мемориала" открылась выставка "Жить или писать. Варлам Шаламов".
Источники, повествующие о событиях жизни писателя, предстают в окружении материалов, воссоздающих пространство лагерного опыта Шаламова, основные черты которого метафорически обыгрывает продуманное архитектурное решение выставки.
Авторы экспозиции, немецкие кураторы Кристина Линкс и Вильфрид Ф. Шeллер, работали над ней несколько лет в тесном сотрудничестве с российскими музеями и архивами.
На выставке собраны уникальные официальные и личные документы, рукописи, письма, фотографии. Основу выставочного повествования составляют материалы из фонда Варлама Шаламова Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ). Показаны также материалы из Государственного литературного музея, Международного "Мемориала", Мемориального музея Варлама Шаламова в Вологде и других собраний. Кроме того, представлены видеозаписи, а также произведения искусства – портреты Варлама Шаламова, выполненные московским художником Николаем Наседкиным.
Экспозиция была впервые представлена в сентябре 2013 года в Доме Литературы в Берлине, ее открытие было приурочено к выходу собрания сочинений Шаламова на немецком языке. С тех пор ее показы с большим успехом прошли в нескольких городах Германии и Италии, а также в Праге, Люксембурге и Базеле.
Как отметила на открытии выставки руководитель образовательных программ Международного "Мемориала" Ирина Щербакова, "это правильно, что выставка, посвященная Варламу Шаламову, появилась именно здесь, в Международном "Мемориале". Потому что каждый уголок этого подвала набит документами, воспоминаниями, разными предметами, которые "Мемориал" собирал в течение 30 лет".
Однако "эти предметы не работают без свидетеля". Варлама Шаламова Ирина Щербакова называет одним из главных свидетелей сталинских репрессий.
Кристина Линкс начала разговор о Варламе Шаламове с упоминания другого человека – испано-французского писателя, деятеля французского Сопротивления Хорхе Семпруна. В 1943 году, когда ему было 19 лет, он попал в фашистский концлагерь Бухенвальд в Германии. Семпрун, будучи коммунистом, был убежден, что борется за правое дело.
Но позже, уже на свободе, прочитав "Колымские рассказы" Шаламова, Семпрун был потрясен и переосмыслил свои политические убеждения.
"Когда на Франкфуртской книжной ярмарке ему вручили Премию мира германской книжной торговли, он в своей речи призвал немцев хранить память о злодеяниях, творимых в нацистской Германии и в Советском Союзе. Это память "двойного действия", потому что именно немцы пережили оба вида диктатуры – и нацистскую, и коммунистическую. Подготовка выставки о Варламе Шаламове стала нашим ответом на этот призыв Семпруна", – сказала Кристина Линкс.
По ее мнению, "Колымские рассказы" Шаламова вписываются в ряд самых значительных произведений мировой литературы, рассказывающих о сталинских репрессиях и о разрушении гуманности во власти ГУЛАГа.
"Попытка представить подлинную картину существования людей в лагере ГУЛАГа сталкивается с трудностью: фактически нет фотографий, которые бы честно свидетельствовали об этом. Для лагерной администрации на первом плане стояло промышленное производство, а не отдельный человек. Побои, холод, тела умерших – всё это сознательно не было запечатлено ни одним фотографом, в отличие от мира нацистских концлагерей, зафиксированного их освободителями.
И все-таки свидетельства остались. На выставке есть альбом, который мы смонтировали из отчетных материалов НКВД, сопоставленных с отрывками из шаламовских рассказов. Таким образом пропаганда сравнивается с реальностью", – также рассказала Кристина Линкс.
Она пояснила, что название выставки не случайно перекликается с заглавием книги Хорхе Семпруна "Писать или жить".
"Жить, то есть забыть, или писать, то есть умереть? Чтобы вернуться к тяжелым воспоминаниям и написать о них, Семпруну нужно было сначала изгнать из памяти воспоминания настоящего, полностью абстрагироваться от окружающего.
Перед Шаламовым тоже стоял вопрос, как написать о жизни, которая связана со смертью. Но он ответил иначе, нежели Семпрун. Жить – означало снова обрести язык. Показателен в этом смысле его рассказ "Сентенция". В нем автор описывает физическое и душевное состояние своего героя на грани смерти, когда у него уже нет ничего, кроме равнодушия и боли от обмороженных конечностей. Язык полностью утрачен. Но в голове возникает слово: "сентенция". Для него оно равноценно возвращению к жизни. Это ключ к пониманию "Колымских рассказов". Писать для Шаламова означало возможность продолжения жизни. Шаламов должен был пройти через зону смерти, чтобы вернуться к жизни".
Руководитель Фонда имени Конрада Аденауэра в Москве Клаудиа Кроуфорд, тоже принявшая участие в презентации, убеждена, что "подобные памятники о страданиях, о терроре, которые совершенно невозможно себе представить, крайне важны и для Германии, и для России. То, что сделал Шаламов, и то, что показано здесь, на выставке, – очень важный элемент, чтобы выстроить это в памяти. Очень важно, что здесь речь идет об абсолютно конкретном человеке, об абсолютно конкретной судьбе этого человека, которая говорит сама за себя. Я думаю, что это имеет решающее значение, поскольку благодаря этому, люди могут выработать эмпатию" – полагает Клаудиа Кроуфорд.
Директор РГАЛИ Татьяна Гляева рассказала о работе с документальным наследием, оставленным Варламом Шаламовым.
"Только в РГАЛИ оно насчитывает практически около 1000 единиц хранения. Варлам Тихонович, несмотря на свою тяжелейшую судьбу, очень бережно относился к своему архиву. Самое значительное поступление в наш архив было в 1979 году. Но до этого сам Шаламов передал РГАЛИ самое дорогое, как ему казалось, помимо его рукописей, конечно. Это письма Бориса Леонидовича Пастернака, которые он берег. В дальнейшем поступления происходили уже после его смерти от Ирины Павловны Сиротинской, друга Варлама Тихоновича".
Она также подчеркнула, что "наследие Варлама Тихоновича далеко не ограничивается его личным фондом. Это десятки фондов, личных фондов, хранящих не опубликованные, отклоненные редакциями газет и журналов произведения Шаламова. Это фонды Ахматовой, Мандельштама, Пастернака. И, конечно, это его переписка с Александром Исаевичем Солженицыным, которая, к сожалению, была опубликована Ириной Павловной только односторонне".
"Освоение и понимание Шаламова, проникновение в его творчество и в историю только начинается. Это только начало пути. Архивная история продолжается. И эта выставка, конечно, одна из ее замечательных страниц", – заключила Татьяна Гляева.
Сергей Соловьев, главный редактор сайта "Шаламов.ру", отметил неразрывную связь жизни и творчества Варлама Шаламова с сегодняшним днем:
"Есть точка зрения, распространенная, к сожалению, не только в России, и чем дальше, тем больше она приобретает поддержку и влияние. Эта точка зрения состоит в том, что в драматические моменты истории репрессии, если не нужны, то по крайней мере им не стоит уделять много места на страницах учебников. Что нужно писать и говорить только о том, чем та или иная страна, народ, государство должны гордиться.
Однако историческая амнезия всегда приводит к если не повторению трагедии, то трагедии новой. Окружающая нас сейчас историческая и политическая действительность дает этому слишком много подтверждений.
И как раз Шаламов дает ключ к пониманию этих драматических моментов. Ключ к тому, как сохранять человечность даже в мире нечеловеческой ситуации. Предупреждает о возможности этой нечеловеческой ситуации. Не когда-то, где-то, в прошлом или в будущем, а прямо сейчас, здесь, в данный момент. Это стало для меня самого уроком чтения Шаламова. Ложность успокоенности он отбивает. Вот это ощущение невозможности успокоиться, даже необходимости быть готовым к этому и, соответственно, быть готовым к тому, чтобы сделать свой выбор, это тот урок, который без Шаламова, как мне кажется, в XX веке не может быть полностью обретен".
Выставка "Жить или писать. Варлам Шаламов" будет работать в Международном "Мемориале" в Москве по адресу: ул. Каретный ряд, д. 5/10 ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 11:00 до 19:00 до 1 февраля 2017 года. Вход свободный.
Фоторепортаж о выставке Веры Васильевой, HRO.org
На нашем сайте: