Виртуальное знакомство с серией графических работ уральского художника Михаила Дистергефта "В ТЕ ГОДЫ..."
Дистергефт Михаил Васильевич (Вильгельмович)
(1921-2005)
художник
1921, 26 апреля. — Родился в с. Савелово Тверской губернии. Отец – Василий (Вильгельм) Дистергефт, работавший на Китайско-Восточной железной дороге.
1937 - арест отца М.В. Дистергефта в ходе т.н. "Харбинской операции НКВД".
1939 (?) – 1941. — Учеба в Ленинграде в студии профессора А.Р. Эберлинга, затем в Академии художеств у профессора А.Д. Зайцева.
1941, весна. — Призыв по спецнабору в ряды РККА на действительную службу. С начала войны – в действующей армии, артиллерист-наводчик. Отзыв в тыл как немца по приказу командования.
1941, октябрь. — Служба в стройбате № 687, сначала в Горьком, затем на строительстве Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском.
1942, осень – 1948. — Ликвидация стройбата. Мобилизация по повестке военкомата в угольную промышленность. Этап в телячьих вагонах под конвоем в г. Карпинск на Богословские угольные копи. Жизнь в зоне. Тюремно-лагерный быт. Рисование. Работа слесарем, пожарником, выборщиком породы. Публикация рисунков в газете «Уральский рабочий» – без авторства.
1948–1957. — Указ Верховного Совета СССР о вечном поселении с угрозой 20 лет каторги за побег. Открытие зоны. Перевод трудармейцев в спецпереселенцы. Новый режим содержания и учета труда. Обязательная явка в комендатуру дважды в месяц. Совместная, с художником А.Н. Матером, выставка произведений в Свердловске, в Горном институте «Богословские копи в дни войны».
— Перевод на спецучет в Нижний Тагил. Поступление на пятый курс художественного училища.
— Получение диплома художника-педагога. Начало работы в ДК НТМЗ (сейчас – НТМК).
— Переход на работу в мастерские художественного фонда РСФСР при Союзе художников.
— Прием в Союз художников СССР. Участие в крупных выставках в Москве, Ленинграде, за рубежом, в Свердловске и Нижнем Тагиле. Создание графической серии «В те годы», отмеченной премией (1989).
— Реабилитация.
1990-е гг. — Посмертная реабилитация отца, В. Дистергефта.
2005, 24 августа – Скончался Михаил Васильевич (Вильгельмович) Дистергефт.
Думая сегодня о пережитом, то те пятьдесят лет репрессий, которые выпали на мою судьбу, были наполнены усилиями, а временами и борьбой за сохранение человеческого достоинства, преодоление страха, недоверия и подозрительности, укоренившихся в народе в те годы».
М. Дистергефт
"НОКТЮРН -1937"
(Триптих. Центральная часть).
Белая лениградская ночь...Эти черные "воронки" , увозившие людей в неизвестность, были характерным дополнением городского пейзажа.
"БЕЗ ПРАВА ПЕРЕПИСКИ"
(Триптих. Левая часть)
Так официально "органы" отвечали рождным расстрелянных, чтобы они не ждали писем и ... чтобы скрыть истину.
"ВРАГИ НАРОДА"
(Триптих. Правая часть)
В надежде хоть что-нибудь узнать о судьбе близких, у тюрем стояли огромные очереди. Впечатления моего детства ожили, когда я читал "реквием А. Ахматовой.
"ТРОЙКА"
Зло, доведенное до абсурда. В лагере шутили: "на нет и суда нет, а есть ОСО".
А.И. Солженицын пишет, что ОСО не выносило приговор, а лишь (!) накладывало административное взыскание ...от 10 до 25 лет лишения свободы до расстрела.
"БЛОКАДА"
Мои родные пережили ленинградскую блокаду, а отец был репрессирован раньше и умер в пересыльной тюрьме г. Мариинска.
В этом рисунке я использую прием, который можно назвать "реплика". Второй сюжет в этом листе , где действие развивается во времени, пространстве или по ассоциации. Это- эпизод из моей фронтовой жизни.
"АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ"
Днем и ночью, зимой и летом, год за годом...Всегда! Человек в зоне под неусыпным оком. Знает и помнит о нем всегда: ведь оружие в руках провоцирует действие.
"АРЕСТОВАН ПО ПОДОЗРЕНИЮ, ЧТО ОН ПОЛЯК"
Думается, что в пространном названии сказано все. Но я знаю, что переживает этот человек, особенно если это подозрение подтвердится.
"ШАГ ВЛЕВО-ШАГ ВПРАВО"
Считается попыткой к бегству. И, значит, законная пуля в спину.
"КОМЕНДАНТ" И "ВОХРА"
Охрана рьяно исполняла свои обязанности. Этот сюжет сделан по натурным рисункам, и психологические изображенных говорят сами за себя.
"В БАРАКЕ"
Трехярусные нары на 18 человек в 14 метровой комнате-камере. Почти доверху засыпанное опилками окно , оставляющее лишь узкую полозку неба. Печь топится углем, и в спертый воздух перемешивается характерный запах, от которого тошнит и болит голова.
" В ТРУДАРМИИ"
Бригада вглуби уголных копей. В центре-лейтенант-танкист...Много армейских командиров-фронтовиков там разнорабочими. Справа-свободолюбиво смотрит вдаль мой товариш Владимир Леонгарт, в прошлом зав. литературной частью Большого театра СССР. Умный, острый на язык, с веселым "чертиком" в глазах. "Чертик" этот его и погубил. В 1946 году его забрали...За одно слово правды! И он исчез навсегда.
"ДАВАЙ -ДАВАЙ"
Лопата не эксковатор...Слова эти звучали везде и постоянно.
"ЗОНА. В ТРУДАРМИИ"
"ДОБАВЛЕННЫЙ СРОК"
Человек в лагере считает каждый свой день, думает об освобождении и вдруг...Бумага о добавленномсроке! Что-то подобное пережили российские немцы, когда им оглашали указ о вечном поселении.
"ИЗГНАНИЕ"
Состав прибыл. Дальше дороги нет. Насильно депортированные люди обречены были как-то обустраиваться, жить и работать в глуши, среди снегов, на пустом месте. Масштабы этой акции чудовищны: ведь выселение производилось целыми селами, районами, республиками.
"ИСТОЩЕНИЕ"
Отдел профилактической помощи-ОПП, привычная аббревиатура тех лет. Слабая надежда восстановить здоровье и утраченные силы. Я часто задумывался: почему в зоне было так много дистрофиков-"доходяг"? В ленинградской блокаде, которую пережили мои родные, люди получали мизерные 125 грамм, все таки выживали. Они были сильнее духом, у них была надежда.
"КАФЕДРА ПРОФЕССОРА О. БАДЕРА"
Сюжет рисунка возник в беседе с тагильским заключенным стройотряда № 18-74. Бывшие трудармейцы доктор П.Э. Рикер, академик Б.В. Раушенбах, профессор И.И. Кроневальд вспоминали, как в лагерной среде они организовали "малую академию", где по очереди читали лекции, каждый по своей специальности. С О.Н. Бадером я познакомился в 1967 году, Тогда я не знал кого буду рисовать.
"НЕСУЩИЕ УГОЛЬ"
На работу- под конвоем в строю. Обратно в барак- кто как может, но обязательно с куском угля за спиной (топливо в барак). 4 километра в один конец. Многие оставались лежать на этой длинной дороге.
"ПОБЕГ НА ФРОНТ"
Было много дерзких побегов именно на фронт. Известны случаи, когда люди смелые и решительные под вымышленными именами доблестно сражались на фронте до окончания войны. Но чаще беглецов все-таки ловили. Об этом мой рисунок.
"ПОБЕДА ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ"
И в трудармии (зоне) было соцсоревнование. Создавались фронтовые бригады и являли чудеса трудового героизма. Получали поздравительные телеграммы от "отца народов", собирали средства на строительство самолотов, танков. Люди жаждали Победы и связывали с ней свое освобождение.
"ПОЛИТЭМИГРАНТЫ"
Немецкие коммунисты-антифашисты, приехавшие в СССР в разгар гитлеровского всевластия. Советское правительство предоставило им убежище в ...ГУЛАГЕ.
"ВЫБОРЫ"
Первые послевоенные выборы 1946 года. То, что я изобразил, было нелепо по своей сути. Лишенных всех прав и свобод, люди не были лишены прав избирательных (видимо, так дешево они ценились), а вот так они шли на избирательные участки. Нелепо и то, что отдавали свои голоса за Берию, но это-ирония судьбы. В сюжете справа- фрагмент зонного пейзажа с большими ларями, куда зимой складировали тех, кто не дожил до выборов.
"ПРЕДЗОННИК"
И стар, и млад!...В спешке депортаций было итакое.
"ПРИБАЛТЫ"
Они резко отличались из общей серой массы трудмобилизованных. Опрятные, сдержанные, молодые, красивые. Группами попади в стробаты, держались с большим достоинством, хорошо работали. В начале им тоже приходилось холодать. Эта сценка мне запомнилась на базаре.
"УЗБЕКИ НА УРАЛЕ"
Мобилизованные на Урал, в угольные копи, на многие новостройки, жители среднеазиатских республик жестоко страдали в условиях северных зим. А использовали их, как неквалифицированную рабочую силу, только на открытых работах.
"РАСКУЛАЧИВАНИЕ"
Немецкие семьи, переселенные в 20-30-е годы отовсюду на Урал, в Сибирь, Казахстан как кулаки, подверглись новому Ннасилию с образованием трудармий в начале Великой Отечественной войны.
"СПЕЦКОНТИНГЕНТ"
Страшная картина людского горя. Репрессированные в "административном порядке", то есть без суда и следствия. По каким- то признакам им определялась группа СОЭ ("социально опасный элемент"). Дешевые кадры для принудительного труда, которые "решают все".
"СТРОЙБАТ 687"
"СТРОЙБАТ. ЛИЧНЫЙ СОСТАВ"
Наш стройбат был очень пестрым по составу: преобладали никогда не служившие в армии узбеки, таджики, корейцы. Советские немцы-военные, срочной службы, принявшие присягу, побывавшие на фронтах ВОВ, составляли меньшинство. Очень трудно было жить и работать вместе; и управлять таким "воинством" командование было тоже нелегко.
"НА ВЕЧНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"
Черный день 28 ноября 1948 года. Читат Указ Верховного Совета СССР о вечномпоселении всех депортированных народов... В зале-горобовая тишина, изредка оглашаемая сдавленными рыданиями женщин. Мужчины с непроглотимым комом в горле стоят бледные в молчании. Мало того, что этот указ навсегда ломал судьбы миллионов людей, он узаконил и оправдал насилие и геноцид. Спецпереселенцы теперь вызывали в народе законную неприязнь, недоверие, подозрительность, даже ненависть.
"УРАЛЬСКИЙ ВАВИЛОН"
Разноязычие библейского Вавилона оказалось губительным для города и людей. На Урал в начале 40-х годов были депортированы представители самых разных национальностей, но они понимали друг друга. Их объединяло одно большое горе.
"ПОЗАДИ ЗОНА- ВПЕРЕДИ ПОСЕЛЕНИЕ"
...Герой ещё не знает, что поселение продлится ещё 46 лет!
"ПАМЯТЬ"
Все можно объяснить, понять, оправдать. Но забыть?.. Никогда!
"РЕКВИЕМ"
Со временем все больше открывается мест тайных расстрелов, содеянных в те годы, и массовых захоронений. Многочисленным жертвам тоталитаризма я посвящаю этот последний лист своей серии. С болью сердца "хотелось бы всех поименно назвать".
Данная выставка подготовлена сотрудником Мемориального музея, снс Центра изучения исторической памяти при ТОКМ им. М.Б. Шатилова, лауреатом премии имени Д.С. Лихачева В. Ханевичем и приурочена к очередной годовщине трагической даты для многих тысяч советских немцев- Постановления Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. о массовой депортации немцев из мест своего проживания на Урал, в Сибирь и Казахстан.