Долгие годы сведения о художнике Оскаре Янкусе были крайне скупыми, а три картины из коллекции томского музея, единственно известные, стали появляться на выставках только в последние десятилетия. Имя художника окончательно утвердилось в истории отечественного футуризма после включения в трехтомную «Энциклопедию русского футуризма», выпущенную в 2013-2014 под редакцией В. Ракитина и А. Сарабьянова.
В Томске Оскар Янкуc прибыл в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет с матерью из Латвии в потоке беженцев Первой мировой войны и провел здесь около двух лет. Начинающий художники всецело отдался творчеству, мужественно преодолевая «тесноту и голод» тех лет, стал деятельным участником группы местных футуристов.
Его творческое наследие составляют пять картин, исполненные в дотомский и томский период. В экспозицию вошли картины «Последний трамвай», «Голова», «Улицы города», являющиеся достоянием Томского музея с начала 1920-х годов. Безусловный интерес представляют две недавно выявленные произведения в частных коллекциях Москвы и Новосибирска «Рабочий» и «Футуристическая композиция». Они существенно дополняют представление о творчестве юного автора и свидетельствуют о стремительной эволюции от фигуративных композиций к абстрактным.
Впервые на выставке экспонируется рукопись «Манифеста» - теоретическое обоснование собственной версии футуризма томской группы. Он написан Янкусом от имени товарищей и является неизвестным вкладом в теорию футуризма.
В 1921 году Оскар Янкус возвратился на родину, но фактов о продолжении его занятий живописью не сохранилось. Следующий период был заполнен учебой, активной политической и научной деятельностью. В последние годы жизни он был одним из ведущих сотрудников Института мировой политики и мировой экономики в Москве. В 1937 году разделил участь многих представителей отечественной интеллигенции. 19 ноября 1936 г. был арестован, обвинен в том, что был одним из руководителей антисоветской троцкистской организации. Военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к ВМН и в тот же день расстрелян. Его прах покоится в общей могиле на территории Донского монастыря в Москве. Реабилитирован 23 января 1964 г.
К открытию выставки куратор Лилия Ивановна Овчинникова подготовила представление одноименного издания. В нем передана атмосфера эпохи, в которую органично вписана фигура художника, систематизированы и дополнены на основе архивных документов биографические сведения, дан анализ творческого и теоретического наследия.
Тюремное фото О. Янкуса 1936 г.
Ою Янкус. Улицы города. Написана до 1920 г.
О. Янкус. Последний трамвай. Написана до 1920 г.
Янкус. Голова. Написана до 1920 г. Демонстрируется на выставке впервые.
О. Янкус. Рабочий. Написана до 1920 г. Публикуется впервые
О. Янкус. Футуристическая композиция. 1920 г. Картина из частной коллекции Г.А. Гапонова.
М. Вериго. Портрет О. Янкуса. Томск, 1920 г.
Куратор выставки Л.И. Овчинникова
Коллецционер из Новосибирска Г.А. Гапонов, представивший из своей коллекции для выставки картину О. Янкуса дает интервью томскому ТВ
В.А. Ханевич и Г.А. Гапонов