Католический священник, историк церкви, уроженец пос. Копаное Озеро Чаинского района Томской обл. В настоящее время житель Каунаса, историк и преподаватель.
Рассказ о семье деда, Билотаса Адомаса, высланных в 1951 году из Литвы в Сибирь, живших в пос. Копаное Озеро Чаинского района Томской обл.
Запись 12 августа 2010 г. Записал В. Ханевич.
Виктор Билотас в Мемориальном музее. Фото 2016 г.
Интервью о. Виктора Билотаса от 17 августа 2010 г.
Отец Виктор, расскажите, пожалуйста, свою биографию, детство, где вы учились.
В детстве я жил в поселке Копаное Озеро, в Чаинском районе, это около 300 километров к северу от Томска. Там же я учился в 8-летней школе, и еще два года - в селе Подгорном, в 9-10 классе.
После школы я поступил в Сибирский технологический институт в Красноярске на факультет лесного хозяйства. До поступления в семинарию я год работал по специальности в родном поселке и два года служил в Российской армии.
Происхождение мое литовско-славянское, поскольку мой отец из Литвы, а мама - русско-польского или русско-украинского происхождения.
Как вы решили стать священником?
Было несколько причин, побудивших меня начать путь к священству. Одна из первых - вера моего отца. Он мечтал еще в детстве о священстве, но в те годы не было возможности поступить в семинарию. Его благоговейное отношение к Церкви было значимым для меня. Потом - пример священников и монашествующих в Томском приходе и других общинах, я видел, как они работали, какое пастырское рвение было у них, особенно когда Церковь в России только начала возрождаться. Этот пример был для меня также очень важным.
Как я понял, что это мое призвание и сделал выбор? Мне помогло чтение Священного Писания, размышление над Евангелием. Я услышал некий внутренний голос, некое побуждение, которое прозвучало несколько раз в таких словах Христа из Евангелия: “Оставь все, возьми крест свой и следуй за Мной…”. Эти или подобные слова, думаю, слышали тысячи священников, которые служат сегодня на всех континентах.
Потом, конечно, было время в семинарии, которое помогает понять: на самом деле это мое или только фантазия. И духовные упражнения, которые были каждый год, помогали быть наедине с Богом и распознать окончательно: действительно ли Господь меня призывает, и ответить Ему «да» или «нет». Ведь Он всегда оставляет за нами свободу выбора.
Что для вас значит само слово призвание?
Призвание – это некое устойчивое внутреннее побуждение, приглашение, исходящее от Творца. Там, где человек на своем месте, где он полезен для людей, где он может на деле любить Бога и ближнего, там его призвание. Это касается не только священства, но всякого призвания. В немецком языке слово «призвание» («Beruf») вообще относится к любой профессии.
Название вашей выпускной семинарской работы?
В семинарии я написал работу по богословию Карла Ранера. Это очень известный немецкий богослов, один из выдающихся мыслителей 20-го века. По совету моего научного руководителя, я писал о понятии «самосообщения Бога» («Selbstmitteilung Gottes»), центральном в богословии Ранера. Божья любовь, Его благодать, по мысли богослова, выражается в Божьем даре Себя человеку, в самосообщении.
В каком году вы рукоположены?
Рукоположение в священный сан было в 2005 году. Это был большой праздник именно здесь, в Томском приходе. По сложившейся в нашей епархии традиции первое время новые священники служат в Кафедральном соборе Новосибирска. Там есть возможность часто общаться с епископом, он может видеть способности священника, подсказать, поделиться своим опытом. Три года я пробыл в Новосибирске, а в 2008 получил направление на учебу в Рим.
Название вашей лицензиатской работы в Риме?
Сейчас я пишу черновик работы. Ее тема - Апостольское служение священников, прежде всего отцов-иезуитов, в Сибири в хрущевский период. Сама тема интересна и малоизученна. До сих пор нет специальной работы о католической миссии тех времен, доступны только отрывочные сведения. Мое исследование посвящено священникам, которые после лагерей добровольно вернулись в Сибирь работать среди ссыльных и коренных католиков. Знание литовского языка помогает мне в работе, так как в период «оттепели» многие священники и почти все отцы-иезуиты, которые служили в Сибири, были из Литвы.
Где вы учитесь в Ватикане, где живете?
Живу я сейчас в русском колледже (Руссикум), недалеко от базилики Santa Maria Magiore . Колледж является собственностью Ватикана в Риме, поэтому некоторые законы Италии не распространяются на это здание и на его обитателей. Например, туда не может войти итальянская полиция. Руссикум – это общежитие, а не учебное заведение. В нем есть все, что необходимо для проживания; есть церковь и три часовни: одна – для латинского обряда, две – для византийского обряда (греко-католическая и православная).
Учатся же наши студенты (католики и православные) в разных католических университетах Рима. Я, например, с несколькими однокашниками учусь в Грегорианском университете, многие другие учатся в Восточном институте, в Латеранском университете.
Наш колледж интересен особенно потому, что в нем живут католики латинского обряда и католики византийского обряда из разных стран. Уже это обогащает нашу общину. Есть и группа православных из Русской Православной Церкви. Они тоже изучают в католических университетах Библию, Патристику, Историю Церкви, Каноническое право. Разнообразие национальностей и традиций в одном доме помогает постепенно разрушать мифы о себе и о других.
Есть ли на Западе священники, интересующиеся Россией?
Интересующихся очень много. Особенно в Италии я заметил повышенный интерес к христианской России, и не только у священников, а вообще у верующих. Они с трепетом говорят: ”Вот это Церковь-мученица, которая имеет такую богатую традицию“. Иконы православные можно увидеть везде в Риме и в других итальянских городах. В католических храмах очень часто устанавливают русские православные иконы, причем около алтаря, в самых важных местах храма.
Где вы были, в каких–либо монастырях, церквях, интересные места?
Когда я учился в семинарии, для нас организовывали паломничества на Украину, в Белоруссию, в Польшу, тоже в некоторые православные церкви и монастыри. В юбилейный год была знаменательная поездка в Рим. Соприкосновение с историей всегда интересно, а с точки зрения веры, думаю, Рим может быть вторым местом на Земле по значимости после Святой Земли. Ведь там жили, проповедовали и пострадали верховные Апостолы Петр и Павел, которые были прямыми свидетелями и учениками Иисуса Христа. Большой дар - быть в Риме на святых местах, размышлять о первых христианских общинах, об Апостолах, о мучениках, которые отдали жизнь за веру, видеть древнее христианское искусство.
Ваша практическая деятельность.
В Новосибирске с Божьей помощью получалось развивать деятельность приходского отделения Каритас, находить католиков в деревнях области и служить этим людям, организовывать небольшие ремонты. Важно чтобы хорошо работал Приходской Совет, некоторые вопросы очень просто решаются с помощью команды опытных прихожан. Нужно хорошо распределить их обязанности, по возможности, найти специалистов, способных решать юридические, хозяйственные задачи. Все прихожане ответственны за свой храм, за свою общину – не только священник!
Пожелания прихожанам Томского прихода
Желаю вам не думать, что вы одиноки, вы - часть вселенской Церкви Христовой. Это помогает сохранить свою веру, свою идентичность. Наша томская община – это частичка большой Церкви. Желаю вам помнить о дарах, которые имеете. Многие приезжают в Томск и видят в нашем храме добрые братские отношение, радуются атмосфере тишины и молитвы.
Ясно, что появляются сложности, но большинство людей стараются идти христианским путем. Желаю, чтобы Томичи сохраняли близость к Богу, чтобы помнили о Хлебе, единственном истинном Хлебе, который есть Христос, которого нужно принимать в Слове и в таинствах, прежде всего, в Евхаристии. Именно Евхаристия поддерживает людей, созидает общину, «цементирует» живой Храм.
Ваши проекты?
“Мария с поспешностью пошла к Елизавете”. Важно для нас - не уснуть. Есть искушение у любого прихода, у любой общины просто остановиться, «пустить корни». Сложился свой распорядок, все вроде бы как-то работает… и теряется горячее желание, поспешность в исполнении воли Божьей. Речь идет не только о молитве, но и о практической деятельности. Многие христиане спят, к примеру, в сфере общественной жизни.
На самом деле католикам, как и другим христианам, нужно активно участвовать в политике, как искусстве управления государством. О такой активной позиции говорил папа Иоанн Павел II и говорит современный папа Бенедикт XVI. Как ответственные граждане, христиане призваны участвовать в построении государства на принципах достоинства личности, солидарности, субсидиарности, общего блага.
Если мы говорим о любви к нашей истории, об уважении к истории, то тем более надо уважать себя сегодня и строить свое будущее. Бессмысленно заниматься историей, если не использовать ее для построения будущего. Это важно для прихожан, и не только для молодых: находить волю Божию в повседневной жизни, воплощать то, что они осознают, принимают от Бога на Святой Мессе, в своих молитвах, чтобы это не осталось только как кимвал звучащий: где-то прозвенело и все - исчезло в воздухе. Бог-Слово воплотился, и от нас ожидает, чтобы слова, которые Он нам говорит, тоже воплощались, были во плоти, в конкретной жизни, а не просто звучали.
Иногда я размышляю: почему католики так мало задействуют Интернет.
Например, мы много говорим о христианских ценностях, а ясной информации о них человеку трудно найти. Важно обозначить доступно: что именно является непреложными христианскими ценностями. Современным людям нужно напоминать то, что Христос говорит в Евангелии, и применять эти неизменные истины к современной жизни, к сегодняшней ситуации.
Многие социальные проблемы «поедают» наших ближних, порабощают их. Сколько самоотверженных, великодушных людей стараются им помочь. Но скоординированы ли эти усилия, легко ли узнать об их опыте? Существуют полезные сайты в сфере быта, где можно найти советы, рецепты, ссылки, ответы на свои вопросы. Жаль, что в сфере социальных проблем нет таких комплексных разработок с перечнем бед и существующих этичных выходов из них. Хорошо, если бы христиане заботились о развитии таких информационных ресурсов.
Публикация с сайта Томской католической общины.