Агафонникова Надежда Ерминингельдовна

ИЗ ДНЕВНИКА НАДЕЖДЫ АГАФОННИКОВОЙ

Мы, дети своих родителей: Агафонникова Ерминингельда Александровича и Агафонниковой (Алимовой) Ольги Дмитриевны -первое поколение коренных Томичей. Благодарю Господа Бога за то, что дал нам таких родителей. Доброта, любовь, забота, трудолюбие, стремление познавать новое, радоваться творчеству, внимание к окружающим - эти и другие качества были присущи нашим дорогим родителям.

Мама и папа работали на Томском инструментальном заводе. Папа приехал вместе с московским заводом «Фрезер» в 1942 году. Мама стала томичкой, окончив Томский политехнический. Отец, как сын репрессированного, не смог закончить высшее Московское Баумановское училище, хотя учился хорошо. Имея уже троих детей, получил высшее образование на вечернем отделении ТПИ.

Я родилась на улице Пирогова, но когда мне был один год, семья переехала в отдельную квартиру на улице Вершинина, дом 60.Там родилась сестренка Ира через три года после моего рождения, а еще через четыре года- мой брат Олег.

Наша квартира располагалась на втором этаже. Благоустройства в доме никакого не было. В холодные месяцы между дверей балкона засыпали опилки и топили печку. Мама и папа носили уголь и дрова. Воду приносили из колонки на коромысле. Еду готовили на печке, или «керогазе».

Для этого мы с папой ходили в лавку за керосином. Но, когда жарили на большой сковороде картошку, как она пахла! Купали детей в ванночке, поставленной на табуреты. Повзрослев, дети стали ходить в заводскую баню.

Зимой ребятишки поселка прыгали с крыш сараев в снег, катались с заливной горки. Летом бегали на реку, играли в куклы у длинного заводского забора.

Каждое утро родители уходили на работу, а я любовалась, как мама укладывала вокруг головы длинные косы золотого оттенка. С бабушкой мы смотрели в окно, как конвой ведет заключенных на строительство корпусов ТИЗа.

Рядом с домом была проложена железнодорожная ветка, по которой до завода шли поезда с грузом. Паровозы ходили и по теперешней Нахимова, а по улице Советской- до Лампового завода. На месте здания Городской больницы №3, был склад песка-чудное место для детских игр.

Мы, дети заводчан, жили духом поселка, от гудка до гудка. Утренний гудок, гудок обеденный и самый радостный-вечерний-окончание работы.

Частенько мы прибегали к проходной встречать родителей; и многих знали по фамилиям и в лицо. Этому способствовала и Доска почета, которая обновлялась к каждому празднику. Мы гордились, но не хвастались, если на Доске появлялись фото родителей. Было взаимное уважение и среди взрослых, и среди детей.

Поскольку папа был из семьи, где учили музыкальной культуре, родители приобрели кабинетный рояль. Инструмент занимал третью часть комнаты. Но под ним мы с сестрой Ирой устроили себе кукольные уголки, и это был наш мир. Мама хорошо пела романсы, рассказывала, что ее приглашали в хор Свешникова. Когда приходили гости, а чаще всего это была семья маминого брата Олега Дмитриевича Алимова, или друзья- заводчане, то папа аккомпанировал, а мама пела.

Мы подросли, уменьшился рабочий день на заводе. Освободилось время для папиного хобби.

Отец купил ружье, необходимое для охоты снаряжение. Мы на аптекарских весах взвешивали порох и дробь, засыпали в патроны. Мама готовила провиант. И в этот раз дети не были в стороне.

Всей семьей играть в волейбол, пилить дрова, ловить рыбу-все было не по принуждению, а по интересу к творчеству. Охота и рыбалка-это сначала общие сборы, а потом рассказы за чашкой чая с друзьями-Амельянчиковыми, Лапиными и Окороковыми.

Все дети ТИЗа учились в подшефной первой школе, которая тогда располагалась на улице Пирогова. Начальные классы занимались в деревянной части. В окна которой заглядывали кусты малины из пришкольного сада. Дети хотели быстрее повзрослеть и перейти в каменный корпус.

Моей первой учительницей была Анна Васильевна Царик. С ней мы научились не только читать, писать и считать. Но петь, танцевать, декламировать стихи. До сих пор помню очарование момента, когда мы водили хоровод под песню «Во поле березонька стояла» с белоснежными платочками в руках. Это была настоящая первая учительница с большой буквы! В третьем классе запомнился прием в пионеры-переживания при разучивании клятвы, наглаживание формы и галстука. Возросшее чувство гордости и ответственности.

Взрослый пятый класс-новые предметы, разные учителя, вечера с танцами, школьный хор, дни поэзии Пушкина, первая влюбленность. Добрым словом вспоминаю нашу классную руководительницу Веру Ивановну Залозную.

Как я уже говорила, шефом школы был ТИЗ. Школьников водили на экскурсию. Цехами тогда были старые конюшни: гул, грохот, производственная грязь. В таких условиях работали люди, и как работали! Появилось еще большее уважение к родителям.

Нельзя описать радость заводчан, когда мудрый директор ТИЗа Лев Давыдович Будницкий начал активно строить жилье и новые корпуса. Рос поселок, росли и мы.

И вот у нас уже дети, внуки, и даже правнуки. Есть достойное продолжение у Ерминингельда и Ольги Агафонниковых. Двое детей пошли по инженерной части, одна стала литератором. Разные профессии у внуков, но любовь к живописи, музыке, творческое начало передалось потомкам моих светлых родителей.

Писатель и композитор Гофман, считал, что музыка «самое романтическое из всех искусств, пожалуй, единственное подлинно романтическое, потому что имеет своим предметом только бесконечное». Закончить свои воспоминания хочу такими строками:

Жизнь, как река: то гребень, то воронка.

То плес до горизонта, то водоворот.

Оглянешься назад, а то летишь вдогонку,

Порой не ведая, что за изгибом ждет.

Какая ей длина, никто о том, не знает.

Коль ты –пловец, ты –часть большой реки.

Друзей приобретаешь и детей рожаешь,

Чтоб вместе с ними быть всегда в пути.

Подготовила Людмила Гавриловская.