Архиепископ Прокопий
(1877-1937)
Православный священник, заведующий Томской церковно-учительской школой в 1901-1906 гг., впоследствии епископ Елизаветградский, настоятель Александро-Невской лавры, епископ Одесский и Херсонский. Расстрелян в 1937 году. Причислен к лику святых.
Родился 25 декабря 1877 года в городе Кузнецке Томской губернии в семье священника. В 1897 году окончил Томскую духовную семинарию, а в 1901 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 21 августа 1901 года в Уфе епископом Уфимским Антонием (Храповицким) пострижен в монашество, а 23 августа 1901 года рукоположен в иеромонаха. С 19 июля 1901 - учитель русского и церковнославянского языков в старших классах Томского духовного училища. С начала сентября 1901 по конец мая 1906 - заведующий Томской церковно-учительской школой. В это время состоял также членом Томской экзаменационной комиссии для лиц, ищущих звания псаломщика, диакона и священника. Был членом Томского епархиального братства св. Димитрия Ростовского и членом епархиального училищного совета. С 29 мая 1906 - преподаватель Священного Писания в Иркутской духовной семинарии (при ректоре, архимандрите Евгении (Зернове). С 1908 - соборный иеромонах, цензор «Иркутских епархиальных ведомостей» и религиозно-нравственных листков. Получил известность как талантливый проповедник, организатор благотворительного отдела при Братстве святителя Иннокентия. Был членом-казначеем Иркутского епархиального училищного совета, временно исполнял обязанности инспектора классов и законоучителя старших трёх классов Иркутского женского училища. С 30 августа 1909 - помощник начальника училища пастырства в Житомире в сане архимандрита. В 1910-1914 - одновременно, цензор «Волынских епархиальных ведомостей», председатель Волынского Владимиро-Васильевского братства, член епархиального училищного совета, председатель общества взаимопомощи учащим и учившим в церковных школах Волынской епархии.
30 августа 1914 в Одесском кафедральном соборе был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Участвовал во Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918. С 1917 - настоятель Александро-Невской лавры в Петрограде (до января 1918). В январе 1918 был арестован при попытке захвата лавры красноармейцами за отказ выдать ключи от кладовых, освобождён по требованию верующих. С 1919- епископ Николаевский, викарий Одесской епархии. С 1921 - епископ Одесский и Херсонский. 16 февраля 1923 был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, 26 августа 1923 переведен в Одесскую тюрьму. Осуждён к расстрелу «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при генерале Деникине» (реальной причиной осуждения было противодействие обновленческому движению - характерно, что священнослужители-обновленцы, сотрудничавшие с деникинцами, не были привлечены к суду). Расстрельный приговор был заменён высылкой с территории Украины. Освобождён в январе 1925, выехал в Москву. Был членом Священного синода при патриархе Тихоне. На похоронах Патриарха Тихона служил панихиду. С июня 1925 года - архиепископ Херсонский и Николаевский (не имея возможности вернуться на Украину, жил в Москве).
Вновь арестован в ноябре 1925 как сторонник Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Обвинён в принадлежности к контрреволюционной группе духовенства и мирян. 26 мая 1926 Особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорён к трём годам заключения, которое с 1926 по 3 декабря 1928 отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Участвовал, вместе с владыкой Евгением (Зерновым) и другими архиереями в подготовке «Соловецкого послания» советского правительства, в котором говорилось о необходимости невмешательства государства и церкви в дела друг друга. Некоторое время был старшим епископом на Соловках. В 1928 заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой (то есть освобождён от управления епархией).
В 1928 выслан в Сибирь, вначале отбывал ссылку в Тюменском округе, затем - в Тобольске (полтора месяца находился в изоляторе), позднее направлен в Обдорск, а оттуда - в село Мужи. В 1929-1931 жил в селе Киеват. Выступил против Декларации митрополита Сергия (Страгородского), предусматривавшей далеко идущие уступки советской власти, но общения с ним не прервал. 30 июля 1931 арестован в ссылке и обвинён в антисоветской агитации. Хозяин его квартиры, в частности, показал, что архиепископ говорил ему: «Возьмите сейчас коммуны, колхозы. Почему они бывают неудачные? Да потому, что туда попадают лодыри, тунеядцы и всякий сброд. А возьмите монастыри, в них много общего с коммунами… Можно строить колхозы, но не притеснять религию, а в результате такого враждебного отношения к религии и рождаются их колхозы-коммуны. Если бы веру оставили в покое и власть не обращала бы внимания на нее, было бы лучше. Когда народ стал бы культурнее, грамотнее, он сам бы определил, нужна ему вера или нет; и сам бы по себе культурный народ у религии стал бы относится по-иному, и новым начинаниям она нисколько не помешала». 14 декабря 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трём годам ссылки в Казахстан.
В апреле 1934, после освобождения, уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Однако улучшения самочувствия не наступило. В сентябре 1934 по приглашению знакомого священника Ивана (Иоанна) Скадовского приехал к нему в город Камышин Сталинградской области, где тот отбывал ссылку. 2 октября 1934 архиепископ Прокопий был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. На допросе заявил, что симпатизирует монархии, однако не является сторонником её насильственного восстановления и считает, что «идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви».
17 марта 1935 решением Особого совещания при НКВД СССР был приговорен вместе со священником Иваном Скадовским к пяти годам ссылки в Каракалпакию в город Турткуль, куда они прибыли 7 мая того же года. В доме по ул. Чимбайская, 40, где они жили, была устроена небольшая церковь, куда приходили исповедаться и причаститься и православные местные жители. 24 августа 1937 архиепископ Прокопий и священник Иван Скадовский были вновь арестованы по обвинению в контрреволюционной монархической агитации и организации нелегальной молельни. Виновными себя не признали. 28 октября тройкой УНКВД Узбекской ССР были приговорены к расстрелу, расстреляны 23 ноября 1937 в г. Турткуль.
В 1996 Священным синодом Украинской православной церкви архиепископ Прокопий и священник Иоанн Скадовский были прославлены как местночтимые святые, в августе 2000 на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.
Источн. : Ленинградский мартиролог: 1937-1938; http://www.people.su/89992_2
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра,
2006 г. холст, масло. 235 х 90 см.
Автор: Андрей Усалев, художник-иконописец.
Пришлите нам ваши материалы
в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)