Богоявленский
Всеволод Семенович

Архиепископ Виктор 

(1854-1928)

Епископ Русской православной церкви. Епископ Томский в 1919-1922 гг. В 1922 году в  Томске был приговорен к расстрелу, замененному лагерным сроком. Умер в Омске

   Родился ок.1854, в 1875 окончил Псковскую духовную семинарию, 1879- Санкт-Петербургскую академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра. Определен помощником смотрителя Мстиславского духовного училища. В 1881 назначен инспектором народных училищ Виленской губернии, в 1887.- директором Молодечненской учительской семинарии, в 1891- директором Виленского учительского института и окружного Педагогического музея. В 1913-1918- окружной инспектор Казанского учебного округа (в 1913-1914 заведовал промышленными, техническими, ремесленными и учебными заведениями округа, впоследствии - мужскими и женскими гимназиями и реальными училищами), редактировал научно-педагогический журнал «Вестник образования и воспитания» для средней школы. Имел чин действительного статского советника.

      В феврале 1918 был отстранен от службы захватившими власть в городе на короткое время большевиками. В начале сентября того же года бежал из Казани во время осады города Красной Армией. Оказался в Уфе, где познакомился с проф. В. В. Сапожниковым, входившим в состав Временного Сибирского правительства в качестве министра народного просвещения. По приглашению Сапожникова переехал в Омск и был принят в Министерство народного просвещения (29 октября 1918 зачислен временно исполняющим обязанности помощника делопроизводителя отдела высших народных училищ, с 7 мая 1919 заведующий отделением женских гимназий Центрального управления). 28 мая 1919 переведен в Министерство торговли и промышленности Российского правительства А. В. Колчака окружным инспектором по учебной части. С 21 июля по 13 сентября1919 исполнял обязанности управляющего учебным отделом в Министерстве торговли и промышленности, с 1 октября того же года заведовал делами учебного отделения Канцелярии министра, 4 января 1920 числился в Министерстве торговли и промышленности в должности окружного инспектора по учебной части.

     Ок. 10 ноября 1919 эвакуировался из Омска с отступавшими частями Белой Армии, добрался до Красноярска, где оставался до мая 1920, затем из-за болезни жены переехал в Томск, там его супруга скончалась. В сентябре 1920 в Иркутске принял монашеский постриг, через некоторое время рукоположен во иерея; в декабре того же года был возведен в сан архимандрита с назначением настоятелем московского Знаменского монастыря, но по месту назначения выехать не смог.

Барнаульский епископ, управляющий Томской епархией

В 1919 в Томске был хиротонисан во епископа Барнаульского, викария Томской епархии. В ноябре1921ему было поручено временное управление епархией Томской епархией до прибытия назначенного на Томскую кафедру еп. Андрея Ухтомского. Еп. Андрей на кафедру не прибыл, и епископ Виктор управлял епархией до ареста в июне 1922.

    В Томской епархии с 1922 большое распространение получило обновленчество, о чем еп. Виктор сообщил в письме Патриарху Тихону. Получив ответ Патриарха: «Новшеств не допускайте, это дело Собора», - владыка отстранил от богослужения настоятеля томской Преображенской церкви Макария Торопова. Другого деятеля обновленчества - настоятеля томской церкви Иоана Лествичника  свящ. Петра Блинова, подчинившегося требованиям епископа,- оставил на прежней должности, строго указав ему не допускать никаких отступлений от устава (впрочем, вскоре Блинов отпал в обновленчество и занял в расколе видное положение). В проповедях еп. Виктор называл обновленцев сектой.

Из материалов дела:

"В пределах Томской губернии Управляющий Томской епархией Виктор, в миру гр. Богоявленский Всеволод, контрреволюционную линию поведения, по указанию Патриарха Тихона, проводил с самого появления своего во главе Томской епархии с июня 1921г...

Приехав в Томск по назначению Патриарха Тихона, вопреки декрету об избрании духовенства верующими, Богоявленский, под именем епископа Виктора, осуществляет здесь, по приказаниям свыше, обход декрета об отделении Церкви от государства. Он присвоил себе право назначения, смещения и увольнения членов Епархиального управления, настоятелей церквей, членов причта, производя это помимо воли верующих, руководствуясь только своими контрреволюционными симпатиями...

Духовенство либеральное, стремящееся к реформе Церкви в духе современности, преследуется епископом Виктором..."

Архиерей стремился упорядочить жизнь епархии: преобразовал епархиальный совет в епархиальное управление, намеревался созвать епархиальный съезд, священнослужителям рекомендовал вести в церквах метрические записи (согласно циркуляру НКЮ 1919 г., это не было запрещено), совершать разводы только в случае, если прилагалась выписка о расторжении брака из народного суда. При храмах преподавался Закон Божий, о чем был поставлен в известность губернский отдел народного образования.

В марте 1922. в Томске началась кампания по изъятию церковных ценностей. Председатель местного трибунала Макаренко вызвал еп. Виктора для беседы и рекомендовал архиерею разъяснить священнослужителям необходимость отдавать в помощь голодающим все сколько-нибудь ценное, а также выступать с такого рода призывами на митингах. Стремясь к тому, чтобы изъятие прошло мирно и без попрания святынь, владыка распорядился провести 13 марта епархиальное собрание духовенства, на котором прот. Иаков Галахов, настоятель кафедрального собора, бывш. проф. богословия Томского университета и настоятель университетской церкви, прочитал опубликованное в «Известиях ВЦИК» заявление Патриарха Тихона с призывом сдавать церковные ценности, не употребляемые за богослужением. На прошедшем на следующий день собрании благочинных владыка сказал, что «изъятие ценностей не противоречит христианству», и предложил провести изъятие всех ценностей, которые не являются необходимыми при богослужении. 4 апреля в епархии прошли приходские собрания, на которых также обсуждалось предстоящее изъятие церковных ценностей.

     Несмотря на лояльную позицию епископа Виктора по отношению к декрету об изъятии, в томской печати началась кампания против архиерея. Газ. «Красное знамя» опубликовала ряд материалов, в которых «разоблачалась» «контрреволюционность» В. Изъятие церковных ценностей использовалось как повод для судебного преследования и уничтожения духовенства. После первого произведенного у него обыска еп. Виктор в мае 1922 обратился с письмом к членам епархиального управления о преемстве церковной власти в Томской епархии. Он писал, что в случае его смерти «или еще каких-либо обстоятельств» управление епархией должно перейти к Бийскому архиеп. Иннокентию (Соколову), 2-му Томскому викарию, и призывал «никого другого епископом не признавать». Однако после ареста еп. Виктора церковная власть в Томске была захвачена группой обновленцев во главе с Блиновым.

Арест, тюремное заключение

Еп. Виктор был арестован 12 июля 1922, определен в томский дом заключения. 15-20 июля томский губернский революционный трибунал по военному отделению рассматривал «дело томских церковников» в открытом судебном заседании. Владыка Виктор в числе других обвиняемых был признан виновным в «идейном руководстве томской группой контрреволюционной организации духовенства «Православная церковь»... противодействии органам власти при изъятии церковных ценностей», а также в том, что он «фактически злостно нарушал и не исполнял декрета советской власти об отделении церкви от государства, сохранял конструкцию прежней епархиальной консистории (вопреки декрету об избрании духовенства верующими присвоил себе право назначения, смещения, увольнения членов епархиального управления, настоятелей церквей), совместно с Поповым Ильей Константиновичем (архимандритом Ираклием) скрыл от изъятия церковные ценности путем раздачи по частным квартирам: ценности храма Томского мужского монастыря (7 икон в серебряных ризах около 30 ф. весом), домовой церкви при бывшей семинарии (5 риз)... возбуждал население к массовым волнениям и к невыдаче церковных ценностей в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции».

      Еп. Виктор и еще 7 человек были приговорены к расстрелу. Осужденные направили кассационную жалобу в Сибирское отделение Верховного трибунала ВЦИК. 29 июля в Новониколаевское отделение Верховного трибунала поступила телеграмма от председателя новоучрежденного обновленческого Сибирского церковного управления А. Авдентова и секретаря М. Торопова, в которой они писали, что «утверждение приговора создаст ореол мученичества осужденным и явится непреодолимым препятствием в деле успокоения и устроения Живой церкви», и просили смягчения приговора. Определением кассационной коллегии Сибирского отделения Верховного трибунала ВЦИК РСФСР от 6 окт. 1922 г. приговор от 15-20 июля был отменен и дело передано для нового рассмотрения в судебную коллегию Сибирского отделения Верховного трибунала. 31 окт.- 4 нояб. 1922 выездная сессия судебной коллегии повторно рассмотрела дело и признала В. и еще 11 священников виновными в том, что, «являясь членами иерархии православной церкви, занимая  должности в Томской епархии, использовали эту легальную организацию в целях свержения завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских советов и существующего на основании Конституции РСФСР рабоче-крестьянского правительства». Епископ Виктор, архим. Ираклий (Попов) и неск. священников вновь были приговорены к расстрелу без права обжалования приговора. Сразу после оглашения приговора с особым мнением выступил член суда Т. Ф. Карелов, оспоривший решение суда. О приговоре телеграфировали в Верховный трибунал в Москву. В тот же день была получена ответная телеграмма за подписью секретаря ВЦИК А. Енукидзе с приказанием - исполнение приговора немедленно остановить, направить дело в Москву для рассмотрения. 2 дек.1922 судебная коллегия Сибирского отделения Верховного трибунала рассматривала вопрос о возможности применения к приговоренным по «делу томских церковников» амнистии в связи с 5-летней годовщиной Октябрьской революции и решила к приговоренным к высшей мере наказания амнистии не применять. Решением Президиума ВЦИК от 2 марта 1923 высшая мера наказания епископа Виктора и 2 др. осужденным была заменена 10 годами лишения свободы, через полгода срок сократили до 6 лет, в феврале 1924.- до 5 лет. По данным М. Е. Губонина, в 1924 еп. Виктор числился епископом Нижнеудинским, однако известно, что в январе 1925 архиерей находился в тюрьме в Иркутске.

      В 1924 был досрочно освобожден досрочно, в марте 1925, после возведения в сан архиепископа назначен управляющим Омской епархии. Скончался 2 ноября 1928 в Омске.  В 2001 был реабилитирован Прокуратурой Томского облсуда по 1922 году репрессий.

 

Источн. и лит.: История Русской Православной Церкви, кн. 9, М., 1997.-С.729; Дмитриенко Н.М. «Дело томских церковников»…С.78-79.  

drevo-info.ruarticles/16074.html; ru.wikipedia.org; ortho-rus.rucgi-bin/ps_file.cgi?2_677

 

 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)