(1914-1974)
Tибетолог, буддолог; крупнейший буддийский религиозный деятель; многолетний узник Гулага с 1937 года. В 1948 г. находился на поселении в Томской обл., где был повторно арестован и осужден на 10 лет ИТЛ. Умер в лагере в 1974 году
Родился 15 декабря 1914 г. в с. Кижинга, Бурятия. Его отец, Доржи Бадмаев, лама-философ, был известным буддийским деятелем. В родившемся у него сыне признали новое рождение тибетского хамбо-ламы Джаяг сы-гэгэа. В детстве его отдали в монастырскую школу, где он изучал тибетский язык, санскрит и буддизм. В июле 1921 духовный вождь бурятских буддистов Лубсан Сандан Цыденов передал Бидии Дандарону свое духовное могущество и титул Царя Учения - Дхармараджи.
Преследования со стороны местных властей вынудили Д. в 1934 уехать в Ленинград, где он учился в Ин-те авиаприборостроения, одновременно был вольнослушателем Восточного факультета ЛГУ, посещал лекции тибетолога А. И. Вострикова. В 1937 был арестован, 3 июня 1937 осужден Воен. трибуналом Ленинградского Военного округа по ст. 58-10, ч. 1 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ. По поданной кассации решением ВК ВС СССР срок наказания был снижен до 7 лет, срок наказания отправлен отбывать в лагеря Восточной Сибири. 4 февраля 1943, согласно директивы НКВД, НКЮ и Прокуратуры СССР от 23 окт. 1942 был освобожден в Амурской обл. из мест лишения свободы. Время, проведенное в лагерях, он не считал потраченным напрасно. Здесь он познакомился со многими интересными людьми, с которыми впоследствии поддерживал отношения. Сблизившись с философами, сидевшими вместе с ним в одном лагере, он смог углубить свои немалые к тому времени знания. Так он познакомился с профессором философии из Вильнюсского университета В. Э. Сеземаном, который стал его лучшим другом. Сеземан читал ему лекции по истории европейской философии, а Дандарон - по буддизму. Находясь в лагере, участвовал в работе нелегального кружка философов-неокантианцев и сам возглавил группу, занимавшуюся буддийской философией и йогой. В лагерях Д. приобрёл первых учеников, среди них были два немца и поляк Кокошка. Перед выходом из лагеря Кокошка сделал ложный перелом руки и, спрятав под гипс листы рукописи Дандарона «Необуддизм», которые затем вывез её на Запад.
После лагеря Д. был отправлен на поселение, откуда совершил побег. Арестован 7 ноября 1948 в селе Парабель Томской обл. Решением ОСО при МГБ СССР от 17 авг. 1949 осужден по ст. 19 и 58-1а, 10, ч. 1 УК РСФСР на 10 лет ИТЛ, срок заключения отправлен отбывать в лагеря Мордовской АССР. 19 июня 1956 освобожден со снятием судимости по решению спец. комиссии (действовавшей на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1956, реабилитирован в марте 1957.
Выйдя на свободу, уже осенью 1956 приехал в Москву, где попытался устроиться на работу в Институт востоковедения, но не был принят по причине отсутствия прописки. После получения реабилитации выехал в Ленинград, где академик И.А. Орбели и профессор Д.А. Алексеев обещают устроить его в местный филиал Института востоковедения разбирать рукописи, а также преподавать тибетский язык в Университете. Но и на этот раз ему не удается устроиться на работу, получить место, отвечающее его дарованию и способностям. Д. вновь возвращается в Москву, живет на квартире профессора Н.С. Познякова, в сорока километрах от Москвы (поселок Нахабино), где ждет ответа об устройстве на работу, в самой Москве его преследуют бдительные «органы» за нарушение правил прописки. По доносу милиция все же обнаруживает его местопребывание, и Д. вынужден ночевать на улице. Жизнь становится невыносимой. Днем он занимается в библиотеке им. Ленина, а ночи проводит без отдыха.
В 1957 по совету друзей в мае 1957 выехал на родину в Бурятию, где живут мать и сестра. 1 ноября 1957 ему удалось устроиться в Улан-Уде, получить работу внештатного научного сотрудника в Бурятском филиале Института культуры АН. Болезни истощают ослабленный тюрьмой организм. Только через два года после освобождения из лагеря, 6 октября 1958, он становится сотрудником Комплексного научно-исследовательского института Сибирского отделения АН СССР. Через год получает обещанную комнату. Пишет целый ряд трудов. В 1958-1959 составляет тибетско-русский словарь на 15 тысяч слов, а также «Тибетско-русский словарь философских терминов». Это колоссальный труд, который поглотил очень много его сил.
Д. проявил себя как выдающийся буддолог и тибетолог. Вернувшийся в Россию в конце 1950-х Ю. Н. Рерих высоко ценил труды Д. и намеревался издать некоторые из них в возрожденной им серии Bibliotheca Buddhica. Среди опубликованных трудов Д. - ряд важных статей по религии, метафизике и психологии буддизма, перевод буддийских текстов. Как буддийский религиозный деятель первый обратил свою проповедь к европейцам: среди его учеников - жители Москвы, Ленинграда и др. городов России, прибалтийских республик. Это явилось одной из причин особой неприязни к Д. бурятских коммунистических властей.
Проведя одну треть жизни в лагерях, Д. не нашел счастья, радости и на свободе. Он был глубоким мистиком, стремился к нирване, но в 1972 его путь к совершенству был прерван: арест, неправый суд, снова лагерь, все новые и новые унижения. 31 авг. 1972 Д. был вновь арестован, обвинен по ст. 227, ч. 1 УК РСФСР ("Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религ. обрядов") и 147, ч. 3 ("Мошенничество"). Попытка следствия организовать большой антибуддийский процесс со многими обвиняемыми сорвалась из-за полного отсутствия доказательств обвинения и широкой огласки происходившего в науч. кругах СССР и за его пределами. Четверых учеников Д. заключили в спецпсихбольницы, остальных вынуждены были освободить, но лишили работы (так же поступили и с родственниками Д.). Сам Д. 25 дек. 1972 на основании явных лжесвидетельств был приговорен нар. судом Октябрьского р-на г. Улан-Удэ к 5 годам ИТЛ. Отбывать новый срок заключения был отправлен в поселок Выдрино на южном берегу Байкала. В лагере он написал серию писем ученикам, в которых продолжил синтез буддизма с современными представлениями о мироустройстве, - «Черную тетрадь». Рукопись была конфискована при обыске в лагере (впоследствии найдена в архивах КГБ и издана). В лагере подвергался постоянным преследованиям. В октябре 1974 Д. не раз уходил в самадхи. Он предупреждал сидевших с ним в лагере, чтобы в это время его не трогали, и сокамерники к этому привыкли. Однажды он объявил о семидневном «уходе»: «не будет дыхания и сердце не будет биться». И он действительно ушёл 26 октября 1974. В 1997 прах Д. был извлечен его учениками и последователями из могилы и помещен на вершине горы Тэбхэр Майла в тайге (в 15 км от с. Кижинга в долине р. Кудун) в специально его учениками и последователями построенном саркофаге - ступе Дандарона, строительство которой было завершено только в 2005.
Соч.: Краткий тибетско-русский словарь. М., 1959 (совм. с Ю. М. Парфионовичем и Б. В. Семичовым); Описание тибетских рукописей и ксилографов. Вып. 1. Улан-Удэ, 1960; Вып. 2. Улан-Удэ, 1965; О тибетско-монгольском словаре "Источник мудрецов" // Труды БурКНИИ СО АН СССР. Сер. востоковедения. 1960. Вып. 3. С. 58-68 (совм. с Б. В. Семичовым); За великой правдой: Повесть. Улан-Удэ, 1966 (пер. с бурят. яз.; совм. с Б. Санжином); Буддийская теория индивидуального Я // МИФЦА. Вып. 3. Улан-Удэ, 1968. С. 34-52; Источник мудрецов: Тибет.-монг. терминологический словарь буддизма. Улан-Удэ, 1968 (совм. с Р. Е. Пубаевым; подг. текста, пер. и прим.); Элементы зависимого происхождения по тибетским источникам // Труды по востоковедению. Т. 1. Тарту, 1968. С. 213-233; Сумба-Хамбо. История Куку-нора, называемая "Прекрасные ноты из песни Брахмы" М., 1972 (пер. с тиб. яз., введ. и прим.); Содержание мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЭ-ХУМ // Труды по востоковедению. Т. 2, ч. 2. Тарту, 1973. С. 463-477; Мысли буддиста. Владивосток, 1992; Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма // Гаруда. 1993. № 1. С. 3-13; Общая схема совершенствования по пути мантраяны // Там же. 1994. № 1 (6). С. 2-5; 99 писем о буддизме и любви. 1956-1959. СПб., 1995; Черная тетрадь: О четырех благородных истинах Будды. СПб., 1995; Теория шуньи у мадхьямиков // Гаруда. 1996. № 1. С. 3-9; Символ веры // Там же. № 2. С. 1-2; Буддизм: Сб. ст. СПб., 1996; Нацог-Рандол: Карнатантра, опора Великого Учения, называемая "Зерцало механизма глубокого содержания" // Гаруда. 1997. № 2. С. 19-32 (пер.); Черная тетрадь. Т. 1: Письма о буддийской этике. Т. 2: Мысли буддиста. СПб., 1997; Aga Monastery // Encyclopedia of Buddhism. Vol. 1. Colombo, 1963. P. 249-250.
Ист. и лит.: Жертвы политического террора в СССР// Электронная база данных; Боль людская. Книга памяти томичей. Т-1. С. ; Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов-жертв политического террора в советский период. СПб. 2003; [Семека Е.] ДелоДандарона. Firenze, 1974; Перченок, 1978. С. 462, 463; РВост. № 4. С. 121; Монтлевич В. М. Дандарон // Буддизм, 1992. С. 107; Он же. Дхармараджа Бидия Дандарон // Гаруда. 1992. № 1. С. 3-10; Он же. Предисловие // Дандарон, 1995. С. 5-23; Климанскене Н. Бидия Дандарон, каким я его помню // Там же. С. 24-28; Монтлевич В. М. Предисловие // Дандарон Б. Д. Черная тетрадь: О четырех благородных истинах буддизма. СПб., 1995. С. 3; Федотова М. Бидиядара: (Мат-лы к биографии Б. Д. Дандарона) // Гаруда. 1996. № 2. С. 30-33; Монтлевич В. М. Карнатантра Нацога Рандола в переводе Б. Д. Дандарона // Там же. 1997. № 2. С. 17-18.
http://memory.pvost.org/pages/dandaron.html
Пришлите нам ваши материалы
в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)