Думбляускас
Альбинас .

о. Albinas Dumbliauskas SJ

(1925-1991)

Католический священник, в 1962-1968 годы совершавший тайные миссионерские поездки по Сибири, с 1968 года служивший в Казахстане. Подвергался преследованиям со стороны местных властей.   

  1. Литва

Альбинас Думбляускас (Albinas Dumbliauskas), согласно автобиографии, родился 10 февраля 1925 года в селе Кряуняй Алитусского района в семье земледельцев. Учился он в гимназии г. Алитуса. В 1942 году, когда Альбинасу было 17 лет, умер его отец. По окончании гимназии в 1943 году, молодой Думбляускас работал органистом в нескольких селах и в Каунасе[1]. По понятным причинам, в 1977 году в официальной автобиографии он не упоминает о своем вступлении в Общество Иисуса, но осенью 1988 года пишет об этом довольно подробно в третьем лице: «Окончив гимназию, он 17 июля 1943 года вступил в Общество Иисуса. 30 июля 1944 года в Лиолинос принес обеты благочестия, 15 августа 1945 в Пагрижувисе – первые обеты. В 1945/46 учебном году изучал философию в Вилькии»[2].

В 1946 году новиций поступил в Каунасскую духовную семинарию, в том же семестре исключен советскими властями, учился частным образом и 24 сентября 1950 года был рукоположен епископом К. Палтарокасом в сан священника[3]. Согласно биографии, написанной в Караганде, это рукоположение было тайным, так как Альбинас не согласился сотрудничать с КГБ. Примицию 25.09.1950 тоже пришлось служить тайно в присутствии узкого круга ближайших родственников. В течение года молодой священник еще работал органистом в кафедральном соборе Каунаса, а в начале апреля 1951 года сдал заключительные экзамены в семинарии[4].

По данным отца Болесловаса Бабраускаса, экзаменаторы поставили отцу Альбинасу оценку magna cum laude. Начался непростой период священнического служения[5]. За два года (1951-53) отца Думбляускаса четыре раза переводили из прихода в приход за работу с молодежью и тайную катехизацию детей. С 18 апреля 1953 года до 8 января 1961 года священник служил на одном месте – в селе Папарчяй[6]. Вероятно, такая возможность представилась благодаря оттепели после смерти И. Сталина.

В Папарчяй, судя по письму отца Лигнугариса от 22.11.1956, отец Альбинас также изготавливал фото-образки, по меньшей мере, для сибирских миссий: «Попросите, чтобы Думбляускас мне сделал около 5000 или больше образков. Можно таких, какие он делал. Сам разрежу. Я оплачу ему расходы. Привезите»[7]. В январе 1961 года, при переводе на новый приход в Запишкисе, уполномоченный по делам религиозных культов отказался регистрировать отца Альбинаса. Священник до декабря служил как викарий в Кафедральном соборе Каунаса и как моторист автономной электростанции при храме, окончил курсы водителей и получил удостоверение. Новая специальность пригодилась, поскольку в декабре власти запретили служить в соборе незарегистрированным священникам. Так с декабря 1961 года отец Думбляускас начал работать водителем в каунасском тубдиспансере[8].

  1. Сибирская миссия

Отец Альбинас в поздней автобиографии пишет, что впервые он поехал в Сибирь 19 сентября 1962 года во время отпуска: «Посетил Красноярск, Тайшет, Иркутск, Улан-Удэ, Мину, Кутурчино и другие места, служа верующим»[9]. Однако, свидетельства о крещении и карагандинская биография указывают на сентябрь 1961, а не 1962 года, то есть в его бытность викарным священником Собора, до устройства в тубдиспансер[10]. Согласно сохранившимся свидетельствам, священник совершал крещения: 24.09.1961 – в селах Кутурчино и Диза Партизанского района Красноярского края; 26.09 – в селе Мина Партизанского района; 28-29.09 – в селе Кутурчино; 01.10 – в селе Шумково Советского района[11].

Карагандинская биография сообщает некоторые подробности первой поездки. В ней указан период миссии: 19 сентября – 15 октября 1961 года, который вполне соответствует свидетельствам о крещениях. Указан и человек, впервые принимавший отца Альбинаса, – его двоюродная сестра в Красноярске: В квартире кузины он служил св. Мессы, собирал верующих, слушал исповеди и т.д. Он увидел, как тем людям необходима духовная помощь. Может быть, он и сам не подумал, что так начал путь миссии, который продолжался до смерти. Люди со слезами просили посетить их еще раз... Их слезы, просьбы зажгли ту искру – стать миссионером. Люди рассказывали, как работал О. Густас, как его потом отравили. Посетил его могилу. Еще раз с Отцом Лигнугарисом ОИ посетил несколько городов. А после этого уже сам один – на самолете, на поезде, на “попутной” и пешком обошел почти все города “Советского Союза”[12].

Отец Пятрас Лигнугарис, согласно уже известным нам свидетельствам о крещениях, был 19 сентября 1961 года в Иркутске, а 24 и 26 сентября – в Красноярске. В Партизанском районе он не выписал ни одного свидетельства за все годы миссии[13]. Гипотетически, оба Иезуита могли встретиться дважды в Красноярске: между 19 и 24 сентября и после 1 октября, а также вместе путешествовать. Любопытно, что с 24 по 26 сентября на территории Красноярского края находились одновременно три священника Общества Иисуса: А. Думбляускас, П. Лигнугарис и В. Чишек.

Исходя из вышеизложенного, мы можем предполагать следующий маршрут отца Альбинаса в первой миссии: с 19.09 – Красноярск, 24.09-01.10 – Партизанский и Советский районы, 01-15.10 – Красноярск, Тайшет, Иркутск, Улан-Удэ. Последний этап он, по-видимому, проехал вместе с отцом Лигнугарисом. Что же касается поездок в одиночку и по «всем городам», то это, очевидно, относится к последовавшим через год многочисленным миссиям отца Думбляускаса.

Вторую поездку в Сибирь миссионер датирует 1963 годом, а всего поездок в азиатскую часть СССР и на север европейской России он насчитал 33, преимущественно на самолете[14]. Доступные нам источники ничего не сообщают о миссии 1963 года, но имеются краткие сведения о поездке 1964 года в Ману Красноярского края: «В 1964 году он посетил О. Размантаса в северном городе “Мама” (sic!). Служил св. Мессу в поезде, в лесу, в тундре...»[15].

Карагандинская биография дает некоторое представление о характере миссий: Сколько впечатлений, переживаний в этих путешествиях – только в книге Вечности будет написано! Жертва для спасения душ! Чтобы получить отпуск, работал днями и ночами – и потом в дорогу. [...] 2-3 раза в качестве донора он отдавал свою кровь – снова неделя, [?] свободных дней. Снова можно лететь[16].

Отец Болесловас Бабраускас, хорошо знавший миссионера, написал в своих воспоминаниях: «Много раз во время богослужений он был задержан, посажен в поезд, чтобы уехал из этого района, но, проехав одну остановку, он возвращался назад, и это повторялось не раз»[17]. Отец Альбинас шутя рассказывал о том, что пытался обходиться без сна и доказать медицине существование такой способности организма. Но эксперимент не удался: «Люди иногда позволяли мне поспать 10 минут прямо в исповедальне и снова будят слушать исповеди»[18].

Миссионер размышлял о будущем сибирской Церкви. В 1964 году в литовской Кулаутуве, ведя духовные упражнения для подпольных сестер-монахинь, он высказал своего рода пророчество, казавшееся тогда наивной мечтой: «Бог все может. Увидите, придет время, когда в Сибири будет много приходов, будет много священников из местных, приедет св. Отец, будет Евхаристический конгресс...»[19]. По данным отца Бабраускаса, в Сибири отец Альбинас посещал верующих в Красноярске, в Омске, в Томске, в Славянке, в Новосибирске, в Кемерово, в Иркутске, в Улан-Удэ. Был он также в уральских городах Челябинске и Свердловске[20].

К сожалению, мы не располагаем информацией о датах этих сибирских визитов, но бόльшая их часть должна приходиться на период с 1965 по 1968 год, когда священник работал водителем машины скорой помощи в Каунасе. Тогда график работы был более благоприятным для пастырских полетов в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и Дальний Восток[21]. Карагандинский биограф, очевидно, исследовал Трудовую книжку священника, настолько точны указываемые им даты: 16.12.1964 - 06.01.1968 – работа водителем в каунасской скорой помощи; 01.02.1968 - 01.12.1968 – санитаром в психиатрической больнице[22]. В июле того же 1968 года отец Антанас переехал в Кустанай[23], а 6 августа он уже зарегистрировал там первый приход[24].

 Казахстан

В автобиографии на русском языке, предназначенной, по-видимому, для регистрации прихода в Караганде, отец А. Думбляускас пишет о приезде в Казахстан:

В 1968 году 20 июня был назначен помощником настоятеля в г. Радвилишкис, но не поехал, т.к. уже с января 1968 г. обещали регистрировать молитвенный дом в г.Кустанае и я договорился с людьми, уполномоченным и в облисполкоме приехать к ним. И в июле 1968 г. я поехал в Кустанай и стал работать настоятелем. Т.к. регистрации не сделали до февраля 1969 г., я опять стал работать шофером в Кустанайском тубдиспансере, позже работал в пожарной охране шофером, с СМП-25, и за это время получил права машиниста автокрана и машиниста башенного крана[25].

Отец Альбинас не написал еще о работе кочегаром и сторожем, а также упускает главную причину выхода на мирские работы – запрет на душпастырство со стороны властей. Послужив открыто лишь полгода, священник был вынужден снова окормлять людей тайно, после работы[26].

В 1972 году на священника обрушился поток обвинений. В кустанайской газете «Ленинский путь» (№ 175, № 178) находим традиционный набор эпитетов в адрес иезуитов и обвинение отца Альбинаса в корысти, в антисоветской пропаганде, в грубости. Судя по текстам статей, он твердо отстаивал свою позицию устно и письменно, чем еще более разгневал идеологов коммунизма. Поводом для кампании послужило письмо на Радио Ватикан, найденное пограничниками в Варшавском поезде, в котором миссионер вносил предложения по оживлению передач, по омоложению состава ведущих... Если верить газете, в письме были еще такие строки: «Если мы с вами не будем неустанно работать, коммунизм победит во всем мире. Тогда и для вас найдется место в Сибири».

Автор статей представляет читателю дом священника с высокими заборами как некое гетто с противостоящими советскому обществу послушниками и монахинями. Отягощал положение отца Альбинаса и запрет в служении, наложенный на него церковными властями под давлением КГБ[27].

После этих событий отец Альбинас уже не мог действовать в Кустанае, везде ему препятствовали, повсюду следили. Поэтому в 1975 году он переехал в Караганду и работал водителем на станции скорой помощи[28]. До отъезда священник успел еще организовать поездку прихожан в Сибирь, в знакомые ему места: Новосибирск – Красноярск – Улан-Удэ. У Байкала в Листвянке 22.04.1974 он посвятил Россию Святейшему Сердцу Иисуса и Святейшему Сердцу Марии (есть фильм), а в Новолинке молился на кладбище за усопших ссыльных[29].

28 января 1977 года стараниями миссионера удалось зарегистрировать общину в Караганде. 20 ноября освятили фундамент, а с 1978 года начали стройку храма. Одалживал деньги на строительство тяльшяйский епископ А. Вайчюс. 29 июня 1980 года епископ Александр Хира освятил новую церковь. За последнее десятилетие жизни отец Альбинас сделал немало: приготовил 10 священников и 10 семинаристов[30], с 1982 года организовывал реколлекции для священников, подготовил из детей 60 министрантов и 130 девочек-адораторок, 30 девушек пошли по пути посвященной жизни. После рождественских праздников 28.12.1990 священник тяжело заболел и 02.01.1991 года перенес операцию[31].

Собрат Йонас Зубрус уделил ему таинство больных, а в ночь с 9 на 10 января отец Альбинас умер. Согласно завещанию его похоронили в Караганде около храма, в котором он служил, 15 января 1991 года[32].

Билотас В. Апостольская деятельность священников Общества Иисуса в Сибири во время религиозных преследований 1955-1964 годов // Anno accademico 2010-2011

[1] Автобиография А. Думбляускаса от 18.01.1977. Рукопись. Фотокопия, APL, fasc. «Albinas Dumbliauskas».

[2] Автобиография А. Думбляускаса от 03.11.1988. Рукопись. Фотокопия, APL, fasc. «Albinas Dumbliauskas».

[3] Автобиография А. Думбляускаса от 03.11.1988.

[4] Биография А. Думбляускаса из Караганды. Рукопись. Фотокопия, APL, fasc. «Albinas Dumbliauskas».

[5] B. Babrauskas SJ, Vidurinės Azijos misionierius, «Katalikų kalendorius žinynas», Kaunas–Vilnius 1993, 120-123, 120. 

[6] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

[7] Письма П. Лигнугариса от 27.10.1956 и от 22.11.1956, 160.

[8] Автобиография А. Думбляускаса от 03.11.1988.

[9] Автобиография А. Думбляускаса от 03.11.1988.

[10] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

[11] Krikšto pažymėjimai išduoti 1958-1962 Sibire, 5-8. 15s. 19s.

[12] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

[13] В. Билотас, Как свидетельства о крещении рассказали о миссионерских маршрутах «тайного священника», СКГ, 1 (2006), 24-26, 25.

[14] Автобиография А. Думбляускаса от 03.11.1988.

[15] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

[16] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

[17] B. Babrauskas SJ, Vidurinės Azijos misionierius, 121.

[18] B. Babrauskas SJ, Vidurinės Azijos misionierius, 121.

[19] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

[20] B. Babrauskas SJ, Vidurinės Azijos misionierius, 121.

[21] Автобиография А. Думбляускаса от 03.11.1988.

[22] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

[23] Автобиография А. Думбляускаса от 18.01.1977.

[24] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

[25] Автобиография А. Думбляускаса от 18.01.1977.

[26] B. Babrauskas SJ, Vidurinės Azijos misionierius, 121.

[27] B. Babrauskas SJ, Vidurinės Azijos misionierius, 123.

Явна каноническая нелегитимность этой суспензы диоцезальных иерархов в отношении священника из независимого института посвященной жизни (прим. авт. – В. Б.).

[28] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

[29] B. Babrauskas SJ, Vidurinės Azijos misionierius, 122.

[30] Во время своего визита в офис Ватиканского Радио отец Альбинас упоминал о предоставленном ему праве принимать новых кандидатов в Общество Иисуса (Прим. о. Клавдия Робине ОИ).

[31] B. Babrauskas SJ, Vidurinės Azijos misionierius, 121s.

[32] Биография А. Думбляускаса из Караганды.

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)