Фиолетов
Николай Николаевич

(1891-1943)

Российский юрист и богослов. Специалист в области канонического права и христианской апологетики;  профессор Томского университета в 1919- 1921 годы. В 1932-1933 годы ссыльный в Томске

    Родился 1 (13) декабря 1891 в с. Ерзовка Царицинского уезда Саратовской губернии в семье священника Николая Константиновича Фиолетова. Жена - Надежда Юрьевна, получила образование на философском отделении Высших женских курсов, преподаватель русского языка, автор работы о кумранских рукописях, мемуарист.

     Окончил юрид. ф-т Московского ун-та с дипломом 1 -й ст. С 31 дек. 1913 был оставлен при кафедре церковного права для приготовления к профессорскому званию. С 31 дек. 1916 Ф. - приват-доцент Московского ун-та по кафедре церковного права. С 1 июля 1917 - и. д. экстраординарного профессора Пермского ун-та по кафедре церковного права. В 1917-1918 участвовал в Поместном соборе Русской православной церкви в Москве и был самым молодым членом собора. Секретарь отдела собора «Правовое положение Церкви в государстве». Член юридического отдела и отдела по урегулированию бракоразводного процесса. Был юрисконсультом при управлении делами Верховного правителя (А.В.Колчака) и Совета министров, затем директором Второго Департамента Главного Управления по делам вероисповеданий в составе Совета министров Российского правительства в 1919 году. С 22 января 1919-декан юрид. ф-та Пермского университета.

      Летом того же года вместе с частью преподавателей, сотрудников и студентов Пермского ун-та Ф. был эвакуирован в Томск. С 12 дек. 1919 -приват-доцент по кафедре философии ист.-филол. ф-та Томского ун-та. С марта 1920 до 1922 он состоял профессором Томского ун-та по кафедре государствоведения. С 15 апр. 1920 - декан ф-та общественных наук (ФОН). Читал общий курс государствоведения на правовом и социально-философском отд-ниях ФОН, историю русской философии и историю христианских социали-стических учений на социально-философском отд-нии ФОН и ист.-фи-лол. ф-те. Вел практические занятия по истории Византии, истории христианства, семинарий «Этическая проблема в русской философии» и, совместно с проф. С. И. Гессеном, семинарий по социальной философии. Ф. была разработана программа занятий профессорских стипендиатов. В 1921 он подготовил работу «История рус. философии».

      В янв. - марте 1920 Ф. участвовал в качестве инструктора-организатора в работе Народного ун-та им. П. И. Макушина в Томске и выступал с лекциями перед слушателями. Во 2-й пол. 1921 Ф. вернулся в Пермь и продолжил работу в ун-те. Он принимал деятельное участие в работе Об-ва исторических, философских и социальных наук при Пермском ун-те и избирался его секретарем. Выступил с рядом докладов на заседаниях об-ва («Проблема отношения церкви и государства в современном церковном сознании» -1918; «Философское учение Г. С. Сковороды», «Этическое учение Сковороды» - 1922). Вскоре Ф. переехал в Саратов, где до 1925 состоял профессором Саратовского ун-та. Со второй половины 20-х гг. он возглавил кафедру гос. права ф-та местного хозяйства и права (с 1928 - ф-та советского хозяйства и права) Ташкентского (Среднеазиатского) гос. ун-та. Ф. занимался проблемой отношения церкви и государства в современном религиозном сознании. Он считал, что православие, в отличие от католицизма с его притязанием на теократию и протестантизм, индифферентного к государству, рассматривающее последнее исключительно с точки зрения целесообразности и как нечто нейтральное, внешнее, может и должно искать средний путь, объединяющий церковь и государство в свободном сотрудничестве. Причем церковь, по мнению Ф., «принимает государство как нечто относительно ценное в достижении высшей цели духовного общения». В 20-е гг. занимался проблемами советского семейного права.  

      В апреле 1931 арестован, обвинён в голосовании против партийного кандидата на должность на факультете, в контрреволюционном влиянии на молодежь, в связях с церковными кругами. Находился в заключении в Сталинобаде, затем в Ташкенте. В октябре 1931 освобождён  до вынесения приговора.

       В январе 1932 решением коллегии ОПТУ осужден по ст. 58, пп. 7, 11 УК РСФСР на 3 года и выслан в Зап.-Сиб. край, в Новосибирск, где работал экономистом в планово-экономическом секторе Западно-Сибирского крайкомхоза. В 1933 был переведён в Томск, преподавал статистику в банковском техникуме в Томске. 30 апр. 1933 был арестован по обвинению в причастности к «контрреволюционной повстанческой организации, подготовлявшей восстание против Советской власти». После «чистосердечного признания» в конце мая того же года был освобожден и переведен в Бийск на оставшийся срок ссылки.

       В 1934 освобождён их ссылки, работал преподавателем истории средних веков кафедры всеобщей истории Курского педагогического института. Посещал православный храм, был уволен из института без права на восстановление «за протаскивание на лекциях буржуазной идеологии» (за ношение православного крестика). Позднее формулировка была изменена, но преподавать в высших учебных заведениях Фиолетову на штатной основе так и не разрешили.

   С 1935 жил в Калинине, первоначально работал статистиком, затем заработывал статьями для журналов и Большой советской энциклопедии и преподавательской деятельностью по договорам,месяцами был без работы. В этот период трудился над богословским трудом «Очерки христианской апологетики». В 1939-1940 преподавал историю в техникуме в селении Высоковская (Московская область). В 1940- 1941 преподавал историю в школе в Солнечногорске.

      25 июня 1941 был арестован по обвинению «принадлежности к тайной церкви, симпатии к фашизму», отправлен в Омск, где в1942 приговорён к 10 годам лишения свободы. В 1942-1943 находился в Мариинских лагерях, в конце жизни был переведён в инвалидный лагерь на станции Антибес, где скончался 8 марта 1943 от пеллагры, развившейся на почве крайнего истощения.

      В воспоминаниях Н. Ю. Фиолетовой содержатся данные о последнем периоде жизни её супруга, известном ей по его письмам из лагеря: Он то и дело пишет в своих письмах о многообразных недугах, которые подтачивали его здоровье: о болезни ног - ноги распухли, на них появились раны, и он почти не мог ходить; о постоянном расстройстве желудка типа колита, о каких-то дефектах в деятельности сердца, о каком-то заболевании в бронхах. Слабость была такая, что не только сидеть, но и лежать было трудно. Внешне он сильно изменился, похудел, прежними остались только глаза. Стал совсем «старичком», как его называли товарищи по несчастью, и он долго не мог привыкнуть к обращению «дедушка» (ведь ему исполнился только 51 год). Но духом он был бодр, не унывал и еще больше укреплялся в своей вере и в своем мировоззрении. Каждое событие в своей жизни, как и само пребывание в лагере, он воспринимал не как случайность, а как совершающуюся над ним волю Божию. «Если думать глубже и объективнее, — пишет он в одном из своих писем, - а не с личной обывательской колокольни, то не приходится бесплодно роптать или жаловаться на свою судьбу. Все имеет свой смысл, и эта мысль облегчает все трудности».  В 1961 дело в отношении его было прекращено за отсутствием события преступления.  

 Источн. и лит.: РГИА. Ф. 740. Оп. 19. Д. 164; ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 116; Архив УФСБ РФ по ТО. Д. П-5709; Наука и науч. работники СССР: Справочник... Л, 1928. Ч. 6. Науч. работники СССР без Москвы и Ленинграда; Сб. Об-ва ист., филос. и соц. наук при Пермском ун-те. Пермь, 1918. Вып. 1; Пермь, 1927. Вып. 2; Саратовский ун-т. 1909-1959. Саратов, 1959; Очерки истории Ташкентского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Ташкент, 1980.; Профессора Томского ун-та. Биографический словарь. Том 2. Томск,1998. С. 448-449; Фиолетова Н. Ю. История одной жизни // Минувшее : Исторический альманах. Выпуск 9. - М., 1992. -С. 7-105.

 

 

 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)