Калныныш
Алексей Викторович

(1916-2015)

Театральный художник из Риги. В 1941-1956 годы находился в ссылке в Нарымском крае. 

  Родился 2 мая 1916 в Москве во время эвакуации семьи из Риги. В 1941 –ом  был сослан в Нарымский край в числе других прибалтов. Сначала жил в п. Щучий Мыс, затем с 1946 в Каргаске. Работал дворником РДК, в 1946 переведен художником, так как имел профессию театрального художника, полученную еще до ссылки. 
   С 1946 по 1956 Алексей Викторович оформлял декорации к спектаклям «театра Погорелова». Как пишет художник в своем письме: «...Время было тяжелое, послевоенное. Не было необходимых материалов для оформления: красок, кистей, холстов. Требовались большая выдумка и находчивость. Помогали сами артисты театра...». И Калныньш делал такие декорации, что пришедшие на спектакль зрители словно попадали в сказку, а многие специально приходили, чтобы посмотреть на работу «Алеши». Кроме декораций Алексей Викторович занимался оформлением зрительного зала РДК, а свободное время посвящал живописи.

За годы ссылки художник создал более 50 работ с видами Каргаска 40-50-х годов. А творить художнику приходилось на обрывках бумаги и картонках обычными красками из хозяйственного магазина.
После реабилитации в 1956 Алексей Викторович с женой и двумя детьми, родившимися в Сибири, вернулся на родину, в Ригу. Своими силами построили дом на окраине Риги. Приходилось много работать, чтобы прокормить семью. После выхода на пенсию стал посещать ИЗО-студию, занялся акварельной живописью. Очень много путешествовал: по СССР, Европе, Америке, Египту. Везде делал этюды, зарисовки. В последние годы состоялось 5 персональных выставок художника. Из них самая многочисленная по числу работ экспонировалась в Музее искусств народов Севера в селе Каргасок весной-летом 2009, были представлены фоторепродукции пейзажей и эскизов декораций к спектаклям народного театра. А.В Калныньш скончался 22
февраля 2015, похоронен на Первом Лесном кладбище г. Риги.

Источник: архив Музея искусств народов Севера; инф. и архив В.М.Зарубиной.

Публикация в газете «Северная правда»:

2-го мая уходящего года (2007 г.) бывший прибалтийский спецпереселенец Алексей Викторович Калныньш отметил свой 91-ый день рождения. Сейчас он вместе с семьей живет в Риге. С местом неласковой ссылки простился более полувека тому назад. Разве мог молоденький Алёша в те далекие годы предположить, что спустя долгие десятилетия его память будет жадно ловить любые обрывки воспоминаний и греться у костра давно уже сбывшихся надежд и мечтаний?!.

Утраченную между Каргаском и Калныньшем связь в рамках реализации гуманитарного проекта "Прощение и память" возродили к новой жизни сотрудники Музея искусств народов Севера. Они наладили переписку, получили в подарок от художника репродукции бесценных холстов с видами Каргасокских улиц и переулков 40-50 годов прошлого века, обработали полученные живописные шедевры и оформили их в единую персональную выставку, которая открылась в одном из выставочных залов местного Музея в мае этого года... она стала бесценным подарком для ссыльного художника.

Из письма Алексея Калныньша:

"Здравствуйте! От всей души благодарю вас, сотрудников музея, за организацию выставки ко дню моего рождения! По полученным фотографиям вижу, что коллектив потрудился изрядно. Радует то, что на открытие выставки пришло много людей. Приятно было увидеть среди них знакомые лица. Еще раз сердечное спасибо!.."

За годы ссылки прибалтийский художник написал более пятидесяти картин. С позиций сегодняшнего дня они имеют не только художественную, но и историческую ценность. Берега Панигадки и Оби, вид из окна второго этажа старого Дома культуры и улица Октябрьская (сердце села!)... современный Каргасок очень изменился... возмужал и... похорошел. Благодаря работам Алексея Викторовича у нынешних поколений каргасокцев появились живописные свидетели прошлого...

Из письма Алексея Калныньша:

"Кто бы мог подумать, что через долгие шестьдесят лет все это пригодится?!. Значит, работал я не зря!.."

Из воспоминаний Валентина Рудского, бывшего артиста и гримера "Театра Погорелова":

"Алексей Калныньш был одним их тех, кто попал в Нарым не по своей воле. До ссылки он получил образование театрального художника и так уж сложилось, что нашел Алеша то, к чему его душа стремилась, именно в Каргаске...

Может быть, слишком смело называть Театром обыкновенный деревенский Дом культуры прошлых лет. Но ведь Театр был действительно настоящим!.. Надо просто знать, кто стоял у истоков его создания...Это были талантливейшие люди: художественный руководитель и режиссер Дмитрий Погорелов, музыкальный руководитель Гуннаре Петраудзе и театральный художник Алексей Калныньш.

Следует отметить, что в те трагические годы в Каргасок, да и не только в Каргасок, сослали цвет прибалтийской интеллигенции. Учитывая это немаловажное обстоятельство, стоит ли удивляться появлению Театра в таежной глуши, расположенной вдали от больших театральных подмостков и культурной цивилизации?!."

Бывшие артисты "Театра Погорелова" все в один голос твердят о том, что театрального художника Калныньша всегда считали профессионалом своего дела. Он был работоспособным, увлеченным, душой болеющим за все, что происходило на сельской сцене...Алексей Викторович самостоятельно придумывал, а затем создавал декорации к спектаклям. Параллельно выполнял различные столярные работы и оказывал посильную помощь коллегам, которые трудились в других творческих цехах Театра: гримерном и костюмерном.

Из воспоминаний Валентина Рудского:

"Между делом Алексей производил внутреннюю отделку и переоборудование зрительного зала. При стопроцентном отсутствии материалов, краски, гвоздей... он умудрился расписать потолок, стены, оконные проемы, двери, перестелил пол, сделал оркестровую яму... Поистине Алексей Викторович творил настоящие чудеса! Многие жители села в те далекие годы приходили в "Театр Погорелова" для того, чтобы посмотреть на новые работы художника Алёши.

...А когда поднимался занавес и перед восхищенными зрителями всеми цветами радуги сверкала сцена... как будто открывался новый мир... мир сказки... волшебный мир иной, красивой и сочной жизни... Многие зрители мне говорили тогда: "Поверьте, и в столичных театрах не испытываешь таких волнующих чувств, как в этом деревенском Доме культуры, зовется который "Театром Погорелова..."

Настоящие ценители театрального искусства понимали, с каким трудом рождалась сценическая красота... Удивительно еще и то, что декорации к спектаклям были не только фантастически красивыми, но и мобильными. Свои пьесы самодеятельные артисты знаменитого "Театра Погорелова" играли не только на сценах Каргаска и близлежащих поселков, но и в Томске. Во время гастрольных туров труппа обязательно брала с собой внушительный багаж: декорации, созданные руками театрального художника Алексея Калныньша.

Из воспоминаний Василия Бабкина, артиста "Театра Погорелова":

"...Помню, мы отправились на гастроли в Томск...Когда открылся занавес, зрители, увидев декорации, зааплодировали..."

В одном из своих писем или же в телефонном разговоре Калныньш обронил фразу, которая дорогого стоит и крепко цепляется за самые чувствительные струнки человеческой души: "...Приятно, что 2007 год прошел для меня под знаком Каргаска..."

Долгие годы между бывшим прибалтийским спецпереселенцем Калныньшем и местом его прежней ссылки зияла всепоглощающая бездна забвения. Нужно было сделать всего лишь один-единственный шаг навстречу друг другу для того, чтобы вернуть легендарному театральному художнику память и заслуженное признание, а Каргаску - его прошлое, запечатленное когда-то на небольших картонках и обрывках бумаги обыкновенными малярными красками. Этот жизнеутверждающий шаг сделан...и он подарил человеку, живущему ныне за тысячи километров от Каргаска, минуты радости, гордости и... умиротворения.

Источник: Газета «Северная правда»

 

Анна Сорокина. РДК. История дома со шпилем.

http://www.calameo.com/read/0018871822e4f827a4880

 

Картины А.В. Калныныша из цикла "Каргасок"

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)