(1883 -1925)
Архиепископ Анатолий
Епископ Томский и Алтайский в 1914-1919 гг. Осуждался в 1922 году на 10 лет лишения свободы.
Родился 31 октября 1863 в селе Старо-Мертвищево Бугульминского уезда Самарской губ. в семье дьякона, выходца из крестьян. Учился в Самарском духовном училище, затем в Самарской духовной семинарии, которую окончил в 1888. 6 августа 1888 рукоположен в сан священника; служил в церкви с. Хилково Самарской епархии и преподавал в духовных учебных заведениях. В 1891 поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1895 со степенью кандидата богословия. 26 августа 1895 пострижен в монашество с именем Анатолий. В том же 1895 назначен настоятелем Ситхинского Михаило-Архангельского собора, смотрителем Миссионерской школы и благочинным Ситхинского округа.
С 1898 причислен к архиерейскому дому в Сан-Франциско, а спустя год, в 1899 назначен заведующим Миннеапольской миссионерской школы, одновременно изучая обычаи и верования коренных жителей Аляски. Свои наблюдения он изложил впоследствии в небольшой книжечке «В стране шаманов. Индиане Аляски. Быт и религия их» (Одесса, 1906). Вернувшись в Россию, в 1903 получил назначение на должность ректора Одесской духовной семинарии.
10 декабря 1906 в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры был рукоположен во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. С 1912- - почетный член Совета фракции правых (ФП). С 1913 - член правления Всероссийского Филаретовского Общества Народного образования. В 1912-1914- товарищ председателя Главного совета Союза русского народа (СРН). Активный участник монархических съездов. Был членом Государственной Думы 4 созыва.
30 июля 1914 назначен епископом Томским и Алтайским, епархией управлял до 1919. В связи с этим назначением вышел из состава Главного совета СРН, а в ноябре того же года отказался от звания члена Государственной Думы. С начала января 1915 по распоряжению владыки «Томские епархиальные ведомости» публиковали списки с именами воинов, призванных из населенных пунктов Томской епархии и погибших или раненных на поле брани, с тем, чтобы приходские священники оглашали эти списки в церквах и совершали панихиды по погибшим и молебны о здравии раненых.
Его пребывание на Томской кафедре пришлось на время революции 1917 года, когда началась коренная перестройка внутрицерковной жизни, претворение в жизнь политики отделения Церкви от государства. Преосвященный Анатолий инициировал движение за реформу приходской жизни в епархии, начав подготовку к ней на съезде благочинных епархии в декабре 1916, созванном по его предложению. В августе 1917 отправился в Москву, где в течение четырех месяцев участвовал в работе Поместного Собора, членом которого состоял по своей должности епископа, выступал за восстановление патриаршества, поддерживал кандидатуру митрополита Тихона (Белавина) на патриарший престол.
В декабре 1917 в Томске пришли к власти большевики. В начале 1918 Томский Губком народного образования объявил, что Закон Божий более в школах не должен преподаваться, и с 1 марта прекращается финансирование законоучителей и закрываются все церковные учебные заведения. Начались погромы храмов, аресты и убийства священников.
В "Томских епархиальных ведомостях" за май 1918 было помещено "Послание к православным жителям Мариинского и Томского уездов" епископа Анатолия (Каменского):
"...Под Новый 1918 год в селе Ишим шайкой грабителей, называющих себя большевиками, был убит священник Соколов. Под Крещение в селе Богороднем той же шайкой расстрелян священник Сердобов. В продолжение нескольких месяцев вооруженные шайки бродят по селам..., нападают, прежде всего, на священников, грабят и подвергают их и их семейства всяческим издевательствам и тем заставляют их бежать из своих приходов. Многие приходы... остались без священников. Заместить пустующие вакансии не представляется уже возможным... Никто не желает разделить участь убитых и поруганных...".
1 июня 1918 Советская власть в Томске пала, установилась власть Временного Сибирского правительства. Летом 1918 на территории Томской губ. шла жесточайшая гражданская война. В ноябре 1918 здесь установилась власть Сибирского правительства адмирала Колчака. 23 июля 1918 была создана и утверждена епископом Анатолием комиссия для испытания кандидатов на священно-церковные должности. В августе 1918 объявили набор в Томскую духовную семинарию, Епархиальное женское училище и мужское духовное училище. В сентябре 1918начались занятия.
В ноябре 1918 епископ Анатолий стал Председателем Сибирского Соборного Церковного совещания в Томске при участии 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора, из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. На Совещании было образовано Временное Церковное управление Сибири во главе с архиепископом Омским Сильверстом (Ольшевским).
Для борьбы с большевистскими бандами на территории Томской губернии, по благословению епископа Анатолия, было учреждено братство Святого Креста: "Братство Святого Креста учреждается для борьбы с большевизмом как в тылу, так и на фронте, для защиты веры и родины". Было решено создавать боевые дружины Святого Креста. Каждый член дружины принимал присягу перед Крестом и Евангелием. Для членов дружины был учрежден восьмиконечный крест, который надевался поверх одежды. 27 сентября 1919, в День Воздвижения Креста Господня, по благословению епископа Анатолия, в церквах Томской епархии перед Литургией служили панихиды "о всех погибших в борьбе с большевиками архипастырях, пастырях, вождях и воинов и прочих православных христианах". После этой Литургии и в последующие дни служили молебны о "даровании победы христолюбивому воинству", а на проповедях призывали записываться в члены Братства и дружины Святого Креста. Осенью 1919 началось отступление армии Колчака. Вместе с ней уходили и многие священнослужители. Вынужден был уехать и епископ Анатолий, известный своими призывами против большевиков.
Из Томской газеты "Красное Знамя": "...Епископ Анатолий (Каменский), отбывая эвакуацию в Иркутск, перевозил с собой святые мощи Святителя Иоанна, эвакуированные из Тобольска... "
6 декабря 1919 выехал из Томска, сопровождая святые мощи Иоанна Тобольского, эвакуированные из Тобольска и, ввиду наступления Красной армии, отправленные по железной дороге в Иркутск. 1 февраля 1920 доставил мощи в Вознесенский монастырь в Иркутске, и по распоряжению губревкома был сразу арестован, но вскоре освобожден. В июне 1920 был назначен патриархом Тихоном архиепископом Иркутским и Верхоленским. В мае 1922 вновь был арестован (Томская газета "Красное Знамя" от 15.05.1922 сообщила об "аресте епископа Иркутского и Верхоленского Анатолия"). Обвинен в «сотрудничестве с бандитизмом» и в июле приговорен Иркутским губревтрибуналом к расстрелу. В июле того же года был приговорен к расстрелу. По решению ВЦИК в 1923 смертный приговор заменили 10 годами лишения свободы. Находился в Иркутской тюрьме в одиночном заключении около двух лет. Затем выслан в Москву. В августе 1924 получил условно-досрочное освобождение. В октябре-декабре 1924 возглавлял Омскую епархию. Скончался в Омске 20 сентября 1925, погребен на Казачьем кладбище г. Омска; при сносе кладбища силами верующих останки владыки были перенесены на Старо-Северное кладбище.
Источн. и лит.:
Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.14-19,94-96; Православная энциклопедия, т. 2, с. 269-270
http://www.pravenc.ru/text/114988.html
http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe...X6t
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6972
http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/anatoly_kam.php
Пришлите нам ваши материалы
в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)