(1886-1929)
Священник Михайло-Архангельской церкви с. Туендат (Баюрово); Убит за веру в 1929 году
Родился в 1886 году в Томске в семье рабочего мордвина. Где-то еще в возрасте до 12 лет во время эпидемии тифа умерли его отец и мать. Мальчик воспитывался бабушкой и дедушкой. Окончил второклассную церковно-приходскую школу, затем Томскую духовную семинарию, стал священником, работал в приходах Томской губернии работал учителем церковно-приходской школы. 1 октября 1913 г. был рукоположен в сан диакона к Брюхановской церкви во имя Святой Живоначальной Троицы Кузнецкого уезда Томской губернии. Служил священником в селе Батурино Томского уезда, в 1924 г. он был священником Кетской церкви. В семье Никиты Казакова и его жены Марфы было 6 детей: Иван, Анна, Зоя, Михаил, Леонид и Валентина.
Отец Никита служил в местной Михайло-Архангельской церкви. Советские власти заставляли его отречься от Бога, но он отказался, за что и был застрелен 17 июня 1929 г. сотрудниками ОГПУ без ареста, следствия и суда прямо за селом. Мертвое тело его через некоторое время было найдено за рекой Чулым и захоронено на баюровском кладбище.
Об этом убийстве свидетельствует архивный документ, обнаруженный в ЦДНИ ТО. В нем говорится, что 14 июня 1929 г. Казаков был вызван в село Туендат к уполномоченному ОГПУ Зачулымского района Фомину. 17 июня 1929 г. в 15 часов дня Казаков вместе с Фоминым и инспектором социалистического воспитания Михаилом Бурматовым сел в лодку на речке Куендат. Фомин и Бурматов вернулись в село через час, но уже без священника. 26 июня крестьянин села Пышкино-Троицкого Алексей Скрябин нашел в старице реки Чулым труп мужчины. После его осмотра начальник Зачулымского Районного административного отдела Аузин определил, что это священник Никита Акимович Казаков. Опросив свидетелей, Аузин пришел к заключению, что убийство могли совершить Фомин и Бурматов, но исходя из того, что уполномоченный ОГПУ по Зачулымскому району Фомин «из Зачулымского района выбыл в неизвестно куда, а Бурматов находится в служебной командировке в г. Томске» постановил дело в отношении подозреваемых в убийстве самому не возбуждать, а собранные материалы передать народному следователю 5 участка Томского округа, а копию в Томское окружное отделение ГПУ. Судя по всему, на этом следствие и закончилось.
По воспоминаниям старожилов, работники ОГПУ заставляли Казакова отречься от Бога, причем прилюдно во время божественной литургии сказать прихожанам, что Бога нет, но он этого не сделал. Это и стало мотивом для его убийства. Как служитель религиозного культа Казаков и все члены его семьи были лишены избирательных прав и продолжали быть лишенцами и после его убийства. Жена отца Никиты Казакова Марфа подавала заявление о восстановлении в правах, но ей отказали. Но на специальном расширенном заседании Туендатского сельского совета от 12 октября 1929 г. было решено в восстановлении избирательных прав Казаковой отказать, в связи с необоснованностью ее просьбы и отсутствием лояльности к советской власти. Оставшись без средств к существованию, через некоторое время Марфа Ивановна была вынуждена уехать с детьми на свою родину – в Горный Алтай.
На фронте в годы Великой Отечественной войны воевали все три сына Никиты Акимовича – Михаил, Иван и Леонид. Сын Леонид, 1924 года рождения,15 сентября 1943 г. в боях за освобождение Смоленска от фашистов, командуя станковым пулеметом, лично уничтожил 30 немцев, был ранен, награжден медалью «За отвагу».
От отца Никиты Казакова осталось пятеро внуков, 9 правнуков и 8 праправнуков , проживают на Алтае и в Москве.
12 октября 2017 г. на кладбище д. Туендат, где было определено точное место захоронения Н. Казакова, был установлен поклонный крест о. Никите Казакову с табличкой следующего содержания: Памятный крест установлен в 2017 году на месте захоронения священника Михайло-Архангельской церкви села Туендат (Баюрово) НИКИТЫ АКИМОВИЧА КАЗАКОВА убитого за веру в период массовых репрессий сотрудниками карательных органов советской власти 17июня 1929 года
Автором проекта исследования судьбы священника Никиты Казакова, поиска его могилы и установки креста стал ученик 8-го класса Первомайской школы Владимир Мартыненко, ставший одним из победителей Всероссийского конкурса школьных работ «Человек в истории. ХХ век»
Источн.: Исследовательская работа В. Мартыненко.
Никита Акимович в молодости
Фотография похорон Матрены Григорьевны Мезенцевой, на которой справа изображен священник Никита Акимович Казаков.
Фрагмент коллективной фотографии
Клуб д. Туендат – бывшая Михайло-Архангельская церковь. Снимок 1951 г.
Постановление Начальника Зачулымского Районного административного отдела Аузина из дела Центра документации новейшей истории Томской области об убийстве священника Н.А. Казакова.
ЦДНИ ТО. Ф. 31. Оп. 1. Д. 89.
Заявление Марфы Ивановны Казаковой и ее детей о восстановлении в избирательных правах. 1929 г.
ГАТО. Р-802. Оп. 1. Д. 221. Л.5.
Выписка из протокола заседания членов Райизбиркома Асиновского Районного исполнительного комитета от 5 мая 1933 г. об оставлении в списках лишенных избирательных прав Казаковой Марфы Ивановны.
ГАТО. Р-802. Оп. 1. Д. 221.Л.2.
Выписка из протокола №14 расширенного заседания Туендатского сельского совета Зачулымского района от 12 октября 1929 г. об отказе в восстановлении в избирательных правах Марфы Ивановны Казаковой – жены священника Никиты Акимовича Казакова.
ГАТО. Р-802. Оп. 1. Д. 651. Л.9.
Документ с сайта «Подвиг народа» о награждении в 1943 г. медалью «За отвагу» сына Никиты Акимовича Казакова Леонида Никитича (Никитовича).
Фотография Марфы Ивановны Казаковой в пожилом возрасте из личного архива его правнука П.В. Филиппова. Снимок 1973 г.
Могила священника Н.А. Казакова, поклонный крест с фотографией и памятной табличкой.
Снимок 12.10.2017. Ю.А. Мартыненко.
Поклонный крест с фотографией и памятной табличкой. Снимки 12.10.2017. Ю.А. Мартыненко.
Пришлите нам ваши материалы
в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)