Мартьянов
Николай Евгеньевич

(1913 - 1983)

Геолог, преподаватель геолого-географического факультета Томского госуниверситета. Арестован в 1949 году, осужден на 25 лет лагерей. 

Николай Евгеньевич Мартьянов родился 9 августа 1913 в Томске, в семье студента медицинского факультета Томско­го университета Евгения Николаевича Мартьянова.   Его дед Николай Михайлович Мартьянов был широко и разносторонне образованным, интелли­гентным и высоко культурным человеком, человеком энциклопедических  знаний. В его лице счастливо сочетались археолог и этнограф, биолог и геолог, краевед и просветитель. Созданный его трудами Минусинский краеведчес­кий музей сейчас имеет мировую известность.

       В 1930 Н. Мартьянов окончил 8 классов  Минусинской школы № З, в январе месяце 1931 поступил на курсы коллекторов при Минусинской геолого- разведочной базе и окончил их в мае этого же года. С этого то времени стал работать коллектором в геолого­разведочных партиях базы. В октябре месяце 1934 поступил учиться на 4 курс рабфака Томского университета. Окончив его в 1935, Николай стал студентом физико-ма­тематического факультета Томского университета. Но через два года перевелся на геологическое отделение геолого- почвенно- географического факультета. С 1935 по 1940 Николай Мартьянов работал в театральной студии. Он оказался талантливым актером и много играл на сцене. В феврале 1941 Николая Мартьянова, тогда студента 5 курса, отчислили из университета "за невзнос платы за обучение".    В январе 1942, после тяжелых родов и заражения  крови, умерла его жена Тоня. Тяжело пережи­вал её смерть и рвался на  фронт, просил военкомат призвать его в армию, хотя, как геолог, имел бронь от призыва в неё.

      В сентябре месяце 1942 Н. Мартьянов был призван на военную служ­бу и отправлен  в Кемеровское пехотное училище.  Там, общаясь с двумя курсантами, имевшими высшее образование, часто беседовал на разные темы, обсуждая события дня. Однажды, возмущенный пьянством каких-то офицеров, Н.Е. Мартьянов сказал: "На фронте воины кровь проливают, а здесь офицеры водку выпивают...". После этого за ним стали следить. Однажды один из друзей Мартьянова стал возмущаться дороговизной продуктов и бедностью ассортимента, на что Николай Мартьянов, вступив в разговор, сказал, что это объясняется плохой работой колхозов и тем, что коллективизация крестьян вообще не оправдала себя.  Вскоре после этого разговора 9 марта 1943  за "крамольные" речи курсант Н. Мартьянов был арестован и отдан под суд Ревтрибунала  Новосибирского гар­низона по статье 43 УК РСФСР по обвинению  "о недопустимости разговоров, гра­ничащих с антисоветским оттенком".  Вопреки ожиданиям прокурора, Трибунал вынес Н. Мартьянову оправдательный приговор. Но этот приговор был опротестован прокурором, который  требовал более сурового наказания. После этого судебное дело в отношении курсанта  Н.Е. Мартьянова было отправлено в Новосибирск на новое рассмот­рение в суде, с иным составом. Н.Е. Мартьянова взяли под стражу и отправили в Новосибир­скую тюрьму. 30 июня 1943 состоялось повторное заседание Новоси­бирского Ревтрибунала. На нем Н.Е. Мартьянов обвинялся уже по статье 58-10. УК РСФСР, "3а антисоветскую агитацию". Но и на этот раз Ревтрибунал Новосибирского гарнизона вынес подсудимому, курсанту Кемеровского пехотного училища Мартьянову оправдательный приговор "За недоказанностью состава преступления". Его освободили из-под стражи, выпустили из тюрьмы и послали в военкомат Дзержинского района города Новосибирска  для отправки на фронт.  Однако четырехмесячное нахождение под следствием сказалось на его здоровье и по результатам медицинской комиссии Мартьянов  был признан больным,  решением  медицинской  комиссии военкомата Дзержинского района города Новосибирска получил отсрочку от военной службы до осени 1943. 

      В августе 1943 Николай Мартьянов вернулся в Томск. Там декан ГПГ факультета профессор В.А. Хахлов восстановил его в число своих студентов. Он продолжил свою учебу на геологи­ческом отделении. В июне 1944 года Н.М. Мартьянов отлично защитил свою дипломную работу, получив диплом и звание геолога с правом преподавания в высшей и средней школе. Выпускника-геолога Н. Мартьянова  оставили в ТГУ ассистентом кафедры общей и динамической геологии.  

        Еще со студенческих лет, видя некоторые отрицательные чер­ты советской действительности, он не молчал, как другие, а, со свойственной ему прямолинейностью, говорил об этом своим друзьям. Некоторые из них не только выслушивали его критические высказывания в адрес партии и правительства, но и сообща­ли об этом в НКВД, усиливали их и придавали им антисоветский оттенок. Так, обсуждая политику правительства в сельском хозяйстве Н.Е. Мартьянов говорил, что "раскулачивание крестьян в тридцатые года было жестоким и ошибочным", что "сплошная коллективизация - преждевременна, так как у крестьян еще не было со­циалистического сознания". В НКВД это передавалось как "критика политики партии и правительства по сельскому хозяйству". Н.Е. Мартьянов говорил "о необходимости допущения мелкой частной собственности в сельском хозяйстве". Передавалось - как агитация за реставрацию капитализма . Слова Николая Евгень­евича : "религию напрасно разрушили, т.к. она позволяет чело­веку иметь какие-то идеалы и держит в рамках определенных норм поведения "друзья" передали как агитацию за восстановление религии.  

         Арестовали  его 29 марта 1949, суд состоялся 11 июля 1949. Мартьянов признал себя виновным "частично" и просил о снисхождении т.к. имел двух мало­летних детей. Томский областной суд вынес решение о том, что обвинение Н.Е. Мартьянова по статье 58-10 УК РСФСР доказаны и вынес приговор-25 лет заключения в ИТЛ Воркуты с последующим пятилетним поражением  в правах и конфис­кацией имущества [i].  После суда и оглашения приговора Николая Евгеньевича и других заключенных повезли из Томска в Воркуту. Ехали они в холодных товарных вагонах без окон и без постелей. Спали на голом холодном полу. "Я от бессилия и обиды рыдал "- рассказывал он дочери Ольге. О том, что везли нас на север я определил, глядя в щели ва­гона на места, которые мы проезжали. Из Воркуты осужденного Н.Е. Мартьянова направили для отбы­тия наказания севернее, на угольную шахту Хальмер-Ю, с более су­ровым и сырым климатом. После своего освобождения он так рассказывал дочери Ольге об этом периоде жизни в лагере: "В лагере мы жили вместе с уголовными преступниками, невольно видя их жестокие нравы... Так однажды на глазах у всех нас они повесили одного по­жилого заключенного, интеллигентного человека, ученого. Он пожаловался начальнику лагеря на то, что его раздели, сняли хороший костюм". «В другой раз я проснулся от страшного крика и от того, что на меня спавшего на нижних нарах, капала кровь. Оказалось, уголов­ники зарезали своего товарища, проигранного в карты". Но среди заключенных было очень много хороших и честных людей - простых крестьян, рабочих, служащих, инженеров, людей искусства и учёных. С ними я общался и дружил.  Особо он вспоминал двух своих друзей в лагере - художника Радаева из Кишинёва и профессора -физика Язопа Ароновича Эйдус из Риги. Они не прекратили своей дружбы и после освобождения из ла­герей, общаясь и навещая друг друга.

        Его жена, Эмилия Леонидовна, актриса, после ареста мужа и его осуждения на 25 лет заключения в  ИТЛ, расторгла свой брак с ним. Она боя­лась, что являясь женой " врага народа", потеряет свою работу в театре. Н. Е. Мартьянов, узнав об этом в лагере, тяжело пережил этот развод с любимой женой. Через несколько лет она умерла, пос­ле тяжелой болезни. Дети, дочь и сын, жили в Минусинске у отца.

      Отбывая срок заключения в Коми АССР в Воркутинском угольном бассейне в пос. Хальмер-Ю. , сначала он был простым шахтёром, затем стал работать шахтным геологом, старшим геологом и началь­ником группы в комплексной экспедиции. Там готовили к сдаче в эксплуатацию новые шахтные поля. Для их обустройства нужны были строительный материалы,  Н.Е. Мартьянов открыл месторождение строительных песков, ранее привозимых издалека. За это он получил благодарность начальника лагеря. Работая увлеченно, разработал новую классификацию разрывных нарушений в шахте. И предложил новую схему тектонического строения  северно-восточной части Печорского каменноугольного бассейна. С 1954 Н.Е. Мартьянов стал заниматься и научной рабо­той.  Находясь в лагере, написал большую научную статью " Некото­рые соображения о происхождении структур земной коры". Известный учёный-геолог, профессор  Б. Личков написал на нее хороший отзыв и рекомендацию к её скорейшему опубликованию.  

     Освобожден из лагеря Н. Мартьянов  был 19 января 1956 в связи с сокращением срока заключения до 6 лет. После освобождения жил и работал в Минусинске и Красноярске, работал геологом и сотрудником Красноярского ин-та цветных металлов и Геологоуправления. Много работал над проблемой развития Земли как космического тела. В 1968 вышла его монография «Энергия Земли», над которой начал работать еще в заключении. Жил в Красноярске, в 1980 закончил работу над рукописью ещё одной монографии «Теория пульсации Земли», опубликованной его учениками уже после его кончины.

 Источн. и лит. : В.А. Ивания. Человек тяжелой судьбы геолог Н.Е. Мартьянов; Воспоминания О.Н. Мартьяновой // Архив музея.



[i] В издании «Репрессированные геологи» указывается, что Н.Е. Мартьянов был арестован и осужден «По красноярскому делу геологов», что не соответствует действительности.

Письма Николая Мартьянова

Декабрь 1951 г.

(Письмо сыну и дочери из лагеря)                   

Здравствуйте! Мои дорогие Шурик и Лелинька !

Поздравляю вас с новым годом! Будьте здоровы, мои малыши! Желаю вам весело провести праздник! Пускай у вас будет елка большая и нарядная!

Крепко вас целую!

Ваш папа.

 

 Я прошу тебя, славный дед мороз,

В путь дороженьку приотправиться.

Отнеси привет моей Родине,

Постучись в окно ты к моей семье!

С Новым годом их от меня поздравь,

И скажи ты им, что я жив здоров,

К жизни Севера приспособился…

Лишь тоска меня здесь замучила…

И подарочек сыну малому передай!

Скажи вспоминает пусть.

Вспоминает пусть своего отца

Своего отца одинокого…

Постучусь и я в то окошечко,

В то окошечко долгожданное

Когда час придет нам увидится… 

 

20 января 1971 г.

(Письмо сыну и дочери)

 

Дорогие Оля и Шура!

Когда я написал письмо Оле, Сашка заявил, что ответ я если и получу, то не ранее чем месяца через три… Я оспаривал такое недоверие к людям… И вот ответ пришел своевременно. Тогда Сашка заявил, что это писала не Ольга. Но и с этой позиции он был выбит через три дня пришло письмо и от Ольги. Таким образом было еще раз доказано, что в жизни нельзя пользоваться правилами для предугадывания - каждый случай содержит нечто свое непохожее на другие случаи… И эти индивидуальные черты уметь видеть так же хорошо как и черты общие.

   Я не собирался вам отвечать потому, что хотел принять ваше приглашение и приехать на 23 января в Черпаково, но…обстоятельства не пустили меня…

В жизни есть нечто антидиалектически неизменное, постоянное- это временные финансовые затруднения, которые не прекращаются от рождения до могилы. Когда всесильного президента Франции Клемансо, который пожаловался на недостаток полномочий, спросили да кто же еще может ограничить его власть? Он ответил- национальный банк! Рубли ставят предел всем нашим великим планам! Таким образом и моя поездка к вам откладывается до ближайшего просвета в финансовом мраке…

На днях я пережил большое событие - я получил письмо от академика А.Л. Яншина по поводу моей книжки « Энергия Земли». Таким образом был наконец нарушен заговор молчания , который уже два года хранят генералы науки по поводу этой работы. В своем письме академик согласился с одним из главных выводов книги о том, что физические свойства вещества (твердость, удельный вес, температура плавления и т.д.) изменяются на протяжении истории планеты. Однако главная часть этого обширного послания направлена на отрицание концепции пульсаций Земли. Таким образом впервые за 26 лет я получил возражения по существу. До сих пор мои работы отклонялись по принципу- « Этого не может быть потому, что не может быть никогда!»

  Таким образом возникла необходимость ответить академику по всем пунктам, тем более, что академик это уже не генерал, а маршал науки. Над ответом пришлось работать более недели. И теперь ясно, что раз уж академик сказал «А», то «Б» я его как-нибудь сказать заставлю! Говоря это свое  величественное «А», он, конечно, не предполагал в какое гиблое дело сунулся, ну что же, зато теперь это узнает! Свое письмо академик заканчивает утверждением, что не только он, но и ни один геолог Советского союза не в силах дать оценку физических идей моей книжки и что для этого нужен  физик. На это я ответил, что действительно один уважаемый профессор из Ленинграда написал мне, что он организует некий коллектив из геолога, физика и астронома для написания коллективного отзыва на мою книжку. Но… пишу я далее, а как же я то грешный её писал? Ведь в моем распоряжении не было не только физика и астронома, но и вообще мне никто никогда не давал на эту работу ни рубля денег, ни часу времени. И вся эта огромная работа была сделана целиком за мой собственный счет! Со всех  концов страны я получаю письма от единомышленников. Коллега из Ленинграда, которому уже 72 года, мне пишет: « Я был буквально потрясен широтой, глубиной и новаторством Вашей книги, которая охватывает гораздо более широкий круг вопросов чем её название…». Другой коллега оттуда же пишет: «  Ваша титаническая мысль увела Вас слишком далеко вперед и кроме того мы не привыкли к такой блистательной простоте и лаконичности, но книга Ваша прекрасна…». Коллега из Львова пишет, что это не гипотеза и не теория, а новое мировоззрение, которое должно быть трансформировано в новую научную школу.

  Таким образом ко мне постепенно приходит признание! Я оглядываюсь на историю этих идей и вижу поучительный путь творчества… Идея родилась в 1945 году, вместе с Сашкой…Сначала я думал, что в моих  руках все! Однако постепенно, по мере углубления в проблему пульсаций Земли, мне стало открываться КАК много нужно сделать, чтобы превратить идею пульсаций в подлинно научно доказанный факт… Какой подвиг нужно совершить, чтобы интуитивно найденное решение перевести на язык логики… Понимаете, дорогие, чувства превратить в мысль! В основе всякого творчества лежит чувство прекрасного. В частности, в основе научного творчества лежит ощущение гармонии мира. Истинный ученый воспринимает научное заблуждение как диссонанс, как клевету на природу!

  За разработку научной концепции ученый  платит гораздо дороже чем об этом думают. Переводя свои чувственно- найденные решения на язык логики, ученый притупляет само чувство прекрасного… Вот почему Чарльз Дарвин на склоне лет жаловался на утрату вкуса к стихам, на превращение себя в машину по перемалыванию фактов…

Но все это я понял только теперь, у финиша… А тогда, двадцать лет назад, я понял лишь одно- нет, не стремление к успеху двигает мной! Я приковал себя стальной цепью к бесконечной работе, для которой на многие годы, скорее всего на всю жизнь, я буду лишен не только успеха, но всякого признания - чинов, рангов, обеспеченности и пр.

И все это сделать я должен потому, что мне открылась истина, которую я не могу не передать людям!    

    Далее я пережил …страх! Когда я выяснил, что для объяснения геологических фактов Земля должна изменять свой радиус на 1000 км., мне стало страшно! Ведь это же безумие! Значит я в чем-то заблудился, значит я не способен чувствовать истину, значит я напрасно потратил годы и годы жизни… И тут мне на помощь пришел мой великий тезка-Николай Коперник! Я подумал, а каково было ему утверждать, что земля вращается вокруг Солнца, когда все люди всегда видят своими глазами обратное- как Солнце ходит вокруг Земли. Сколько мужества нужно было ему?!! Я вспомнил об этом и преодолел свой страх. Теперь я твердо знаю- да, Земля изменяет свой радиус на 1/6 часть, но тогда это было нелегко, ох как нелегко…
   И вот приходит признание… Судя по мировому опыту науки это вообще говоря, означает, что пора умирать, но главное еще не сделано… Ведь « Энергия Земли» это всего лишь фрагмент…Вот уж после « Пульсаций Земли» можно и на покой…

   Какой же вывод вы должны для себя сделать из этой истории? Главный из них должен быть такой- не ищите в искусстве  ничего для себя лично! Ничтожные личные интересы не должны примешиваться и влиять на то огромное вечное, что мы называем творчеством. Ведь еще древние говорили : « каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит то ради чего он хлопочет».

  Вы скажите, а все ли, кого называют ученым были таковы?  Увы…нет! Почетное и прибыльное звание ученого привлекало в науку тучи всякой пакости. Отец кибернетики Норберт Виннер, для очистки науки предложил в каждом НИИ ежегодно , по жребию сжигать по одному «ученому». Когда ему возразили, что жребий может упасть на настоящего ученого, от ответил, что их настолько мало, что вероятность такого совпадения равна нулю.

   Лелька пишет, что не помнит чтобы говорила « Мне плохо без тебя!» и она действительно так не говорила! Она сказала: « Мне здесь не плохо…»Но разве от этого что-нибудь меняется в смысле этой фразы, когда она произносится в ответ на предложение поехать со мной?

   Из моих внуков я пока видел лишь старшего. Все толкуют о его сходстве с Сашкой и со мной, но я гораздо острее чувствую его сходство с Юрием Владимировичем. Я согласен, что Шурке нужно жить отдельно, но… В последней ссоре я не на его стороне- ибо причиной всего Шуркино пьянство… А причина пьянства – это бесцельная, бессмысленная жизнь… Я предложил ему поехать вместе к вам, но он предпочел поехать в Томск и уехал туда вчера. После его возвращения придется с ним поговорить всерьез…

   Томка нынче летом блестяще заканчивает мединститут и потому есть основания ждать, что её оставят в ординатуре.

   Наташка лодырь царя небесного, точно такой ,каким был и я в её возрасте. Только характер у неё похоже и потяжелее… Что же касается «творческого потенциала», то он еще ни в чем не проявился… Также как это было и у меня в этом возрасте. Музыка (пианино) ей дается легко. У неё блестящие способности к фортепианной технике . Но …как раз в этой области необходим каторжный труд, к которому у ней ни малейшего стремления. Как жаль, что она не переняла от матери трудолюбия…

  Дорогой Шура! Меня очень по хорошему тронуло твое письмо, до краев наполненное доверием! Ты не ошибся, я его действительно достоин и мне действительно есть что тебе сказать о творчестве… Но, дорогой мой юноша, далеко не со всем, что ты пишешь, я могу согласится. Вот ты пишешь : « Вот мы, Леля и я, можем неделю не взяться за кисть…». Ты это написал в оправдание МОЕГО тезиса  об абсурдности понятия « железная воля», « трудовой подвиг» и пр. И это твое высказывание вдруг приоткрыло мне завесу, разделяющую поколения…. Я вспомнил, что ты отец моего внука, в те годы, когда лучшие из нашего народа  подчинялись « железной воле» находились и гибли за железной проволокой, ты, также как и моя Лелька был всего лишь очаровательным несмышленышем и потому, в сущности, ничего не знаешь об этой «железной эпохе». Моя ненависть к « железной воле», мое стремление определить творчество от неё – всецело определяется тем, что я жил именно в эту страшную эпоху, когда воля почиталась высшим проявлением человека… Как антитезу ей я и высказал мысль о том, что подлинная сила человека заключается не в том, что он может сделать, а в том, чего он не может  не сделать!

  Но, дорогой мой, это « чего человек не может не сделать»- всецело, на все 100 % слагается из ТРУДА!. Сизифофа, скучного, будничного…То, что я подвергаю сомнению- это мотивы ,причины, которые заставляют человека трудиться как каторжника. Вот я, человек по натуре склонный к безделию, с удовольствием проделал именно каторжный труж… Как ? Почему? Разве это не чудо?!! Во всяком случае, никто никакой палкой не мог бы заставить меня сделать эту работу, которую я фактически сделал… Хорошо помню такой момент- я читаю ( и притом с великим интересом) мудреную и в сущности скучнейшую статью и … вдруг представляю себя лет за десять до этого… Я думаю, а что если бы тогда мне сказали, что я с увлечением буду читать такое- поверил бы я? Какая чушь – да я бы в глаза наплевал такому провидцу… и тем не менее я делал- понимаешь, Шура, ДЕЛАЛ! Вот оно чудо- делать, работать! Понимаешь , Шура, самое ГЛАВНОЕ в жизни именно труд! Сколь не тривиальна эта мысль мы от неё никуда не уйдем… Все прекрасное, что создал человек- это плоды его трудов. А вот один из умнейших людей – Фридрих Энгельс показал нам, что и САМ человек - такой, каким мы его знаем - это тоже результат его трудов!

   С искусством я соприкоснулся главным образом в области музыки и только её я способен чувствовать… Но, разумеется, я не мог не думать о других областях искусства… Когда моя дочь решила стать художником я стал вспоминать все, что касается живописи… Да, я касался и этого искусства, за всю свою жизнь я лишь один раз взялся за кисть, сделал акварельный натюрморт, который как это ни странно цел и находится сейчас у меня, а между тем я его делал 42 года тому назад… И именно этот опыт соприкосновения с искусством имел совершенно исключительное значение в моей жизни…

 Тогда, в свои 16 лет, я непоколебимо верил , что я могу все! Я поставил графин и серебряный сливочник и стал их писать акварелью на фанере… Наивнейшим образом полагая, что если я изображу блики, то эта натура заживет… Но она не зажила…  Блики я изобразил, а графин не получился. Хорошо помню, как будто это было вчера, свое недоумение и стремление понять в чем же , черт возьми, разница между натурой и тем, что я намалевал? И вдруг я увидел эту разницу. Графин имел слабый белесый налет… Я нанес этот налет и стекло на фанере ожило… Потребовались десятки лет жизни, чтобы я понял, что вся эта история непоколебимо точно свидетельствует о моей неспособности к живописи, что она со всей ясностью показала моё призвание понимать, формулировать, а не чувствовать… Но тогда я пришел к определению самого понятия таланта. Я понял главное талант- это способность сосредоточить все силы души на одном. Но коль скоро я это качество проявил, значит я обладаю им, этим я талантлив!.

  Недавно один человек в разговоре, как само собой разумеющееся, назвал меня гениальным и это не произвело на меня большого впечатления- ибо я давно знаю, что суть не в том КАК тебя назовут, а в том, ЧТО ты сделал! Все ли ты сделал, что смог? Вот в чем суть!

  Но тогда, в 16 лет, это « открытие» имело огромное значение… Оно дало те силы веры в себя, которые столь необходимы… Труд, Саша, это альфа и омега творчества. В искусстве труд это то, что мы называем мастерство! А без него человек нем!

  Мой ближайший товарищ Г.Д. Суворов, недавно написал, что он не возражает против паровозного гудка в симфонии о любви  и смерти, если этот гудок будет звучать так, как его слышала Анна Каренина  перед своей смертью… Я согласен с ним, но я подумал о том, что почему определенное сочетание звуков может столь точно выразить чувство, а сочетание красок… разве не может?!! Может !!! 

   Думаю, что будущее живописи именно в этом - никаких сюжетов, сочетание тонов.. Но кто же сможет сделать этот шаг вперед ? Да тот, кто в совершенстве овладеет тем, что сделано до него! Кто сможет в совершенстве изобразить обычным способом любую натуру… То есть тот, кто проделал каторжный труд овладения мастерством… Шаг вперед может сделать лишь тот, кто отшагал до этого шага! И потому прав был не ты, а твои преподаватели, которые требовали от тебя СИСТЕМАТИЧЕСКОГО труда! Человек творческого труда, искатель нового, неведомого - избрав этот удел уже обрек себя на одиночество! Если человек творчества не чувствует себя одиноким, это и значит, что он никуда не ушел, что он топчется на месте… Я этого одиночества нахлебался досыта и лучшим доказательством его является это непомерно разросшееся письмо…

Целую вас. Ваш отец.

P.S. Больше я вам писать не буду до тех пор пока не получу ваш ответ на мой вопрос в предыдущем письме.

   

Красноярск, 4 декабря 1976 г.

 (дочери Ольге)

Дорогая моя Оленька!

Твое письмо (от 29 ноября) получил уже дня три тому назад... Но почему же не ответил своевременно? У меня были дела, так мог бы я тебе ответить, но моя дорогая, зачем же я буду тебе врать?! Дела действительно были, например, вчера я читал лекцию студентам института Цветных металлов... Но разве только это могло мне помешать тебе ответить? Нет, конечно нет. В твоем письме содержится просьба тебе помочь, а смогу ли я это сделать? Хватит ли у меня сил для этого? Думаю, что не хватит... Что ты, единственная моя кровинка, не поймёшь меня. А что, собственно говоря, необходимо понимать ? Попробую тебе объяснять. Человеку, который всю жизнь занимается историей своей планеты, что такое человеческие страсти? Так, чепуха!.. Но куда же он денется от них? Да вот, никуда… Человек уже начал понимать, что само человечество есть лишь деталь в миллиардолетней истории Земли. Что все его затеи это всего лишь маленькая деталь, ибо когда мы сравниваем историю Земли с историей человечества, то получается, что первое занимает 5 миллиардов лет, а второе всего лишь 1,5 - 3 миллиона лет! Все это всего лишь копошащиеся на Земле мошки!  Ну куда же деться познающему человеку? Вот что  я  постоянно переживаю. Постоянно чувствую, постоянно... Впрочем, это уже и не важно. Понимаешь, милая Оленька, я расплачиваюсь за взгляд в бездну времени... 

   Но плюнем на бездну... Давай посмотрим на наши человеческие дела. Томка мне совершенно определённо сказала: " Особь, которая может производить себе подобных, выше той особи которая на это не способна. Что же, наверно это правильно. Но ведь это всего лишь обращение мошки к мошке... Надеюсь, что теперь ты понимаешь, что же это такое взгляд в бездну времени? Для любого человека важно ощущать свою значительность,а в самом деле...  Словом, прости меня, я постарался сложить на твои хрупкие плечи тяжесть непомерную, которая меня давит... Мы хотим  в с ё  знать. А зачем ?! Неужели для того, чтобы понять своё собственное убожество!  И всё же, и всё же это мошковитое человечество что-то понимает... Например, оно в лице твоего отца, поняло необычайную подвижность Земли, хотя сама эта подвижность, даже в самых своих кратких проявлениях, совершенно недоступна человечеству, ибо, по моим расчётам, эти самые краткие этапы составляют 1250 лет. Ну, можно ли не восхищаться таким про­никновением в тайны природы!  И снова понимание своего убожества, ты существуешь всего- то одну тысячную долю времени бытия своей планеты. Ты хочешь сказать что-то о её существовании... Да, понимаешь, да! Могу что-то сказать! Хотя и не могу пронаблюдать. И вот в этом то моем увере­нии, что я могу нечто понять и заключается самое главное, как я думаю, моё уверение в способности всё понять. Понимаешь, Оленька именно в этом и заключён смысл всех наших усилий. Преемственность поколений. Вот в чём смысл нашего существования. Включись в него Оля...  Включись в эту главную дорогу, и ты будешь чувствовать себя хорошо. Это то мы уже знаем. Я чувствую, что ты уже входишь в эту преемственность поколений... Ведь познание, как я неоднократно говорил, есть двойст­венный процесс. С одной стороны познание  объекта, окружающего нас мира, оно осуществляется с помощью логики, такое познание мы называем  наукой. И познание субъекта, познающего человека, оно осуществляется чувствами, такое познание мы называем  искусством.

Так вот Оленька, берись за дело, берись за осуществление дела, то есть, за осуществление главного, что необходимо человеку - сознание участия в преемственности поколений. . .Ты спрашиваешь, писать ли тебе картину, которую ты давно задумала? Я бы сказал, что не стоит лишь потому, что если   есть сомнения, значит что-то недоработано. . . Писать следует лишь в том случае когда ты  не можешь не писать.

Целую тебя, твой отец.

 

Красноярск, 14 августа 1977 г.

(дочери Ольге)

Дорогая Оля!

11 августа получил твоё письмо от 9 августа 1977 года. Спасибо, что не забываешь, особенно спасибо за фотографию Сашки, Я ездил на 100-летие Музея, да я был на этом торжестве, где нашего деда называли " Великий Мартьянов". Да, я сидел в президиуме... И вспоминал, как лет тридцать тому назад ничего не сделали по поводу 100-летия этого самого деда... Но это уже политика, которой дед никогда не занимался...

   Но а что же не проходит, что же остаётся и даже несомненно растёт. А ведь, несомненно, есть и такое. Думаю, что это любовь деда к людям - действенная любовь, на какую мало кто способен. Та любовь, какая может заставить человека делать, понимаешь, изо дня в день, делать желать, чего не понимали никто из ближайшего окружения... И вот зна­чение  именно этого факта и приобретает всё большее и большее значение... Интересно, что дед не только не стремился выпя­чивать значение свое личности, но всячески, во всех случаях стремился принизить это значение... Так было лучше для того дела, которому служил дед. И именно вот это  неуклонное соблюдение справедливости и   является величайшим чудом.

Справедливость, понимаешь ли   ты  все значение это­го факта ?! Объективная   действующая справедливость! Независимо от всяческих внешних обстоятельств! Ведь это же значит   Бог! Только так и можно объяснить это! А ведь я уже давно понял, что справедливость это и есть Бог!  И вот, казалось бы, имея  такой пример, чего бы, казалось, не понять?  Но вот такова сила давления привычек и традиций, такова сила веры в непогрешимость  собственного разума, что не смеем отречься от того, от чего давно следует отречься…Впрочем, попробуем разобраться как же быть?  (Если) ты хочешь прикоснуться к вечности, тогда ты должен любить людей достаточно, чтобы всю жизнь для них работать, без сожаления принося в жертву свои собственные интересы. Ведь вот чему нас учит пример деда! Ну а далее хватит ли сил вытянуть такой образ жизни?! Если хватит, то всё ясно, ну а если не хватит? То, вполне понимая всё свое убожество, не задирай нос! По-видимому, только так! Дорогая Оленька, тебе ведь тоже 30 лет и ты должна понимать, что к чему... Вам работникам искусства особенно необходимо это понимать. Что не выше ваше положение, то и более к вам требования! Пиши, возражай! Я с удовольствием тебе отвечу...

    Посылаю тебе введение к моей работе, на сей раз с просьбой: я не знаю когда и как  будет издана моя книга, но, судя по всему, не скоро очень не скоро... Так вот о чём я тебя прошу - обязательно включи эту штуку в начало книги!

 

28 августа 1977 г.

Филатову Александру Николаевичу

(…) А нас учат, что мир состоит только из материи, а духовное есть функция материального. Но вот Ф. Энгельс пишет: « Взаимодействие исключает всякое абсолютно первичное и абсолютно вторичное, но вместе с тем оно есть такой двусторонний процесс, который по своей природе может рассматриваться с двух различных точек зрения: чтобы его понять как целое, его даже необходимо исследовать в отдельности- сперва с одной, затем с другой точки зрения, прежде чем можно будет подитожить совокупный результат» ( Диалектика природы. 1848 г. стр.131).

  Что же это значит? На общечеловеческом языке это значит: всякое  взаимодействие предполагает, что функция и аргумент меняются местами, что никогда функция или аргумент не могут  оставаться на своих местах. Но, а как же быть с отношением мышления и бытия. Ведь В.И. Ленин прямо пишет, что всю философию можно по этому признаку разделить на две неравные части. Одни философы полагают, что бытие первично, а сознание вторично и таких мы называем материалистами. Другие же говорят, что сознание первично, а бытие вторично и таких мы называем идеалистами. Выходит, что Энгельс , когда утверждал переменность местами функции и аргумента был диалектиком больше чем материалистом. Что вообще никакой монизм ( философия -  принимающая за основу что-то одно) не совместима с диалектикой.  И действительно, анализ этого вопроса привел меня к заключению, что все большие ученые были по своей философии дуалистами. Итак , я – дуалист, то есть признаю в равной степени и материальное и духовное начало в человеке, как абсолютно  равноправные, где ничто не первично и не вторично.

  Материальное начало- подчиняется всем законам материального мира. Проявляется во внутреннем мире человека в форме аффектов (страстей). Борух Спиноза был первым, кто снял проклятие со страстей и признал, что страсти тоже нужны. Они совершают работу.

Нематериальный мир стремится к бытию вне времени и пространства. Этого он достигает в меру знания. Проявляется во внутреннем мире человека в форме чувства прекрасного. Развитие личности осуществляется через акты победы нематериального над материальным, то есть через труд. Значит человек и все что им создано прекрасного есть плоды порабощения страстей. Отсюда и вся коротенькая история человеческого общества выглядит по-новому. Первоначально, когда люди еще не заботились друг о друге, те люди, у которых имелся дефект духовного- просто погибали. Затем они начали заботиться друг о друге, брать под защиту индивидуалов с дефектом духовного. Но делать это они стали за право восполнять этот дефект- так возникло принуждение. Сначала - это просто рабство. Затем – феодализм, затем – капитализм. Люди не равны! Тот, кто сильнее, восполняет дефект духовного тех, кто слабее, а смысл этой деятельности один- преодолеть материальную субстанцию. Зачем ? Да в этом – то и смысл нашего существования. Только при этом необходимо отбросить дурацкие разговоры об «науке для науки», и « искусства для искусства». Познание- в меру которого человек может существовать вне времени и пространства распадается на науку и искусство.

Наука- познание объекта (окружающего нас мира) с помощью логики. Искусство – познание субъекта (внутреннего мира человека) с помощью чувств. Но необходимо сразу оговорится, что ни чистой науки, ни чистого искусства нет. Как нет и чистой мысли (без чувства) и чистого чувства (без мысли). Человек мыслит уже с участием чувств.

   Но величайшим чудом является то, что человек может быть счастливым только при соблюдении моральных законов. Эти законы всем известны. Но вот кроме всех известных библейских законов (десяти заповедей) никто ничего придумать не смог. Библейские заповеди нам преподносились как Божье слово, а нынче законы коммунистической  морали даются, как человеческое слово. Но тут встает законный вопрос: может ли один человек придумать что-то такое, чего не мог бы нарушить другой? Нет, определенно не может. Человек стремится к радости. Но именно радости то он никогда и не получит, минуя законы морали! Именно это и следует разъяснять людям! Именно в этом я вижу роль работников искусства. Еще Эмануил Кант писал: « Я не перестаю поражаться глядя на звездное небо надо мной и нравственный закон во мне!» Он назвал этот закон «категорическим императивом» (непреложным законом). Но вот теперь, когда прошли века, мы можем убедиться, что он действует…

  Человек может добиться всего минуя законы морали, но радости он кривым путем никогда не добьется. И еще эти законы никто и никогда не придумывал. Их в лучшем случае люди открыли, как объективно действующие. Но как бы люди не обнаружили их- ясно, что это выражение воли Бога.

   В своей работе «Материализм и империокритицизм» Ленин пишет о том, что к абсолютному знанию человечество будет приближаться безгранично. Вероятно, он полагал, что в данном случае он высказал нечто новое, но это совсем не так. Ибо что такое абсолютное знание? Это знание всего, в том числе и всего прошлого, и всего будущего, то есть это всемогущество! Но уже с древнейших времен люди поняли, что человек стремится к Богу.

   Ну вот придумали десять заповедей коммунистической морали. Во первых, эти заповеди ничем не отличаются от общеизвестных библейских заповедей. Во вторых, библейские заповеди, как данные Богом, невозможно нарушить в тайне от людей. А эти заповеди? Ведь еще А. Герцен писал по их поводу: «Это господа, старо. Бога нет, а заповеди остались!» Они же ни на чем не базируются! Они же висят в воздухе! Вот тут- то и вылазит главный минус материализма-невозможность создать моральное учение. Категорический императив, конечно, действует, но когда люди думают, что все это придумали люди, то т значения это никакого не имеет и стремятся делать так, как им представляется наивыгоднейшим образом для себя…  

  Нужно всеми средствами убедить людей, что это все не так, что счастье достижимо только прямым путем, при соблюдении всех моральных законов.

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)