(1897-1971)
Редактор издательства «Факел» в Томске в 1917-1919 годы. Привлекался по делу «сибирской реакционной прессы» в Томске в апреле 1921 года, был приговорен к заключению в домпринрабе на 5 лет. Впоследствии фотожурналист журнала «Огонек» и др. центральных советских изданий, активный популяризатор фотографических знаний в СССР.
Родился в 1897 в Санкт-Петербурге в семье инженера путей сообщения Императора Александра I, в 1889 переведенного служить во Владивосток, а затем в Томск и ставшего с 1906 и. д. профессора Томского технологического института. Мать Виктора- Надежда Ивановна Микулина (Иванова) окончив Санкт-Петербургские Высшие женские (бестужевские) курсы с дипломом врача и являлась до 1910-х гг. едва ли не единственной в Томске женщиной-врачом. В 1910 она выступила одной из учредительниц Сибирских женских курсов в Томске.
Виктор учился в Томском реальном училище. К издательским опытам пришел через свое увлечение спортом и спортивной журналистикой. Прибыв в Петроград, был зачислен в Психоневрологический институт- наиболее оппозиционный царскому режиму и революционности вуз столицы. Здесь принял деятельное участие в издании журнала «Путь студенчеств», который выходил целый год и стал заметным явлением среди молодежной прессы. Издательской частью заведовал, как руководитель издательства «Факел» Микулин, секретарем редакции стал томич М.Б. Барахович. Свою трудовую деятельность начал с сотрудничества в иллюстрированных журналах "Солнце России" и "Огонек" в 1915 году как фотограф, позднее, после революции становится специальным фотокорреспондентом "Огонька" по Сибири, заведующим фоточастью журнала.
С приходом большевиков к власти в Томске в декабре 1917 В.П. Микулин и М.Б. Барахович, оказавшиеся в родном Томске стали в резкую оппозицию в ним и развернули в печати открытую борьбу против большевиков как узурпаторов власти. Выпустили первый номер литографированного сатирического журнала «Апельсин», почти целиком посвященного жестокому осмеянию большевизма. Рассказы, заметки, шутки, стихи и карикатуры журнала обрушивали на «пролетарскую диктатуру» каскад студенческого остроумия. Журнал большевиками был закрыт «навсегда». Но на смену «Апельсину» пришел сатирический журнал «Мандарин», который также был закрыт и изъят из продажи. Не найдя издателя, редактора и авторов, большевики арестовали кассиршу в киоске «Факела», а затем одного из продавцов журнала, которого избили.
30 мая 1918 первая власть большевиков в Томске пала. Микулин, который вполне ассоциировал себя с Белый движением, считал себя его идейным авангардом, продолжил борьбу с большевиками, работая в новой газете Томска «Сегодня». Эта газета, несмотря на ее частный характер и некоторый налет бульварной «желтизны», вполне вписывалась в структуру пропагандистского аппарата Белой Сибири, что вовсе не гарантировало ей и её издателям безмятежного существования.
В начале сентября 1919 г. Микулин по повестке был мобилизован в Белую армию А.В. Колчака, но прибывал в тылу по причине болезни и продолжал заниматься редакторской работой. Гражданская война заставила его более уважительно относиться к грозным противникам- большевикам. В номере газеты «Родина» за 27 октября, посвященном двухлетию большевистской революции, им было опубликовано два портрета. Один из них – адмирала Колчака – был совершенно обычным для белогвардейского издания, то другой- В.И. Ленина – противоречил всем установкам омской пропаганды.
При отступлении Белой армии Барахович оказался в Боготоле, вернулся в родной Томск, где вскоре был арестован и расстрелян решением уездной ЧК. Микулин же из Иркутска сделал попытку под чужой фамилией пробраться в Монголию, но был арестован, в иркутской тюрьме опознан кем-то из знакомых томичей, возможно самим Каруцким. 20 января 1921 г. военный следователь Воентрибунала 5-й армии и Военно-Сибирского военного округа В.А. Каруцкий выписал Микулину обвинение по восьми пунктам: издание и редактирование контрреволюционных газет; хранение незарегистрированного огнестрельного оружия; уклонение от регистрации как бывшего белоармейца; побег из-под стражи; подделка и пользование подложными документами; попытка бежать из пределов РСФСР в Монголию; антисоветская агитация во время следования туда; укрывательство под чужой фамилией во время сидения в Иркутской тюрьме. Заключает свое постановление следующими словами: «Принимая во внимание, с одной стороны, что вся контрреволюционная деятельность Микулина как представителя желтой антисоветской прессы происходила в Томске, что дело его связано с делом всех работников антисоветской печати, находящемся в производстве Томского губревтрибунала, а с другой стороны, неоднократные запросы Томского трибунала и Чека о высылке дела Микулина в Томск и неполучение от последних обвинительных материалов» постановил дело Микулина передать для рассмотрения и суда в Томгубревтрибунал.
Процесс по делу «сибирской реакционной прессы», проходивший в помещении томского гарнизонного куба, начался 24 и закончился 30 апреля 1921 г. Перед трибуналом предстали пятеро активных сотрудников томской печати в период 1918-1919 гг.- профессора И.И. Аносов и Б.П. Иванов, присяжный поверенный М.Р. Бейлин, журналисты М.А. Хозин и В.П. Микулин. В основном речь шла о газете «Сибирская жизнь», в которой публиковалось большинство обвиняемых. Умелая защита адвоката Микулина принесла свои результаты. Но дело было не только в этом. По сравнению с первыми месяцами «военного коммунизма» в Сибири, когда получили свой расстрельный приговор М.Б. Барахович и А.В. Адрианов, текущая политическая ситуация значительно изменилась. В стране был объявлен НЭП, начала развиваться общественная жизнь. Судьбу «буржуазных» газетчиков теперь вершили не озлобленные следователи начала 1920 года, а видные большевики, знакомые как с работой прессы, так и партийными установками. Одним из двух обвинителей на процессе «сибирской реакционной прессы» был старый большевик-подпольщик, опытный работник большевистской печали К.М. Молотов. Его взвешенная речь с разумно расставленными акцентами, по-видимому, оказала решающее влияние на членов трибунала, вынесших всем обвиняемым сравнительно мягкие приговоры: двое подсудимых были приговорены к условным наказаниям и освобождены из-под стражи, двое получили расстрел с заменой по амнистии на 4 года заключения в «домпринрабе» (доме принудительных работ, т.е. тюрьме). Микулин был приговорен к заключению в домпринрабе на 5 лет, но с применением амнистии срок заключения был сокращен до 3-х лет без права применения амнистии в дальнейшем». Поскольку к моменту своего приговора уже находился полтора года в тюрьме в ожидании процесса, его дальнейший срок пребывания за решеткой сокращался до полутора лет.
Из тюрьмы Микулин вышел осенью 1923 года уже совсем в другую «неповскую» жизнь, полную головокружительных возможностей для созидания и творчества. Переехав в Москву, встретился со своим бывшим партнером по журналу «Путь студенчества», ставшим уже достаточно известным советским журналистом, членом ВКП(б) Михаилом Кольцовым (Фридманом) и стал его одним из главных партнеров по изданию журнала «Огонек», специальным фотокорреспондентом журнала и заведующим фото-частью журнала. По настоянию, и с помощью главного редактора Михаила Кольцова Микулин написал свои первые шесть очерков по фотографии в 1925 году. Продолжение очерков "Как фотографировать для журналов и газет" появилось в новом, только что организованном журнале "Советское фото" 1926 году, в котором Микулин был на должности заместителя главного редактора. Отмечен почетным отзывом II степени на выставке Советской фотографии за 10 лет, проходившей в Москве марте-апреле 1928 году. Написал более 25 книг и брошюр по фотографии. Под редакцией Микулина в конце 1920-х начале 1930-х выпускались фотоальманахи и календари справочники для фотографа. Виктором Петровичем был смонтирован журнал "СССР на стройке" № 10-11 1930 г. 7 ноября 1935 г. Микулин неожиданно уходит из «Огонька» по собственному желанию. Уйдя из редакции, над которой уже завис дамоклов меч репрессий (а аресты некоторых сотрудников начались в «Огоньке» в том е 1935 г.), Виктор Петрович, возможно, спас себя. В 1936-37 гг. страх и подозрительность уже вовсю висели в воздухе редакционных коридоров. Ночью 12 декабря 1938 г. в своем редакционном кабинете был арестован член редколлегии «Правда», депутат Верховного Совета СССР, давний товарищ Микулина М.Е. Кольцов. В 1939 г. он был расстрелян.
В 1940-1960-е гг. расцвела другая ветвь творчества В.П. Микулина. Массовыми тиражами стали издаваться его книги, адресованные многочисленной армии советских фотолюбителей. Некоторые свои книг, появившиеся ещё до войны, Микулин постоянно совершенствовал, дополнял и переиздавал с интервалом два, три, пять лет. Самым известным его пособием для фотолюбителей, на советах которого буквально выросли миллионы владельцев «фэдов», «леек» и «зенитов» стала книга «25 уроков фотографии». В 1956 г. «25 уроков» вышли тиражом 350 тыс. кз., в следующем 1957 г. – 500 тыс., в 1958 г. – 750 тыс., в 1960 – 1млн 150 тыс., в 1963 г. – 1 млн.400 тыс. экз. Советские библиографы подсчитали, что эта книга В.П. Микулина к 1970 -м гг. стала самым распространенным в мире руководством по фотографии. Всего Микулин опубликовал за свою жизнь 47 изданий массовой фотолитературы общим тиражом 4 млн. экз.
Умер В.П. Микулин в Москве тихо и незаметно в январе 1971 г., так ярко начинавший свою биографию в мире российской книги в далеком сибирском городе Томске.
Источн.: А.Л. Посадсков. Издательство «Факел» и его сотрудники: страница из истории российской печати ХХ века. Ноновисибирск,2013.
Х.В.
В.П. Микулин
Пришлите нам ваши материалы
в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)