Пальмин
Владимир Яковлевич

(1879-1930)

Священник РПЦ в селе Старая Белокуриха Бийского округа Алтайского края; Расстрелян в 1930 году с группой односельчан, семья выслана на север

Родился в 1879 в семье диакона Енисейской епархии Иакова Алексеевича Пальминова (1850-1.10.1891 Красноярск). В 1900 закончил Томскую духовную семинарию по 2-му разряду. С 1900(?) по 1908 работал в 2х-классной школе учителем русского и славянского языков; В 1900 -   1903 – учителем церковно-приходской школы в селе Арейское Красноярского уезда Енисейскойгуб.,  затем переведен учителем Кочергинской 2-х классной церк.-прих. школы в Минусинском уезде. На конец 1908 был учителем церковно-приходской школы в селе Верх-Ануйское Бийского уезда.   

12 октября 1908 епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) рукоположен в сан священника и направлен служить в село Айское Бийского уезда настоятелем Покровской церкви. Впоследствии служил священником в селе Тюльковское Ачинского уезда, в селе Смоленское Бийского округа, на 1930 - настоятелем Покровской церкви в селе Старая Белокуриха Бийского округа Алтайского края. За ревностную службу в 1912 был награжден ко дню Святой Пасхи правом ношения набедренника. На 1930 год проживал в селе Старая Белокуриха с женой Лидией, 50 лет; дочерью Анной, 17 лет; дочерью Елизаветой, 15 лет; сыном Михаилом, 13 лет; дочерью Ольгой, 10 лет. Отдельно проживали 2 старших сына: Иннокентий и Николай.  

С установлением советской власти вместе с членами семьи попал в разряд лишенцев. В 1920 подвергался аресту за «антисоветскую пропаганду», но тогда был освобожден без суда. Вторично арестован ОГПУ 11 февраля 1930 вместе с группой односельчан.

Из Обвинительного заключения по следственному делу №494 Бийского Окротдела ОГПУ от 25.02.1930 по обвинению граждан с. Старой Белокурихи Алтайского района (25 человек) по 58-11 ст. УК РСФСР:

«Из числа указанной группы обвиняемые представители религиозного культа с. Ст. Белокурихи, священник Пальмин (Владимир Яковлевич), бывший монах Резанов (Филипп Иванович), регент Губа (Филипп Ильич) и церковный староста Казанин (Семен Никитич) будучи скрыто враждебно-настроенные по отношению к существующему порядку, начали проявлять более активную свою антисоветскую деятельность с 1920 г., в связи с проводимыми разного рода хозяственно-политическими кампаниями на селе, в особенности – коллективизации… Основную свою работу, указанная группа проводила в церкви, во время богослужений, где обычно присутствовали все перечисленные лица и где во время подхода к кресту, священник Пальмин и монах Резанов, обращаясь к народу, заявляли «что нужно твердо держаться за веру, тут-же делая запись». 9.02.1930г. там-же в церкви вечером, во главе с Пальминым, Резановым и Казанин Семеном проводилось без огня какое-то скрытое собрание (л.д.85). Находившийся там-же регент Губа и поп Пальмин, обратившись к верующим, за тем «что если половина села запишетсся за религию, то никакой коллективизации не будет, а будем жить по старому» (л.д.85,87,93)… По словам сторожа церкви бедняка Тюнина 12.02.1930 г. поп Пальмин намеревается служить специальную обедню для того, чтобы население втянуть в подписку за церковь, при этом он заявлял, что «кто войдет в колхоз, того в церковь отпускать не будут, а кто не пойдет – у тех останутся святые иконы (л.д.93)».

Обвиняются «в том, что в связи с проводимыми в селе хозяственно-политическими кампаниями и будучи недовольны последними примкнули к группе священника Пальмина, бывшего монаха Резанова, бывшего священника, ныне регента Губы и кулака Казанина Семена Никитича, совместно с которыми и под их руководством, систематически проводили антисоветскую агитацию, особенно в последнее время против проводимой коллективизации, используя для этого религиозные предрассудки, устраивали консперативные собрания, как на квартирах, так и в церкви, и после этого по-одиночке и группами разъясняли крестьянам о том, что в колхозы вступать не нужно, что там все заберут…, и что колхозы то-же, что и барщина, вовлекая одновременно, путем запугивания для подписки в религиозные общины, распространяя в то-же время провокационные сведения о войне и о скором падении власти».          

Из Протокола допроса Пальмина В.Я. сотрудником Бийского окружного отдела ОГПУ, 11.02.1930 г.:  

В чем меня обвиняют, и то известно. Но виновным себя не признаю, потому что я нигде никакой агитации не вел. О том, что якобы кулацкая группировка в числе 24 чел. под моим руководством ведет антисоветскую агитацию против мероприятий, в особенности против коллективизации, это не верно. За мной за время советской власти никаких замечаний не было. 9.02.1930 после заутрени мною действительно по просьбе совета было объявлено верующим, что от Благочинного получена бумага о перерегистрации: «Кто желает, можете записываться». После этого некоторые записались, а о том, что я якобы говорил, что если половина села запишется верующими, то никакой коллективизации не будет, и будем жить по-старому, я не говорил. О том, что держаться до весны, не ходить в колхоз, - также не говорил».

Решением тройки при ПП ОГПУ по Сибкраю 15 марта 1930 В.Я. Пальмин и ещё 24 его односельчанина были приговорены к высшей мере наказания (расстрелу) с высылкой семей на север. 26 марта 1930 расстреляны. 10 июня 1989  В.Я. Пальмин реабилитирован прокуратурой Алтайского края.

Источн.: Архив и инф. предоставлена В. М. Пальминовым, внуком В.Я. Пальмина

Материалы из архивно-следственного дела 494 Бийского Окротдела ОГПУ от 25.02.1930 по обвинению В.Я. Пальмина и др.

Х.В. 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)