(1899-1965)
о. Jonas Paukštys SJ
Католический священник. Заключенный ГУЛАГа в 1950-1955 годы, католический миссионер в Якутии и Сибири в 1955-1958 годы
Йонас Паукштис (Jonas Paukštys) родился 20 марта 1899 года в деревне Курине, относившейся к приходу Запишкяй Каунасского округа. По окончании начальной школы он продолжил образование в гимназиях Каунаса и Мариямполе. Следующим этапом было обучение в Сейнской семинарии[1]. О причинах вступления Йонаса в Общество Иисуса нам неизвестно, но известна дата вступления (11.09.1922). Именно в этой провинции в голландском городе с’Хееренберге (s’Heerenberg) 23-летний семинарист начал свой новициат[2].
В следующем году (20.07.1923) отцы-иезуиты возобновили свою деятельность в Литве и уже 24 августа 1924 года позвали на помощь Йонаса. В Каунасе он стал ответственным за кандидатов и постулантов, а с 1925 года – учителем литовского языка и географии в Каунасской иезуитской гимназии[3]. С 1927 по 1930 Йонас изучал философию и богословие в Валькенбурге, после чего был рукоположен в священники и вернулся в Каунас. Здесь он стал официальным директором гимназии, редактором журнала «Žvaigždė» («Звезда»), директором Союза молитвенного апостольства, директором Союза священнических миссий, директором Общества распространения веры, духовным наставником братьев и советником супериора. Кроме того, отец Йонас продолжал преподавать в гимназии литовский язык, регулярно исповедовал и проповедовал в храме. Он также организовывал реколлекции и внутренние миссии, участвовал в деятельности Католического Действия[4].
Особенно успешно отец Йонас руководил редакцией журнала «Žvaigždė» и Союзом молитвенного апостольства. В период его руководства число подписчиков на журнал выросло с 13000 до 35000, а в молитвенном апостольстве к 1936 году участвовало около 10 процентов населения Литвы: 250000 человек. В 1939 году отец Паукштис начал редактировать еще один журнал «Misijos» («Миссии»), но по причине ухудшения здоровья передал его отцу Антанасу Белюнасу (Antanas Bieliūnas)[5]. В том же году он стал настоятелем дома Общества Иисуса в Шяуляй, а в 1940 был направлен в Вильнюс[6]. Несмотря на свою занятость, отец Йонас написал несколько небольших книг, брошюр, практических пособий для лидеров и участников Союза молитвенного апостольства. Так, к примеру, в 1932 году в Каунасе он издал брошюру о молитвенном апостольстве и апостольстве мужчин Путями религиозного возрождения Литвы, в 1934 – книгу Современным апостолам, в 1940 – Апостолы фабрик[7]. В том же 1940 году увидела свет еще одна брошюра, содержащая краткие указания участникам и лидерам апостольства мужчин: Ну, мужчины, сдвинем землю.
Согласно Summarium vitae в 1944 году отец Йонас был сослан на 10 лет в Воркуту, где работал санитаром в местной больнице[8]. Однако по уточненным данным отца Леонардаса Ягминаса, он был не сослан, а осужден на 10 лет лагерей и отбывал срок в Воркуте. Арестован же отец Йонас был не в 1944, а 25 октября 1950 года, в качестве настоятеля прихода Дубичяй[9]. Около 1944 года, напротив, он с полной самоотдачей начал служение духовного отца в Каунасской семинарии. По словам прелата Винцаса Альгирдаса Пранцкетиса, бывшего в те времена семинаристом, их духовник, «дававший ежедневно мысли для размышления, формировал новых апостолов. Мы ощущали его духовность и последовательную устремленность к цели. Он всё подбадривал: “Мужчины, сдвинем землю!”, знакомил с апостолами новых времен, с новыми святыми»[10]. Особенно запомнились прелату хорошо продуманные воскресные конференции отца Йонаса и частые рассказы о жосистах, священниках-рабочих во Франции, пример которых впоследствии помогал ему работать в ссылке: и рабочим, и священником[11]. «Отец Йонас Паукштис в семинарии был настоящим апостолом. Редактируемая им газета (sic!) «Žvaigždė», хотя и была закрыта, однако еще долго просвещала литовскую интеллигенцию. И мы могли приобрести нераспроданные экземпляры»[12]. После своего досрочного освобождения 24 сентября 1955 года, священник только несколько месяцев пробыл в Литве и добровольно уехал в Сибирь для служения верующим[13].
Сибирская миссия
Слуга Божий отец Владыслав Буковиньски, служивший в Караганде, в своих мемуарах рассказывает о миссиях и миссионерах в хрущевский период. Говоря о миссионерах, он начинает именно с отца Паукштиса: «В 1955-58 годы наибольшую территорию в миссионерской работе охватывал иезуит священник Ян Паукстис (sic!). Он действовал от Урала на западе до Якутии на северо-востоке»[14]. По данным отца Ягминаса, отец Йонас Паукштис служил в Северной Сибири, отец Юргис Смильгявичюс – в Западной, отец Пятрас Лигнугарис – в Восточной[15].
Учитывая служение отца Шяшкявичюса в те же годы в Южной Сибири, мы можем условно восстановить на карте региона четыре миссионерские территории. Они располагаются в виде трех горизонтальных поясов и охватывают почти всю площадь сибирского региона, Северный Урал и северо-восток Казахстана[16]. Мы упоминали и других священников, служивших тогда в Сибири, но территориальный размах этой четверки миссионеров был несравненно больше. Нельзя, однако, забывать о существенных отличиях в характере служения миссионеров и постоянных приходских священников, служивших на одном месте для большой общины.
Апостольская деятельность отца Паукштиса на территории республики, которая сегодня называется Саха-Якутия, достойна особого внимания. «Именно его миссия в Якутии, длившаяся почти целый год, имела огромное значение, поскольку кроме него туда не добрался никто другой»[17], писал отец Буковиньски. О других католических священниках, бывших в тех местах в хрущевское время, действительно нет информации, продолжительность же миссии, как увидим, составила не один, а два года (1956-1958). О прибытии отца Йонаса в Якутск осенью 1956 года упоминает в письме его прихожанка Ядвига Завистаускене. Письмо написано уже в Польше 29 июля 1957 года, по освобождении Ядвиги и ее семьи от «цепей рабства» (так она называет сибирскую ссылку) и после недельного пребывания на польской земле. Адресовано письмо некоему литовскому священнику, проживавшему в Чикаго.
Нам было очень жаль оставить нашего Дорогого Настоятеля, который очень много помог нам духовно. Мы 16 лет жили сосланные в Якутии, где еще и теперь есть тысячи наших литовцев ссыльных. Сколько там пережито и положено здоровья, это только один Господь Бог знает. И все эти 16 лет мы жили как дикари, без исповеди и святых Таинств, потому что не было ни одного священника. Только в 1956 году осенью к нам как с Неба прилетел неожиданно, так желанный для всех, наш Дорогой священник, которого мы все встретили со слезами радости. Потому что наши дети были некрещеными, молодежь жила невенчанная. Духовно большинство было охладевшим к святой Церкви[18].
Прихожанка упоминает только литовцев, но в Якутии отец Йонас служил ссыльным католикам разных национальностей[19]. По данным биографа А. Вайчюнаса, это были поляки, немцы, украинцы и некоторые другие. Работать с ними помогало знание священником семи иностранных языков: польского, немецкого, латышского, русского, английского, французского и голландского[20]. Сохранившееся письмо отца Паукштиса из Якутска датированное 17.10.1956 подтверждает его прибытие туда до указанной даты, а содержание послания позволяет предполагать его предшествовавшую многодневную поездку по Уралу[21]. В письме собрату Юргису Смильгявичюсу священник радуется решению последнего отправиться в Сибирь, делится опытом, напоминает о важности 4 и 6 пунктов 58 статьи Конституции[22]. Письмо начинается так:
Добрый О. Юргис См.
Pax Christi! Только что получил Ваше письмо. Радуюсь и поздравляю! Сибирь такая широкая, что найдете здесь место. Понятно, и осторожности здесь нужно иметь не меньше, чем в Литве. Ведь с официальными разрешениями здесь уже не просто. А без разрешения можно и очень долго пробыть в одном месте, особенно в крупных городах[23].
Далее отец Йонас перечисляет адреса общин, которые он уже посетил или намеревался посетить. Речь идет о немецких и литовских общинах в Молотовской[24] области: Краснокаменск, Кудымкар, Боровск, Красновишерск, Березняки, Кизель; и о литовских общинах Свердловской области: Свердловск, Новая Ляля, Северо-Уральск[25]. О последних он отметил следующее:
Хотя у немецких католиков условия жизни и много легче, и апостольство... кое-где приятнее, однако, мне казалось бы, что в большинстве случаев было бы важнее действовать среди ссыльных литовцев, хотя бы до следующего лета, когда, будем надеяться, и они все смогут вернуться назад. Поэтому, посетив ранее указанные места, можно решиться двигаться по Уралу в эти литовские колонии[26].
Подробные пояснения миссионера о некоторых вышеназванных местах, его живые отзывы позволяют с уверенностью утверждать, что он лично посетил, по меньшей мере, Краснокаменск, Свердловск, Новуя Лялю, Северо-Уральск. Далее отец Йонас с юмором описывает возможный южный маршрут. Был ли он сам в упомянутых им городах – не ясно:
Теперь Вы окажетесь на большом перекрестке народов: можете повернуть на юг, где климатические условия намного мягче – в Челябинск, Копейск, Орск, Актюбинск, Фрунзе, Ташкент и даже еще дальше на юг от них – в страну фруктов, где текут молоко и мед, к немцам-католикам. Но я предложил бы еще яснее договориться с Отцом Густайтисом (в Курии) и повернуть к его родственникам: Тюменская обл., станция Заводоуковская, п.о. Лебедёвка, Римша Иозас»[27].
Это место в письме показывает, что для миссионера одним из главных источников адресов и сведений о католиках в Сибири были родственники ссыльных литовцев или сами ссыльные, вернувшиеся на родину. При посещении же верующих одной общины, священник мог сразу узнать о соседних и дальних общинах, с которыми поддерживали связь первые.
Отец Йонас указывает в письме адреса общин в Заводоуковской, Ялуторовске и Линово Тюменской области, которые он еще не посещал. Ему сообщили и о тюменских коренных верующих, оставшихся без пастырей около 1930 года: «В этих районах есть и много рассеявшихся немецких католиков, которые уже 26 лет не видели священника. Например, Тюменская обл., Упровский р-н, село Линово, Зингер Петр Михайлович»[28].
Письмо заканчивается ободряющими словами, полными энтузиазма: «Тогда vivant sequentes! Доброго ветра! О. i.»[29].
Якутские корреспонденты центральной газеты «Советская Россия» Г. Луконин и К. Зуболевский также указывали на прибытие миссионера в Якутию именно в 1956 году и на его двухлетнее пребывание там. В своем фельетоне, опубликованном 19 октября 1958 года, они писали: «Проповедник иезуит Ионас (sic!) Паукштис объявился на берегах полноводной Лены два года назад. Чудеса не сопровождали его в пути. Он не шел пешком по усмиренным волнам, а прибыл на обыкновенном товаро-пассажирском пароходе». Или в другом месте статьи: «Два года, пользуясь благодушием местных властей, он припеваючи проживал в столице республики даже без прописки»[30].
Советским атеистам, верившим в коммунистическое светлое будущее, приезд отца Йонаса показался громом среди ясного неба, событием темным, вредоносным для нового прогрессивного общества[31]. Для верующих же это событие было лучом света в темном царстве:
Хотя он долго сидел в лагере и слаб здоровьем, выйдя из лагеря не вернулся жить в Литву, но приехал на дальний Север, принести Небесный Свет сосланным людям, которые долгую вереницу лет жаждали Его увидеть, но не имели надежды, потому что были всеми забыты. Но Господь Бог сжалился над слезами людей и послал такого святого скромного священника, который своей святостью и очень красивыми проповедями, которые можно было слушать день и ночь, оживил дух людей, который столько лет был заперт глубоко в сердце[32].
Свое пастырское служение отец Йонас организовал следующим образом. Он узнавал о местоположении больших колоний ссыльных, устраивал там часовни в частных домах и служил в них святые Таинства[33]. Для легализации служения ему пригодились удостоверение из Вильнюсской курии и копия документа об особых священнических полномочиях, данных Папой в 1939 и 1941годах.[34]
Начало служения священника в городе Якутск по свидетельству Я. Завистаускене выглядело таким образом:
Много работы было у нашего Любимого Настоятеля, пока привел всех в порядок. Условия были довольно трудные, так как не было ни одеяний, ни святой Церкви, с комнатами тоже очень трудно, жили все высоко, у большинства было по одной комнате. Но благодаря своему усердию и заботе, он нашел у двух литовцев более просторные комнаты, где по воскресеньям украшал небольшие алтари и служил святые Мессы. По воскресеньям даже три святых Мессы служил для удобства людей, потому что комнаты маленькие и переполненные из-за множества верующих людей, не могли все услышать. Своей святостью и красивыми проповедями он привлек к святым Таинствам очень многих охладевших людей. Многие начали чуть ни каждый день приступать к Святому Причастию[35].
В газете «Советская Россия» деятельность отца Йонаса представлена совсем иначе: «Отнюдь не любовь к ближнему руководила отцом Паукштисом. Его волновали более земные вопросы»[36]. По словам советских публицистов, проповедник-вымогатель все делал преимущественно из материальных соображений:
Сначала при помощи вездесущих старушек был произведен учет всех имеющих какое-либо отношение к католической вере. “Души”, попавшие в сети Паукштиса, были обложены помесячной данью. Затем стали поступать изрядные доходы от торговли свечами, молитвенниками, иконами, портретами папы римского. Был организован хор[37].
Не смотря на свой сатирический тон и явную антицерковную направленность, пропагандистский фельетон содержит некоторые любопытные факты и детали. Так описано одно из богослужений отца Йонаса в Якутске:
В спертом воздухе молельни тускло мерцают свечи. В переднем углу комнаты – алтарь-раскладушка. У входа – стол, заваленный свечами и бумажными фотоиконами ценой от 50 копеек до 10 рублей.
Помещение постепенно наполняется, люди пожилые, преимущественно женщины, выдвигаются вперед. Сзади стоят несколько смущенных юношей и девушек. Четыре мальчика ждут сигнала, чтобы позвякиванием колокольчика возвестить начало проповеди. Торжественно распахивается дверь, и появляется высокая фигура в рясе. Начинается проповедь...[38]
Журналисты назвали Мессу «проповедью», а сутану – «рясой», однако событие описали очень подробно и достоверно, как очевидцы или как люди, изучившие агентурные донесения. Указан и адрес «молельни»: улица Орджоникидзе, 59, общежитие работников лесного техникума[39].
Статья носит явно антиклерикальный характер и представляет отца Йонаса в карикатурном виде. Более того, информация о пожертвованиях подается так, что священник кажется поглощенным жаждой наживы, только и занимается «беззастенчивыми поборами». Прихожане, однако, знавшие своего настоятеля ближе, свидетельствуют о противоположной черте – жертвенности:
Все очень полюбили нашего Настоятеля. Он бедняга такой скромный, что даже не имеет подходящей комнаты для отдыха, живет в часовне, где люди своими постоянными посещениями не дают отдохнуть. Он готов день и ночь служить людям, не считаясь со здоровьем, которое у него слабое, потому что будучи в лагере все здоровье оставил. Одежды подходящей он тоже не имеет, потому что ее нет[40].
Каким контрастным после этого выглядит текст советских сатириков о респектабельном виде священника. «Потрепанные брюки, в которых объявился верующим Ионас Паукштис, вскоре были преданы забвенью. Выхоленный, самоуверенный, отлично одетый, он появляется в государственных учреждениях Якутска»[41].
Целью посещения этих учреждений являлись регистрация прихода и разрешение на постройку храма. Некоторые чиновники пошли навстречу отцу Йонасу и помогали ему в оформлении документов. Но если для католиков это участие выглядело добрым и справедливым, то для ортодоксальных коммунистов – преступлением, достойным наказания. В той же статье читаем: «В Совете Министров Паукштису оказывают завидное внимание. Ему дают практические указания, как быстрее завершить дело, ходатайствуют перед Советом по делам религиозных культов при Совете Министров СССР о разрешении открыть новый приход»[42]. Получив отказ в регистрации общины и в храме, священник нашел место для молитвы в общежитии рабочих-дорожников на улице Петровского, 33[43].
Отец Йонас не ограничивался служением в Якутске, но посещал также другие населенные пункты республики. В фельетоне находим: «Фигура ретивого миссионера с походным алтарем-раскладушкой мелькает в городах и селах. В Пеледуе, Олекминске и Мухтуе в его карман широкой рекой течет повышенный, за дальностью мест, гонорар»[44]. Судя по количеству мест ссылки в Якутии, список должен быть гораздо длиннее.
Отец Йонас заезжал иногда и в Казахстан. Отец Буковиньски вспоминал: «Я видел отца Паукстиса только один раз, но этого хватило, чтобы он произвел на меня самое наилучшее впечатление»[45]. Однажды в Сарани Карагандинской области миссионер заменял отца Адомайтиса в немецкой католической общине. Прихожане очень радовались его проповедям на хорошем немецком языке, со многими живыми примерами[46].
Пропагандисты атеизма трактовали проповедь как яд и сделали фамилию отца Йонаса нарицательной: «Пользуясь беспечностью партийных и советских работников Якутии, паукштисы стараются отравить сознание части населения чуждой нам идеологией»[47].
Прихожанка Я. Завистаускене, однако, так описала эффект этого отравления и самого отравителя:
Люди повеселели, молодежь, которая начала было сбиваться с пути, исправилась, старики начали стыдиться пить, многие дали обет трезвости. Были даже такие люди, которые на своем веку не были на исповеди, или редко ходили в Литве, а усилиями нашего Дорогого Священника пришли к исповеди и Святому Причастию. Это Святой Священник. Люди Его и не называют иначе, как святым. Чтобы только Господь Бог укрепил Его здоровье и продлил бы его век[48].
Отец Йонас действовал успешно, даже почти получил разрешение от местных властей построить храм в Якутске. Прошения о стройке и стали поводом для новых гонений. Осенью 1958 года, после разоблачающей статьи в центральной газете «Советская Россия», священника принудили вернуться в Литву[49].
Мирской почет не сопровождал его возвращения с дальнего советского Севера в советскую Литву. Он ехал домой с полученным от атеистов титулом назойливого сорняка:
Научно-атеистическая пропаганда – это повседневное, живое, боевое дело. Где оно пущено на самотек или предано забвению, там обязательно вырастет какой-нибудь религиозный чертополох. Как говорится, свято место не бывает пусто. И тогда ловцы человеческих душ – проповедники и знахари-исцелители раскидывают свои сети...
Паукштис покинул якутскую землю. Конечно, он вынырнет где-нибудь еще. Надеемся, что в этом, другом месте не будут на его деятельность смотреть сквозь пальцы[50]!
Эта статья в «Советской России» была не первой в своем роде, но наиболее весомой из-за всероссийского уровня издания. Еще 12 июня 1958 года местная газета «Социалистическая Якутия» обвиняла отца Йонаса в жажде денег, тяжелейшем пороке с точки зрения советской идеологии. Позднее, после возвращения священника, литовские атеисты не раз цитировали эти фельетоны старших братьев в своих статьях против деятельности отца Паукштиса в Литве[51]. Увы, для эффективности антицерковной компании советские журналисты не стеснялись лгать.
Литва
По возвращении в Литву отец Йонас служил в приходе села Калтаненай Швянчёнского района, а позднее – в дзукийском селе Ратничя вблизи от города Друскенинкай[52]. Последний приход был маленьким, но и там священник смог сделать многое. «Дзукийцы его очень полюбили. Приход ожил. Ведя апостольскую деятельность, он набирал много кандидаток в разные женские конгрегации, а молодых людей – в духовную семинарию; тайно проводил реколлекции для сестер-монахинь»[53]. Кроме прочего, отец Йонас был одним из великих апостолов Сердца Иисуса в Литве[54].
Отец Йонас был требовательным и по-отечески строгим к своим духовным чадам. Однажды его подопечная кандидатка в монахини по указанию настоятельницы должна была, в качестве испытания, пойти в храм в мужской одежде и шапке-ушанке. Девушки в то время не носили такие вещи, и будущая сестра не послушалась. Тогда духовник вызвал ее и строго определил ее поступок как противоречащий послушанию и бедности. Теперь девушке пришлось ехать в этом наряде до новициата. В разговоре отец Йонас часто использовал слова «Вот видите, вот видите...» или «Хорошо, хорошо, хорошо...». Последнее присловье он использовал, к примеру, выслушав нуждающегося человека. После троекратного «хорошо», священник всегда находил слова утешения и оказывал посильную помощь[55].
В последние годы жизни отец Йонас спал сидя, поскольку в лежачем положении он начинал задыхаться. Так его и нашли сидящим на постели 15 мая 1965 года[56]. Верный апостол отправился к Пославшему его, прожив 66 лет, а его тело было похоронено на родине – в местечке Суткай вблизи от города Шакяй[57].
Билотас В. Апостольская деятельность священников Общества Иисуса в Сибири во время религиозных преследований 1955-1964 годов // Anno accademico 2010-2011
[1] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15), in Summarium vitae defunctorum Vice-provinciae Lituaniae a die 1 ianuarii 1965 ad diem 31 decembris 1967, APL, fasc. «Jonas Paukštys».
[2] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[3] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[4] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[5] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[6] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[7] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[8] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[9] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), in Jėzuitai Lietuvoje ir pasaulije: XX a. patirtis. Straipsnių rinkinys, Vilnius 2008, 73-98, 78.
[10] V. A. Pranckietis, Vynmedis ir jo šakelės, Jonava 2005, 35.
[11] V. A. Pranckietis, Baikalo žvejis. Prisiminimai, Vilnius 1998, 40.
[12] V. A. Pranckietis, Vynmedis ir jo šakelės, 36.
[13] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), 78.
[14] W. Bukowiński, Wspomnienia z Kazachstanu, Rzym 1981, 66.
[15] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), 78.
[16] Миссионерские территории соответствуют районам со спецпереселенцами. См. Приложения VII и VIII.
[17] W. Bukowiński, Wspomnienia z Kazachstanu, 66.
[18] Письмо Ядвиги Завистаускене от 29.07.1957, APL, fasc. «Jonas Paukštys».
[19] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), 78. Тогда (и до сих пор) многие литовцы, немцы, поляки спонтанно говорили о литовской, немецкой, польской вере или Церкви, подразумевая Церковь католическую.
[20] A. Vaičiūnas, Kunigas Jonas Paukštys, in «Suvalkija», 2 (1999) 35-36.
[21] Письмо Й. Паукштиса Ю. Смильгявичюсу от 17.10.1956, APL, fasc. «Jonas Paukštys».
[22] Возможно, в таком зашифрованном виде отец Йонас напоминает о статье Уголовного кодекса об антисоветской пропаганде, в которой часто обвиняли священников (прим. авт. – В. Б.).
[23] Письмо Й. Паукштиса Ю. Смильгявичюсу от 17.10.1956.
[24] Сегодняшняя Пермская область (прим. авт. – В. Б.).
[25] Письмо Й. Паукштиса Ю. Смильгявичюсу от 17.10.1956.
[26] Письмо Й. Паукштиса Ю. Смильгявичюсу от 17.10.1956.
[27] Письмо Й. Паукштиса Ю. Смильгявичюсу от 17.10.1956.
[28] Письмо Й. Паукштиса Ю. Смильгявичюсу от 17.10.1956.
[29] Письмо Й. Паукштиса Ю. Смильгявичюсу от 17.10.1956.
[30] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”, «Советская Россия» № 245 (705), 19.10.1958.
[31] V. Šileikis, Ignoto Lojolos tarnas, «Žvaigždė», 30.07.1960.
[32] Письмо Ядвиги Завистаускене от 29.07.1957.
[33] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), 78.
[34] Письма П. Лигнугариса от 27.10.1956 и от 22.11.1956, 160.
[35] Письмо Ядвиги Завистаускене от 29.07.1957.
[36] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[37] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[38] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[39] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[40] Письмо Ядвиги Завистаускене от 29.07.1957.
[41] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[42] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[43] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[44] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[45] W. Bukowiński, Wspomnienia z Kazachstanu, 66.
[46] Trys Sibiro švyturiai Atsiminimai, Kaunas 2004, 104.
[47] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[48] Письмо Ядвиги Завистаускене от 29.07.1957.
[49] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[50] Г. Луконин, К. Зуболевский, Ионас Паукштис “ловит души”.
[51] К примеру, две статьи 1960 года: Ignoto Lojolos tarnas (Слуга Игнатия Лойолы) в газете «Žvaigždė» от 30.07.1960; Viduramžių vėjai (Ветра средневековья) в газете «Literatura ir menas» от 12.09.1960.
[52] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[53] V. A. Pranckietis, Vynmedis ir jo šakelės, 36.
[54] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
[55] V. A. Pranckietis, Vynmedis ir jo šakelės, 36-37.
[56] V. A. Pranckietis, Vynmedis ir jo šakelės, 37.
[57] Pater Joannes Paukštys (1899.III.20-1965.V.15).
о. Ионас
о. Ионас с прихожанами
Пришлите нам ваши материалы
в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)