Сайфи
Абруй Салаховна

ТЛ ЧСИР

(1888-1960)

Активистка татарского женского движения начала ХХ века, педагог, журналист, писатель, переводчик, общественный деятель Татарии, жена писателя, редактора, публициста и видного общественного деятеля Татарской АССР; После ареста и расстрела мужа как член семьи изменника Родины была приговорена к 5 годам ИТЛ. Срок заключения отбывала в Томском лагере для ЧСИР

Родилась 15 марта 1889 в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район). Мать- вдова растила ее одна, уже с восьми лет Абруй зарабатывала на хлеб вышивкой и ремонтом женской одежды, самостоятельно научилась читать и писать. С молодого возраста она отличалась среди своих единоверок довольно смелым поведением: до 1917 даже работающая женщина была определенным вызовом для мусульманского общества, а ее самостоятельное передвижение по стране, активное выступление в общественных собраниях и прессе тем более воспринималось как что-то выходящее за традиционные рамки. 

С 1905 Абруй стала работать учительницей в своей родной деревне. Через несколько лет при содействии земляка и учителя Шагита Ахмадиева открыла школу для девочек в деревне Адам-Су. В 1910 переехала в Астрахань, где в сентябре 1912 открыла школу для девочек «Намунаи тараккый» («Образцовый путь»). Открытие школы становится большим событием, на страницах газет и журналов появляется много положительных откликов. 7 мая 1913 в газете «Идель» в подробной статье о школе было отмечено: «Без преувеличения можно сказать, что учительница Абруй Сайфи одна из самых передовых среди татарских педагогов».

В дореволюционной печати много писалось о том, что Абруй вводит новые методы обучения в школе для девочек, распространяет среди учениц газеты и журналы, проводит литературные вечера. Именно в Астрахани она познакомилась с представителями передовой татарской молодежи и начала активно участвовать в общественной работе, меняя свой взгляд на мир. В эти годы много читает, следит за женским движением в России и странах Европы, стремится донести полученные знания до народа через газеты и журналы. В своих статьях призывала женщин к просвещению, объясняя, что они, как и мужчины, способны на любую работу. Так, в журнале «Аң» в 1915 были опубликованы четыре ее лирических рассказа, а журнал «Сююмбике» становится площадкой для размещения публицистических материалов. 

Однако её активная деятельность не нравилась определенным силам, на неё один за другим писали доносы. В 1912–1913 жандармерия дважды производила обыски в ее квартире. В полицейском управлении Астрахани на нее завели дело. В августе 1914 она вынуждена была покинуть школу и переехать сначала в Казань, а затем в Уфу. Но и там для неё не нашлось работы. Только по протекции и рекомендации известного татарского писателя Фатиха Амирханова её принимают на работу учительницей для девочек в селе Азеево Елатомского уезда Рязанской губернии.  

У Абруй было желание не только учить, но и учиться самой. В августе 1915 она уехала в Уфу. Здесь работала учителем в городском татарском училище, посещала курсы при гимназии и за свой счет брала уроки вокала. В эти годы на улицах Уфы стали появляться афиши, на которых крупными буквами было написано «Певица Абруй». В скором времени Абруй обретает популярность и становится для многих любимой певицей. Также играла в постановках татарской театральной труппы «Сайяр» под руководством Г. Кариева.  

В 1916 Абруй вышла замуж за преподавателя уфимского медресе «Галия», публициста, впоследствии ставшего писателем, редактором и видным общественным деятелем Сайфи Фатыха Камаловича (1888-193). В мае 1917, будучи в Уфе, принимала активное участие в создании «Бюро мусульманок-солдаток» и становится его руководителем. В июне 1917 вместе с мужем переехала в Казань. Здесь под руководством Мулланура Вахитова был создан «Мусульманский социалистический комитет», в структуре которого был и отдел по работе среди женского населения. 24 -27 апреля 1917 участвовала в первом съезде татарских женщин, в котором приняло участие около 400 женщин – очень разных по происхождению и социальному статусу, отличавшихся своими убеждениями и действиями. 25 июля 1917 была делегатом от Казани на состоявшемся здесь же II Всероссийском съезде мусульман, а в 1918 была делегаткой первого съезд женщин советской России, организованного И. Арманд и А. Коллонтай.  

В соответствии с решениями этого съезда в составе государственных органов были созданы отделы, занимавшиеся вопросами женщин. Неудивительно, что Абруй, всю жизнь занимавшаяся проблемами женщин и детей, начала работать именно в одном из таких отделов, став в 1920 членом ВКП(б). Именно в эти годы отдельными книгами были изданы её труды «Женское движение и ведение работы в сельской местности», «Татарские женщины на пути к свободе». Также пробует себя и в переводе, переводит на татарский язык рассказы А. Чехова и А. Барбюса.

В 34-летнем возрасте, в 1923 Абруй Сайфи поступила на рабфак Казанского университета. В дальнейшем она вернулась в привычную для себя стезю – педагогическую работу: в разные годы трудилась на должности директора татарской школы для взрослых №3, ФЗУ швейной фабрики, школы для взрослых при меховой фабрике, а также школы №12 г. Казани. Не оставляла Абруй Сайфи и журналистскую работу, она сотрудничала с татарским журналом «Азат хатын», газетой «Татарстан». Кроме того, в 1925– 1930 вышло несколько книг на татарском языке под ее авторством, посвященных теме женской борьбы и прав («Хатын-кызлар хәрәкәте һәм авылда эшләү» («Женское движение и работа на селе»). Казань, 1925; «Татар хатын кызлары азатлык юлында» («Татарские женщины на пути к свободе»). Казань, 1927; «Социализм төзегәндә хатын-кызлар һәм 8 март» («Женщины в строительстве социализма и 8 марта»). Казань, 1930). В августе 1926 по её инициативе был учрежден и стал выходить в свет первый в истории журнал на татарском языке для женщин «Азат хатын» («Свободная женщина»). В 1926–1927 была ответственным секретарем этого журнала, а свои статьи в журнале публиковала вплоть до ареста в 1937.  

Мужа арестовали 18 сентября 1936 по обвинению участии в националистической троцкистской террористической организации, этапировали в Москву, где решением Военной коллегией Верховного суда СССР 3 августа 1937 был приговорен к ВМН, расстрелян в день вынесения приговора.

После ареста мужа её сразу же исключили из рядов ВКП(б), сняли с должности директора школы №12 г. Казани, выселили с квартиры, а 20 августа 1937 арестовали. Решением Особого совещания при НКВД СССР от 4 октября 1937 была приговорена по ст. 58-8-12 УК РСФСР ("жена изменника Родины, не донесла о к/р деятельности мужа") к 5 годам заключения в ИТЛ. Срок заключения отправили отбывать в Томский лагерь для ЧСИР, с сентября 1939 после ликвидации лагеря в Томске, предположительно находилась в ИТЛ Кузбасса. Отбыв свой срок заключения «от звонка до звонка» ровно 5 лет 20 августа 1942 из лагеря была освобождена, но вернуться к прежнему месту жительства по закону военного времени не могла. Занималась пошивом одежды в деревнях. 

Чтобы представить, как она жила в эти годы, приведем отрывок из воспоминаний Шауката Салахова из статьи «Прости, Абруй-апай»: «В тот же вечер я узнал, что эта тетя — швея, и она привезла на санях швейную машинку. И все же я не мог уснуть из-за множества вопросов об этой женщине по имени Абруй, которые крутились у меня в голове. Кто она и откуда приехала? Почему она в зрелом возрасте ходит в зимнюю стужу с санками и швейной машинкой?.. Отец называл ее „большим человеком“. Почему же тогда этот „большой человек“ оказался в таком плачевном состоянии?.. За короткое время она успела завоевать любовь не только детей, но и всех жителей деревни… Из тех обрывков тканей, которые приносили жители села, она шила такие красивые платья, кофты, сарафаны, халаты, брюки, бешметы и даже пальто, что глаз невозможно было отвести! Она шила для всех: и для младенцев, и для подростков, для стариков, мужчинам и женщинам…

31 января 1957 Абруй Салахутдиновна была реабилитирована, её муж – посмертно 4 марта 1958. Только после его реабилитации она смогла вернуться в город Казань, с которым её многое в прошлом связывало, но никто не ждал кроме бывших коллег -учителей…

В республиканском архиве сохранилось письмо учителей секретарю Татарстанского обкома КПСС тов. С. Д. Игнатьеву, написанное в 1958. Там есть такие строки: «…гражданка А. Сайфи пытается получить жилье. Однако исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся не удовлетворяет ее просьбу. Ей уже больше 70 лет, она тяжело больна. Часто нуждается в поддержке со стороны окружающих. Будучи в заключении, она потеряла все и в старости осталась ни с чем: ей даже негде поставить кровать и стол, чтобы поспать и поесть. Она нуждается в лечении и уходе за собой. Мы обращаемся к вам, товарищ Игнатьев, с большой просьбой — оказать ей содействие в получении жилья. Всю остальную помощь мы готовы оказать сами».

Была ли оказана со стороны властей ей помощь в получении жилья история умалчивает. Умерла Абруй Салахутдиновна в 1960.

Источн.; Архследдело 2-7174; БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Республики Татарстан; Лилия Габдрафикова. Женский вопрос 100 лет назад: профсоюзы для мусульманских солдаток и работниц; Богаткина М. Наша история, наша боль... // За педагогические кадры (Казань). 1989. 4 апр.; РВост. № 5. С. 101; Литвин А. Без права на ошибку. Казань, 1994. С. 187; А. Степанов, 1999. С. 292.; Усманова Сурия Азгатовна Усманова. «Звезды-просветительницы Чистопольского уезда: историко-документальный и библиографический сборник».

Габдрафикова Л.Р. Татарка-феминистка из Чистопольского уезда: Абруй Сайфи (1889–1960);

Ибрагимов Алмаз. Ф.К. Сайфи- историк, публицист, общественный деятель.

Х.В.

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)