о. Antanas Šeškevičius SJ
(1914-2002)
Католический священник; Заключенный ГУЛАГа в 1949-1956 годы. После освобождения служил в Сибири и Киргизии. В 1963 г. вновь был арестован и по обвинению в спекуляции приговорен к 7 годам ИТЛ. В 1968 году вернулся в Литву из лагеря с запретом служения в приходах. В 1970 г. был судим за катехизацию детей и год находился в тюремном заключении.
Антанас Шяшкявичюс (Antanas Šeškevičius) родился 4 апреля 1914 года в селе Синдрюнай, что вблизи от Пасвалиса. По окончании сельской начальной школы в 1926 году, он поступил в гимназию Пасвалиса, но через четыре года перешел в Биржяйскую гимназию, чтобы изучать латинский язык. Знания латыни ему были нужны для духовной семинарии, куда Антанас намеревался поступить. Он изучил двухлетний курс латинского языка за одно лето, когда на каникулах пас овец, и вскоре выдержал экзамен[1].
20 августа 1934 года Антанас поступил в новициат Общества Иисуса в Пагрижувисе, а через два года принес обеты целомудрия, нестяжания и послушания. В том же 1936 году молодой иезуит поехал в Инсбрук для изучения философии. Из-за аннексии Австрии Германией Антанас с другими студентами из Литвы должен был заканчивать курс философии в Галларате (Ломбардия). В 1939 году он вернулся в Литву и редактировал в Каунасе журнал «Žvaigždė» до закрытия издания советской властью[2].
В 1940 году Антанас начал изучать богословие в каунасской семинарии, но здание семинарии забрали красноармейцы, и заканчивать курс пришлось в Вене. Там 19 июня 1943 года его рукоположили в священники. В 1944 году отец Антанас вновь вернулся в Литву и служил в Шяуляй, Каунасе, а с 1948 – в Алитусском районе. Там 3 июня 1949 года его арестовали, как лидера движения «Почитания Сердца Иисуса», и осудили на 25 лет лагерей. С 1950 года священник работал на угольных шахтах в Воркуте, но в 1953 году был переведен в Инту в лагерь строгого режима за пастырскую работу среди заключенных[3].
Сибирь и Киргизия
В своей краткой автобиографии, написанной в третьем лице, отец Антанас написал о сибирском периоде только несколько строк:
В 1956 году после пересмотра дела, он был отпущен на свободу, судимость снята. Добровольно отправился окормлять верующих (литовцев и, по-большинству, немцев) в Алтайский край. В Славгороде 1 год и 8 месяцев работал в построенной церквушке и летал по всей России. Потом власть запретила работать в Славгороде. Он переехал в Киргизию...[4].
События этих неполных двух лет в Сибири мы и попытаемся реконструировать.
О точной дате прибытия миссионера в Славгород доступные нам источники не сообщают. Согласно документам из суда, отец Антанас приехал на Алтай в конце 1956 года[5]. Фотографии, хранящиеся в приходском архиве Славгорода, свидетельствуют о служении священником в часовне города, об уделении Первого Св. Причастия приходской молодежи[6]. Возраст причащенных отцом Антанасом юношей и девушек (около 18 лет) говорит об отсутствии католических пастырей в этом регионе как минимум в течение десятилетия. Миссионер вел записи о совершенных таинствах и отметил в своем дневнике, написанном в тюрьме в 1963-64 годы, что в России он окрестил 1700 человек и венчал 2000 пар[7].
Учитывая многочисленность немцев-католиков в Славгороде и районе, а также многолетнее отсутствие священника, мы можем предположить, что большинство вышеуказанных треб отец Антанас совершил именно в этом регионе, но он мог включить в это число также крещения и венчания в других местах России, Киргизии и Казахстана.
По данным составителей некролога, миссионер ездил к верующим Барнаула, Новосибирска, Волчильска; казахстанских городов Чербахта и Актюбинск[8]. «Волчильск» – это, по всей видимости, ошибочное написание названия городка Волчихи Алтайского края, где собиралась и сегодня собирается община немцев-католиков. Священник определенно знал также адрес прихожанина Августа Ибеля в Усть-Волчихе Волчихинского района[9].
Об одной из пастырских поездок нам известны некоторые подробности благодаря письму Амалии Шмидт (в девичестве – Браун) от 11.02.1997, цитируемому в дневниках отца Антанаса. Оно частично отражает характер миссий священника:
Дорогой Отец Антоний, Вы в 1957 году приехали в Галгино в Казахстан, там Вы мне уделили таинство миропомазания, моему отцу дали последнее помазание, мою Лиду (5 лет) окрестили, и зятя Александра тоже. [...] Вы во время великого преследования христиан снова принесли России веру. Вы пережили много лет заключения и много страдали. Но Бог всегда Вас укрепляет[10].
Известно, что отец Шяшкявичюс заботился, кроме прямых пастырских обязанностей, о распространении среди своих прихожан важных для католиков предметов семейного и персонального культа: икон, распятий, розариев. Во многих делах, в том числе, в распространении этих девоционалий, священнику помогала прихожанка Ефросинья Колесникова. Приобретение предметов культа требовало денежных затрат, а потому послужило властям позднее удобным поводом для ареста их обоих и обвинения в спекуляции[11].
Об алтайской (и последующей киргизской) миссии отца Антанаса был наслышан отец Владыслав Буковиньски, который называл миссионера Antoni Szeszkievicius и упоминал о нем после отцов Паукштиса и Зарицкого: «Он тоже принадлежит к числу самых выдающихся миссионеров в нашей третьей зоне. Я не знаю его лично, но эха его миссионерской деятельности доносились до меня снова и снова»[12].
Отец Антанас с радостью вспоминал о практикующих христианах в российских общинах: «Какую сердечность показали католики России. Посмотри: один, другой, третий. Это христианский дух: стараются сострадать Спасителю – тому, который рисковал для них, чтобы посредничать для обретения вечной жизни»[13]. Тогда как состояние многих других, охладевших к вере, вызывало у него обеспокоенность:
Есть и такие, которые не ходит в Церковь, хулиганят, прелюбодействуют, делают аборты. Но ведь Разум говорит, что грех есть заблуждение. Разрушение человеческой культуры, семей, общества. Уничтожение семей, Отечества, себя. Копание себе ямы. Человечество должно бы повернуться к Богу и горячо-горячо верить и постоянно жить по вере[14].
В 1958 году власти запретили отцу Антанасу служить в сибирском Славгороде и он переехал в Киргизию. Однако, как мы увидим из дальнейшего повествования, священник еще много раз приезжал в Сибирь до 1963 года.
В Киргизии миссионер неофициально оборудовал церквушку в городе Канте, вблизи от столицы, и там работал в течение трех лет с собратом органистом Анастазасом Янулисом. Оттуда отец Антанас продолжал совершать пастырские поездки в Сибирь и Казахстан[15]. «Как в Славгороде, так и в Канте отец Антоний соединял интенсивное душепастырство на месте с многочисленными миссионерскими поездками в ближние и дальние регионы»[16].
В 1961 году местные власти Канта устроили «показательный суд» и на шесть лет сослали священника на хлопковые поля в Ошскую область Киргизии. Но и там он смог продолжить миссию[17]. Подробности сообщает отец Владыслав Буковиньски:
Наконец, отца Антония сослали в один совхоз, где не было ни одной христианской души, только Киргизы мусульмане. Отец Антоний нашел там таких Киргизов, которые замещали его на работе, а сам посвятил себя полностью миссионерской работе. Он совершал одну миссионерскую поездку за другой. Как это легко можно было предвидеть, все закончилось тюремным заключением отца Антония[18].
О результатах своей миссии отец Шяшкявичюс написал в автобиографии: «За пять с половиной лет он окрестил около 15000, обвенчал около 2000 пар[19], принял из других религий около 600»[20].
Арестованного миссионера привезли на суд в Вильнюс и 28.04.1963, обвинив в спекуляции, осудили на 7 лет лишения свободы. Он отбывал наказание с уголовниками в Правенишкяй, но за тайное служение св. Месс и за исповеди заключенных был перевезен в пермские лагеря[21].
В Правенишкяй в 1963-64 годах отец Антанас вел упомянутый выше лагерный дневник. В нем запечатлены наблюдения и мысли священника о нежности Божьей любви, о роли Богородицы, о красоте творения, о птицах, о краткости земной жизни, о человеческой слабости, о жажде вечного в человеке, о молитве на работе, о единстве веры и разума, о жертве, о ценности страдания, о христианском прощении, о стремлении к святости, о мужской решительности священника, о силе священника в Христовых таинствах, о смелом свидетельстве, о служении, о совести, о набожной матери, о жертвенности женщин, о российских католиках подобных первым христианам, о преимуществе христианского над национальным, о роли папы... [22].
Отец Антанас критикует в католиках поверхностность в вере, сведение веры к обычаям и радуется о работе Второго Ватиканского Собора. Он пишет также о постоянной борьбе Божьего и дьявольского, о зле в атеистическом обществе, о господстве страстей, о лжи, об очерняющей атеистической пропаганде, о советской инквизиции, о культе силы, о злословии, о сексизме в печати и в обществе, о сведении любви к страсти, о вандализме, о лицемерии, о духе насмехательства, о неблагодарности, о легкомыслии, о безразличии к грехам, о мужском эгоизме, о деградации заключенных. Священник также замечает, что советские ученые уже осознают слабость коммунизма, его агонию, но пропаганда создает видимость живости этого строя[23].
В 1968 году отец Антанас вернулся в Литву из лагеря, но ему до конца 1969 года не разрешали официально служить в приходах. Уже через год – 9.09.1970 – священника осудили за катехизацию детей[24]. На суде он сам защищал себя, и текст защиты, каким-то образом попавший заграницу, быстро распространился в Западных средствах массовой информации[25].
Отец Антанас провел один год в лагере строгого режима в городе Алитусе, а после освобождения служил в разных приходах Литвы[26]. Это служение снова было весьма активным. Так в 9 из 10 томов подпольной Католической Хроники, отражавшей притеснения Церкви в Литве со стороны атеистического режима, имя отца Шяшкявичюса упоминается 85 раз[27]. Кроме пастырской деятельности священник занимался преподаванием в подпольной духовной семинарии и лично подготовил в ней десять священников[28].
Последним местом служения миссионера был приход св. Иосифа Труженика в Клайпеде, откуда в 2000 году он уехал на лечение в Каунас. В этом городе он и умер 25 января 2002 года[29].
Билотас В. Апостольская деятельность священников Общества Иисуса в Сибири во время религиозных преследований 1955-1964 годов // Anno accademico 2010-2011
[1] Автобиография А. Шяшкявичюса от 21.10.1985. Рукопись. Фотокопия, APL, fasc. «Antanas Šeškevičius».
[2] Автобиография А. Шяшкявичюса от 21.10.1985.
[3] Автобиография А. Шяшкявичюса от 21.10.1985.
[4] Автобиография А. Шяшкявичюса от 21.10.1985.
[5] Выдержка из судебного решения по делу А. Шяшкявичюса. 1963 год. Машинопись. Фотокопия, APL, fasc. «Antanas Šeškevičius».
[6] Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998), Барнаул 1999, 237-238, 237сл.
[7] A. Šeškevičius, Dienoraščiai: Dienoraštis lagery. Apmąstymai, Vilnius 2009, 60.
[8] Antanas Šeškevičius, SJ, «Laiškai bičiūliams», 2002 (1) 39.
[9] Этот адрес написан на открытке отца Антанаса, фото которой поместили в майском выпуске газеты «Švyturys» за 1963 год.
[10] A. Šeškevičius, Dienoraščiai: Dienoraštis lagery. Apmąstymai, 216s.
[11] Выдержка из судебного решения по делу А. Шяшкявичюса. 1963 год.
[12] W. Bukowiński, Wspomnienia z Kazachstanu, Rzym 1981, 68.
[13] A. Šeškevičius, Dienoraščiai: Dienoraštis lagery. Apmąstymai, 63.
[14] A. Šeškevičius, Dienoraščiai: Dienoraštis lagery. Apmąstymai, 60.
[15] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), 80.
[16] W. Bukowiński, Wspomnienia z Kazachstanu, 68.
[17] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), 80.
[18] W. Bukowiński, Wspomnienia z Kazachstanu, 68.
[19] Возможно, и в автобиографии 1985 года, и в цитированном выше дневнике 1963-4 годов отец Антанас говорит об одном и том же количестве таинств, совершенных за все время сибирской и киргизской миссии (2000 венчаний и 1700 крещений), но опускает или добавляет один нуль в числе крещений. Тогда приблизительное число крещений составило бы 1,5-1,7 или 15-17 тысяч. Вторая цифра (15000), в сопоставлении с двумя тысячами венчаний, более правдоподобна.
[20] Автобиография А. Шяшкявичюса от 21.10.1985.
[21] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), 80.
[22] A. Šeškevičius, Dienoraščiai: Dienoraštis lagery. Apmąstymai, 13-68.
[23] A. Šeškevičius, Dienoraščiai: Dienoraštis lagery. Apmąstymai, 13-68.
[24] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), 80.
[25] Полный текст в Terra nuova sotto la stella rossa, Milano 1971, 201-213.
[26] Автобиография А. Шяшкявичюса от 21.10.1985.
[27] LKBK, Chicago 1974-1992, v. 1-2, 4-10.
[28] A. Šeškevičius, Dienoraščiai: Dienoraštis lagery. Apmąstymai, 237.
[29] L. Jagminas SJ, Jėzuitai okupuotoje Lietuvoje (1940-1990), 80.
о. Антанас в Славгороде.
о. Антанас в Славгороде. фото ок. 1956 г.
Пришлите нам ваши материалы
в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)