Jurgis Smilgevičius SJ
(1902-1976)
Католический священник, монах Ордена Иезуитов; Заключенный ГУЛАГа в 1950-1956 гг., в 1957 году совершал религиозные обряды среди католиков города Томска, в феврале 1958 года по предписанию советских властей был вынужден покинуть Сибирь. До мая 1959 года служил в Казахстане, после чего возвратился на родину.
Родился 15 декабря 1902 г. (2 декабря по юлианскому календарю) в Жямайтии. В своей краткой автобиографии он написал: «Смильгявичюс Юргис, сын Игнаса, я родился 2 декабря 1902 г. в крестьянской семье, в дер. Браздейкяй Рейплаукского прихода Тяльшяйского округа. С 1928 по 1936 г. я учился в духовной семинарии Валькенбурга, в Голландии. Я был рукоположен в священники 26 июля 1936 г. в Мюнхене. По окончании духовной семинарии я работал в Пагрижувисе помощником-викарием ректора монастыря. В 1939 г. я был переведен в Каунас на должность ректора храма св. Франциска Ксаверия (APL, fasc. «Jurgis Smilgevičius»). В конце 1940-х гг. советская власть в Литве закрыла все монастыри. Это коснулось и дома иезуитов в Каунасе. Отец Юргис пишет: «В 1949 г. после закрытия вышеупомянутой церкви я был назначен настоятелем прихода в Скарейбяй. 5 апреля 1950 г. я был арестован и осужден 58-10 (особое совещание) на 10 лет принудительных работ» (APL, fasc. «Jurgis Smilgevičius»). Срок заключения отбывал в лагере вблизи уральского города Сосьва.
Автобиография отца Юргиса действительно очень кратка и не освещает ни военных, ни лагерных лет. Однако касательно лагерей имеется одно значимое свидетельство Юозаса Кяпаласа, товарища по несчастью. Он вспоминает о встрече со священником в лагере, около 1954 г., когда 52-летнего пастыря поставили грузчиком на самые тяжелые работы вместе с уголовниками. По словам Юозаса, отец Юргис не жаловался ни на трудности, ни на очень грубых коллег. Более того, он и среди них оставался миссионером, красноречивым рассказчиком. Вот один из случаев. Около 20 человек той бригады, пообедав и закурив и будучи в неплохом настроении, обратились к священнику Юргису: «Расскажи нам, батюшка, что-нибудь хорошее и красивое!». Отец Юргис Смильгявичюс уже заранее наметил, о чем им рассказать. Он начал рассказывать о миссионере, проповедующем истины веры в далекой стране среди туземцев. Все те люди, а среди них и люди нашей бригады, внимательно слушали, не было ни одной реплики. После того я слышал, как некоторые из нашей бригады говорили, что мы – настоящие дикари и ничего о вере не знаем, как и те аборигены (Kepalas J., 1991, с. 5–6).
10 июля 1956 года отец Смильгявичюс был амнистирован и возвратился на родину в Литву. 30 августа 1956 года священника направили в приход Жеймяй в качестве алтариста, но как он писал: «По приглашению родных и знакомых, я уехал в Томск», где уже находился ксендз Петрас Лигнугарис. Отец Юргис приехал в Томск в декабре 1956 г. и служил преимущественно коренным католикам-томичам. В сообщении от 20 марта 1957 г. уполномоченный по делам религиозных культов при Томском облисполкоме подробно описывал действия католиков в Томской области. «Считаю необходимым доложить Совету о том, что в январе и феврале... с.г. отмечалась особенно активная деятельность католиков в городе Томске, Асиновском, Туганском и Пышкино-Троицком районах. В результате личной проверки, сообщениям с мест и подробным источникам установлено, что активная деятельность католиков выразилась в нелегальных собраниях, в совершении религиозных обрядов и в том числе коллективных богослужений, в активном ходатайстве об организации католического прихода в городе Томске и особенно об изъятии здания бывшего костела у аэроклуба и передаче этого здания верующим католикам г. Томска для богослужений. С этой целью было послано несколько писем в Правительственные органы СССР и РСФСР. Кроме того, делегации католиков по 10–15 человек неоднократно посетили облисполком и персонально депутатов Верховного Совета СССР и РСФСР» (ГАТО, ф. Р-1786, оп. 1, д. 4, л. 3). В сообщении уполномоченного находим указание и на документы священников: «Оба эти ксендза имеют на руках удостоверения, выданные Вильнюсской епархиальной курией, подтверждающие их принадлежность к сану ксендзов» (ГАТО, ф. Р-1786, оп. 1, д. 4, л. 84). Атеистические власти, конечно, отреагировали на такую активность. Уполномоченный отправил отцу Юргису предписание: «Прошу Вас 6 февраля 1957 г. в 10 часов утра быть в облисполкоме, 2 этаж, комната №9». Судя по адресу на предписании, священник жил (или был прописан) на Путевом переулке, 27. После встречи уполномоченный пометил карандашом на бланке предписания: «Беседа состоялась 6.2.57. Смильгявичус предупрежден о прекращении молитвенных заданий и совершении религиозных обрядов до регистрации общества католиков» (ГАТО, ф. Р-1786, оп. 1, д. 4, л. 123). Чиновник также предупредил о. Юргиса о незаконности ходатайств об организации прихода «до регистрации религиозного общества по существующим положениям». В мартовском секретном сообщении Тютев упоминал о результатах их встречи: «Во время беседы Смильгявичус вел себя корректно. Свою незаконную деятельность по отправлению религиозных обрядов признал, сослался при этом на незнание законоположений о религиозных культах. При этом он заявил, что намерен выехать из гор. Томска в Литву и возвратиться тогда, когда в Томске будет зарегистрировано религиозное католическое общество. Однако власти недолго ждали добровольного отъезда священников. По словам уполномоченного, «В феврале... с.г. ксендзы Смильгявичус и Лигнугарис из города Томска были удалены органами милиции в соответствии со ст. 41 о паспортах» (ГАТО, ф. Р-1786, оп. 1, д. 4, л. 179).
Отец Юргис Смильгявичюс провел в Сибири, скорее всего, лишь несколько месяцев. В декабре 1956 г. он приехал в Томск на помощь к отцу Лигнугарису, а в феврале 1957 г. был уже изгнан из города. Ничего не известно о его жизни с марта 1957 года по октябрь 1958 года, когда он начал служить в казахском Кустанае. В своей краткой автобиографии отец Юргис написал следующее: «В мае 1959 года я вернулся в Жеймяй. 24.06.1961 года я был назначен настоятелем в Лауксодисе и с 07.05.1965 я исполняю обязанности настоятеля в Лидувенай Расейнского района».
Судя по обилию оскорбительных эпитетов и размеру сатирической статьи против священника в газете «Кустанайская Правда», вышедшей в июне 1959 года, он сделал в Кустанае немало. Фельетон называется “Бродяга” в шелковой сутане и содержал не только традиционное обвинение в корыстолюбии и в антисоветской деятельности, но даже насмешки над добродетелями и страданием.
После десяти лет пастырского служения в Лидувенай, 26 февраля 1976 года в возрасте 73 лет, отец Юргис Смильгявичюс умер и был похоронен в Шилуве, рядом с другими отцами-иезуитами. В торжественных похоронах участвовал епископ Л. Повилёнис и около восьмидесяти священников.
Источн.: Victor Bilotas. Апостольская деятельность священников Общества Иисуса в Сибири во время религиозных преследований 1955-1964 годов // Anno accademico 2010-2011.
Х.В.
о. Юргис Смильгявичус. Томск,1957 г.
Пришлите нам ваши материалы
в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)