Солонович
Алексей Александрович

(1887-1937)

Один из лидеров анархизма в Советской России, идеолог мистического анархизма; поэт; математик; философ;  ссыльный в Нарымском крае, умер в тюрьме НКВД г Новосибирска

Родился 23.10.1887 (нов. стиль) в местечке Казимеж Люблинской губернии в семье полковника артиллерии, потомственного дворянина. В юности жил в Карачеве Орловской губернии, учился в Орловском кадетском корпусе и в Московском университете на физико-математическом факультете. В 1905 был поставлен «на учет за революционную агитацию.  В феврале 1911 в связи со студенческими беспорядками его исключили из числа студентов с запретом проживания в Москве. Но через год по ходатайству жены был восстановлен в своих правах. Некоторое время Солонович даже был послушником Святогорского монастыря. В 1914 закончил физико-математический факультет Московского университет после чего был оставлен при университете на кафедре чистой математики. Тогда же против него возникло новое судебное дело — в связи с выходом его книги «Скитания духа». Это было произведение мистико-символического содержания, с эротическим оттенком, написанное под явным влиянием «Симфоний» А. Белого.

Несмотря на попытки духовной цензуры обвинить Солоновича в оскорблении религии и нравственности, суд вынес начинающему литератору оправдательный приговор. В дальнейшем преподавал математику и механику в гимназиях Москвы, позже — в МВТУ им. Баумана и других вузах Москвы.

В 1914–1916 Солонович выступает за продолжение войны России с Германией. Февральскую и Октябрьскую революции принял восторженно, активно участвует в анархистском движении. Он – один из основателей Всероссийской федерации анархистов-коммунистов, член секретариата ВФАК. Поддерживая советскую власть, работает заведующим культурно-просветительским отделом, комиссаром просвещения Виндавской железной дороги.

Однако уже с конца 1918-го он активно выступает против советской власти, неоднократно попадает в застенки ЧК.  Он руководит тайными кружками анархистов и секцией анархистов в Кропоткинском музее, где его лекции пользовались огромным успехом у слушателей. В 1920-х он и его жена Агния Анисимовна входят в Кропоткинский комитет, Кареленский комитет, «Черный анархистский крест», организовывают и руководят рядом анархо-мистических парамасонских оккультных кружков, например рыцарей «Ордена света». Некоторые из этих кружков занимались на квартире Солоновичей — Остоженка, Полуэктов пер., 3, кв. 4. По этому адресу, кроме Солоновича и его жены, жили их дети: сыновья Сергей, 1907 г. рожд., Алексей, 1918 г. рожд., и дочь Татьяна, 1923 г. рожд., а также сестры А.А.Солоновича: Надежда Александровна, 1892 г. рожд., безработная, и Екатерина Александровна, 1894 г. рожд., врач. 
В 1925 Солонович был арестован  и осужден постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ к заключению в политизоляторе сроком на три года за подпольную анархическую деятельность. Досрочно освобожден. После смерти Карелина 1) организовал и руководил рядом анархо-мистических кружков. Его лекции в Кропоткинском музее, где он возглавлял секцию анархистов, пользовались большим успехом у слушателей. Но уже в ноябре 1929 г. ОГПУ была арестована группа молодежи, работавшая при библиотеке Кропоткинского музея над библиографией трудов Кропоткина. 2) 

В ночь с 11 на 12 сентябре 1930 Солонович был вновь арестован вместе с сыном Сергеем (р. 1907 г.р., погиб в Гулаге).  Одним из основных пунктов обвинения Солоновича в «антисоветской пропаганде и контрреволюции» стало его исследование «Бакунин 3) и культ Иалдабаофа». 4) Что в действительности представляла собой эта работа — сказать трудно, поскольку органами были изъяты и уничтожены все экземпляры рукописи. Осталось лишь несколько цитат, 5) приведенных в обвинительном заключении и предопределивших окончательный приговор как Солоновичу, так и его единомышленникам. Эти цитаты настолько интересны, что мы воспроизводим их полностью. Солонович писал:

«Благодаря союзу рабочих и крестьян с интеллигенцией русская революция победила в Октябре. А затем большевики вогнали клин государства между рабочими и крестьянами, разъединили город и деревню, благодаря мероприятиям эпохи военного коммунизма, и затем в 1920-1921 годах подавили революцию, шедшую глубже... Последние всплески революции раскатились громами Кронштадтского восстания, махновщины, крестьянских восстаний и так называемых "голодных бунтов"... Удушив революцию, погубив революционные элементы крестьянства, они тем самым подготовили себе прочную и бесславную гибель в объятьях буржуазно-мещанского элемента и того же крестьянства, а растоптав все элементы общественной самодеятельности, они отрезали себя и от пролетариата как массы, как революционного класса в городах. Они, таким образом, выделили и обособили сами себя в новый, неслыханно беспощадный и глубоко реакционный отряд иностранных завоевателей».

Солонович отмечал, что «империализм московских большевиков пока (это написано в 1927 г. — Сост.) занят внутренней войной и безнадежным старанием покорить страну. Однако занятость внутренняя может искать себе сил и во внешних завоеваниях. Но не нужно забывать немецко-еврейского происхождения большевизма, остающегося и обреченного всегда оставаться чуждым совокупности народов СССР».

Большевики, по мнению Солоновича, были людьми, одержимыми «демонами власти», поскольку «принцип власти привит человечеству, как болезнь, подобная сифилису». От властолюбия надо лечиться, а с его безумством беспощадно бороться, ибо «по следам Иалдобаофа ползут лярвы 6) и бесовская грязь пакостит души людей, их жизни... Среди наиболее мощных фанатиков власти, для которых цель оправдывает средства, мы найдем Торквемаду, 7) Ивана IV, Ленина, Маркса и пр.».

Солонович утверждал, что «большевики являются не более не менее как акционерным обществом жрецов капитала, облеченного в порфиру государственной власти и, как все конкистадоры, увешаны оружием, хвастовством и неизбывным лганьем перед массами... Наша эпоха есть эпоха апофеоза Государства, Капитала и Эксплуатации, когда Москва царей через императорский Петербург, "Третий Рим", подготовила Москву III Интернационала, которая, как паук, раскинула сети над рабочими и крестьянством, чтобы сосать их для себя во имя Маркса. Вот почему вокруг нас отмирает жизнь и глохнут даже те жалкие ростки культуры, которые все же пробивались сквозь ужас частнокапиталистической эксплуатации. Ненависть — плохой советчик: она слепа, она не способна к созиданию и приводит только ко всеобщему озверению людей...»

Солонович беспощадно и точно анализировал процессы своего времени и предсказывал направление их развития. В этом плане интересна его постановка вопроса о будущем. Он считает, что каждый, кто смог подняться над обыденностью, обязан подавать людям пример, ведя борьбу против зла во всех его видах.

«Нужно указывать массам пути к светлому настоящему, а вовсе не к светлому будущему, — утверждал Солонович, — ибо если настоящее светло, то будущее также будет светло. Но если говорится о светлом „будущем", то будьте осторожны: не хочет ли проповедник светлого будущего просто закрыть этим будущим позор настоящего. Настоящие поколения людей нисколько не хуже будущих, чтобы их приносить в жертву тем, будущим. У настоящих есть одно крупное Преимущество — они уже существуют, чего нельзя сказать с уверенностью о последующих поколениях. Глупо и преступно менять счастье реальных людей на весьма проблематическое счастье людей нереальных. В самом деле, почему отцы не имеют права на счастье? Почему они должны быть навозом для взращивания счастья детей и внуков? Да и захотят ли дети того счастья, которое будет построено на костях их отцов?»

Возвращаясь в своих лекциях к этой мысли, Солонович утверждал, что «менять счастье реальных людей на счастье будущих, приносить в жертву принципам живых людей есть величайшее лицемерие и безумие, а вместе с тем и излюбленное орудие власти». Никакая культура не жила для другой. Жить ради будущего нелепо, ибо это означает никогда не жить». 

Постановлением Коллегии ОГПУ 13.01.31 А.А.Солонович был приговорен к пяти годам заключения в Ярославском политизоляторе, однако согласно документам решением КОГПУ от 10.06.33 он был досрочно освобожден из Верхне-Уральского политизолятора и выслан на оставшийся срок в с. Каргасок Нарымского округа Западно-Сибирского края. 

Как явствует из дела 1937 на Бема, Мокринского и других, Солонович, отбывая ссылку в Каргасоке, не прекратил своей активной деятельности и в 1933 г. создал из числа ссыльных анархистов нелегальный кружок — «Рабочая фракция», провел ряд собраний и пр. Судя по ряду сообщений, Солонович действительно вел организационную работу в ссылке, пытался установить связи с Москвой и другими городами, где находились ссыльные анархисты, причем в этом ему способствовали и секретные сотрудники ОГПУ-НКВД. В результате 21.01.37  Солонович был арестован в Каргасоке Нарымским окружным отделом НКВД, и 08.02.37 ему было предъявлено обвинение по ст. ст. 19, 58/10 и 11 УК РСФСР, по которому он отказался давать объяснения. О том, что происходило дальше, можно догадываться по справке, находящейся в деле, согласно которой уже 23.02.37 он поступил в больницу ОМВ УНКВД г. Новосибирска (естественно, причина поступления в больницу не указана), объявил голодовку и скончался в 10 часов 50 минут 04.03.37  «при явлениях нарастающей слабости сердечной деятельности», в связи с чем уголовное дело на него было прекращено 05.03.37. Жена Агния расстреляна 29.07.1937 в Москве.    


По делу «Ордена Света» А. А. Солонович был реабилитирован Постановлением судебной коллегии по уголовным делам ВС РСФСР от 02.09.1975; по делу 1936—1937 реабилитирован прокуратурой Томской области 01.09.1992 на основании Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г.

Источн. и лит.: Архив УФСБ по Томской области. Д. П-2517.//1937-1938. Операции НКВД. С.-33; 1936-1937. Конвейер НКВД. С.110-111,119,124-125; А. Никитин «Тамплиеры в Москве», журнал «Наука и религия», 1993, № 6, с. 55; Никитин А. Тамплиеров — на Лубянку // Оккультные силы СССР. СПб., 1998. С. 436-442; Никитин А.Н. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России. Исследования и материалы. М., 1998; Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.

Примечания

1. А.А. Карелин (1863-1926) — анархо-мистик. Основатель и руководитель масонской организации «Орден Света».

2. П.А. Кропоткин (1842-1921) — князь; революционер, теоретик анархизма.

3. М.А. Бакунин (1814-1876) — русский революционер, теоретик анархизма.

4. Иалдобаоф — одно из воплощений Сатаны. В первоисточниках написания этого слова различаются.

5. В то время рукописи уничтожали не только в печах ОГПУ. Их уничтожали и сами авторы, если нависала угроза обыска и ареста. Причем прежде всего гибли книги, посвященные идеалистической философии, богословию, мистике и всему тому, что шло вразрез с господствующей идеологией. Правительство коммунистов проводило тактику «выжженного пространства» души человеческой, тактику выжженности духовного пространства нации, чтобы не за что было зацепиться ни взглядом, ни мыслью.

6. Лярвы — так в Европе со времен средневековья назывались низшие, темные сущности невидимого для человека мира.

7. Т. Торквемада (1420-1485)— глава испанской инквизиции (великий инквизитор) с 1480 г. Инициатор изгнания евреев из Испании (1490).

 

 

 

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)