Тарасова
Евдокия Ивановна

ТЛ ЧСИР

(1890-после 1955)

Жительница Москвы. Актриса Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ); В 1937 году после ареста мужа приговорена как член семьи изменника Родины к 8 годам ИТЛ. Срок заключения отбывала в Томском лагере для ЧСИР и с 1939 года на Колыме.

Родилась в 1890 в Барнауле. Училась в гимназии, работала кассиром в магазине. В 1920 принята актрисой в Бийский театр. В 1924-1934 актриса Московской госэстрады, передвижного театра Центросоюза, мюзик-холла. В 1934-1937 актриса ГОМЭЦ. Арестована в связи с арестом мужа, постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 28 сентября 1937 как член семьи изменника Родины приговорена к 8 годам ИТЛ. В заключении находилась в Томском лагере ЧСИР, с 1939 на Колыме. Выступала в культбригаде Маглага. Досрочно освобождена 20 июня 1944. Работала воспитательницей детского сада. С 15 августа 1944 по 19 марта1948 актриса Магаданского музыкально-драматического театра им. М. Горького. После увольнения уехала с Колымы.

Предположительно по совету коллеги по Магаданскому театру, бывшего артиста МХАТа, отбывавшего свой срок в Магадане  з/к. и после выехавшего в Ростов -на- Дону Юрия Кольцова Евдокия Ивановна также переехала в этот южный город, где была, как и Кольцов, принята в труппу Ростовского драматического театра им. М. Горького, художественным руководителем которого был известный советский актер и режиссер, народный артист РСФСР Г.Е. Леондор (1894-1959).

Если судить по сохранившимся в архиве музея Ростовского театра программкам спектаклей начала 50-х гг., занята в репертуаре театра артистка Тарасова была довольно плотно, исполняла много больших ролей. Так, в 1950 в спектакле «Живой труп» Л. Толстого играла роль Анны Павловны, матери Лизы. В 1952 помимо роли Анны Павловны в спектакле «Живой труп» исполняла роль Коробочки в спектакле по поэме Н. Гоголя «Мертвые души»; роль Хозяйки в «Маскараде» в спектакле по драме М. Лермонтова; роль Аграфены Кондратьевны, жены Самсона Силыча Большова в спектакле по А. Островскому «Свои люди - сочтемся»; роль Полины, жены Захара Бардина в пьесе М. Горького «Враги». В газетной рецензии на спектакль «Мертвые души» среди других актеров была отмечена и хорошая работа Тарасовой в роли «глубинноголовой» скупидомки Коробочки. В 1954 играла роль зав. горздравотделом Бочкареву в спектакле А. Корнейчука «Платон Кречет». В 1955 была задействована в спектаклях: «Королевство кривых зеркал» (Тетушка Аксал); «Искры» М. Соколова (Дементьевна, жена Ивана Горбова); «Хрустальный ключ» Е. Бондарева (Таисия Михайловна Шатрова. жена директора совхоза); «В добрый час» В. Розова (Анастасия Ефремовна Аверина); «Бесприданница» А. Островского (Харита Огудалова). В рецензии на спектакль «Бесприданница» местный театральный критик отметил её убедительную игру роли матери главной героини спектакля Хариты Огудаловой как «наглую вымогательницу денег у богатых купцов». 

По воспоминаниям одной из легендарных актрис Ростовской драмы Клары Николаевны Абашиной, пришедшей в театр Горького в 1966, её коллеги по сцене вспоминали о Тарасовой как о хорошей характерной актрисе, которая никогда не комиковала, и в работах которой почти всегда просматривалась лирическая «подкладка».

К сожалению, дальнейшая судьба артистки Тарасовой не прослежена и требует дополнительных архивных изысканий.

Источн.: Архив Фонда Иофе; Архив Ростовского академического театра драмы им. М. Горького; Леонидов Л. «Бесприданница» (Спектакль Ростовского драматического театра М. Горького // газета «Звезда». 2 июня 1953 г.; Козлов, А.Г. Театр на северной земле: очерки по истории Магадан. музык.-драмат. театра им. М. Горького (1933-1953 гг.). - Магадан, 1992.С.93

P.S. Благодарю за предоставленные материалы руководителя литературно-драматургической части Ростовского академического театра драмы им. М. Горького Наталью Калашникову

Х.В.

У вас есть информация о данном человеке?

Пришлите нам ваши материалы в любом цифровом формате
(ограничение на размер файла 10Мб, не более 10 файлов)